ПРАВО

Главная страница

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopList Белорусский рейтинг be number one Rambler's Top100

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР
(утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

Глава IV
Морской порт

Статья 60. Морские порты, предназначенные для обслужива- 
ния судов, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, находятся 
в ведении Министерства морского флота СССР (морские торговые 
порты). Отдельные морские торговые порты могут находиться в 
ведении Министерства речного флота РСФСР или органов управле- 
ния речным транспортом других союзных республик. 
В ведении других министерств и ведомств находятся морские 
порты, предназначенные для обслуживания нужд соответствующих 
отраслей народного хозяйства, - рыбные, нефтяные, лесные и 
иные специализированные морские порты. 

Статья 61. Морской торговый порт осуществляет свою хо- 
зяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета и 
является юридическим лицом. 
По своим имущественным обязательствам порт несет самосто- 
ятельную ответственность. 
Порт не отвечает по обязательствам Министерства морского 
флота СССР, морских пароходств и других государственных орга- 
низаций. Министерство морского флота СССР, морские пароходства 
и другие государственные организации не отвечают по обязатель- 
ствам порта. 
Государство не отвечает по обязательствам порта, а порт 
не отвечает по обязательствам государства. 

Статья 62. Морской торговый порт в пределах отведенной 
ему территории и акватории осуществляет погрузку, разгрузку и 
обслуживание заходящих в порт советских и иностранных судов, 
транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, пе- 
ревалку на морской транспорт грузов с других видов транспорта 
и обратно, обслуживание пассажиров морских судов, а также пе- 
ревозки грузов, пассажиров и почты на судах порта. 
Порт осуществляет погрузку и разгрузку судов в порядке 
очередности их прихода в порт, однако линейным судам может 
предоставляться преимущество перед судами, не обслуживающими 
регулярные линии. 
Порядок и условия выполнения портом операций, указанных в 
настоящей статье, устанавливаются Министерством морского флота 
СССР. Порядок и условия выполнения транспортно-экспедиторских 
и складских операций с внешнеторговыми грузами устанавливаются 
Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерс- 
твом внешней торговли СССР и Государственным комитетом Совета 
Министров СССР по внешним экономическим связям, а порядок пе- 
редачи этих грузов организациям других видов транспорта и при- 
ема внешнеторговых грузов от этих организаций - также и по 
согласованию с министерствами и ведомствами, в ведении которых 
находятся соответствующие виды транспорта. 
Перечень осуществляемых операций, связанных с перевозкой 
грузов, обслуживанием пассажиров, сроки открытия и закрытия 
навигации, а также сроки начала и окончания приема грузов пор- 
тами устанавливаются для каждого морского торгового порта Ми- 
нистерством морского флота СССР и публикуются им в установлен- 
ном порядке. 
Перечень портов, осуществляющих перевалку грузов, перево- 
зимых в прямом смешанном и прямом водном сообщении, а также 
порядок и условия перевалки грузов устанавливаются Министерс- 
твом морского флота СССР совместно с министерствами и ведомс- 
твами, в ведении которых находятся соответствующие виды транс- 
порта. 
За выполнение портом работ и предоставление услуг взима- 
ется плата по ставкам, утверждаемым в установленном порядке. 

Статья 63. Агентское обслуживание судов в морском торго- 
вом порту осуществляется государственными агентскими организа- 
циями, являющимися юридическими лицами. 

Статья 64. На морские торговые и рыбные порты возлагается 
осуществление следующих функций по обеспечению безопасности 
мореплавания и порядка в порту: 
1) надзор за соблюдением законов и правил по торговому 
мореплаванию, а также относящихся к торговому мореплаванию 
международных договоров, в которых участвует СССР; 
2) внесение судов в Государственный судовой реестр, ре- 
гистрация в судовой книге и выдача судовых документов; 
3) выдача дипломов и квалификационных свидетельств, ука- 
занных в статье 42 настоящего Кодекса; 
4) проверка судовых документов, а также дипломов и квали- 
фикационных свидетельств; 
5) выдача паспортов моряка лицам, входящим в состав судо- 
вого экипажа; 
6) оформление прихода судов в порт и выхода из порта; 
7) руководство лоцманской службой; 
8) руководство ледокольной проводкой судов на подходах к 
порту и в пределах его акватории; 
9) выдача разрешений на подъем затонувшего в море иму- 
щества, а также на производство в пределах территории и аква- 
тории порта строительных, гидротехнических и иных работ. 
На морские торговые порты возлагается также расследование 
аварий судов, за исключением аварий рыбопромысловых судов, 
затрагивающих интересы лишь организаций рыбной промышленности. 
Расследование аварий судов производится в соответствии с Поло- 
жением, утвержденным Министром морского флота СССР по согласо- 
ванию с Генеральным Прокурором СССР, Министерством обороны 
СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР. 

Статья 65. Морские порты, находящиеся в ведении Минис- 
терства речного флота РСФСР или органов управления речным 
транспортом других союзных республик, а также специализирован- 
ные морские порты, кроме рыбных, осуществляют указанные в 
статье 64 настоящего Кодекса функции в случаях и в пределах, 
установленных министерством или ведомством, в ведении которого 
находится порт, по согласованию с Министерством морского флота 
СССР. 

Статья 66. Во главе морского торгового или рыбного порта 
стоит начальник порта, осуществляющий руководство деятель- 
ностью порта. 
Начальник порта издает обязательные постановления по воп- 
росам безопасности движения, охраны социалистической собствен- 
ности и общественного порядка, проведения санитарных и проти- 
вопожарных мероприятий в порту. 
Функции по обеспечению безопасности мореплавания и поряд- 
ка в порту осуществляет капитан морского торгового или рыбного 
порта, действующий в соответствии с Положением о капитане пор- 
та. Положение о капитане морского торгового порта утверждается 
Министром морского флота СССР, а положение о капитане рыбного 
порта - Министром рыбного хозяйства СССР по согласованию с Ми- 
нистерством морского флота СССР. 

Статья 67. Территорию морского порта составляют отведен- 
ные порту земли. 
Акваторию порта составляют отведенные порту водные прост- 
ранства, в том числе внутренний и внешний рейды. 
Отвод земельных и водных участков для морского порта, а 
также изъятие этих участков производятся в порядке, установ- 
ленном законодательством Союза ССР и союзных республик. 

Статья 68. Территория и акватория морского торгового пор- 
та используются для эксплуатации флота и портовых сооружений. 
Допускается предоставление портом отдельных участков террито- 
рии или акватории порта, а также находящихся на территории 
порта складов, зданий, сооружений и устройств по договорам во 
временное пользование другим организациям для нужд, связанных 
с деятельностью морского транспорта, с возмещением этими орга- 
низациями расходов по содержанию переданных участков по став- 
кам, установленным Министерством морского флота СССР. 
За предоставление во временное пользование складов, зда- 
ний, сооружений и устройств взимается в установленном порядке 
арендная плата. (в ред. Указа Президиума Верховного Совета 
СССР от 2 декабря 1987 г. N 8089-XI). 

Статья 69. На территории морских портов учреждениям здра- 
воохранения предоставляются помещения для медицинского обслу- 
живания пассажиров и организации санитарно-карантинного дос- 
мотра судов, а предприятиям связи - помещения для обслуживания 
пассажиров средствами связи, продажи изданий периодической пе- 
чати, обработки и хранения почты. В портах, в которые заходят 
суда заграничного плавания, выделяются помещения для пунктов 
пограничного контроля. 
При строительстве новых и переустройстве существующих 
портов министерства и ведомства, в ведении которых находятся 
порты, обязаны предусматривать по согласованию с Министерством 
здравоохранения СССР, Министерством связи СССР и другими заин- 
тересованными органами строительство помещений, указанных в 
части первой настоящей статьи. 

Статья 70. Порядок захода судов в морские торговые и рыб- 
ные порты и выхода их из портов устанавливается начальником 
порта. 
В морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные аква- 
тории, порядок захода и выхода судов устанавливается начальни- 
ком морского торгового порта по согласованию с начальником 
рыбного порта. 
В морских торговых и рыбных портах, имеющих акватории, 
смежные с речными портами, порядок захода и выхода судов уста- 
навливается начальниками торговых и рыбных портов по согласо- 
ванию с начальником речного порта. 
В морских торговых и рыбных портах, имеющих акватории, 
смежные с военными портами, порядок захода и выхода судов ус- 
танавливается командованием военного порта по согласованию с 
начальниками морских торговых и рыбных портов. 

Статья 71. Перечень портов, бухт и рейдов, открытых для 
захода иностранных судов, определяется в порядке, установлен- 
ном Советом Министров СССР, и публикуется в "Извещениях мореп- 
лавателям". 

Статья 72. В морских портах взимаются корабельный, при- 
чальный и грузовой сборы в размерах и порядке, устанавливаемых 
Министерством морского флота СССР. Другие портовые сборы могут 
устанавливаться Министерством морского флота СССР по согласо- 
ванию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР. 

Статья 73. По требованию капитана порта стоящие в порту 
суда, а также находящиеся на территории порта лица обязаны 
предоставлять имеющиеся у них плавучие и другие технические 
средства для спасания терпящих бедствие судов и людей. 

Статья 74. Каждое судно обязано до выхода из порта полу- 
чить на это разрешение капитана порта. 
Капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход 
из порта в случаях: 
1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований о 
его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии 
других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плава- 
ния или здоровью находящихся на судне людей, а также в случаях 
нарушения требований относительно судовых документов; 
2) неуплаты установленных сборов и штрафов. 
Расходы, связанные с осуществлением капитаном порта прав, 
предусмотренных настоящей статьей (по осмотру, освидетельство- 
ванию и т. п.), возлагаются на судовладельца. 

Статья 75. Судно и груз могут быть задержаны в морском 
торговом или рыбном порту начальником порта по просьбе лица, 
имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании, 
столкновении судов или ином причинении вреда, а также по тре- 
бованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, 
иного находящегося в порту имущества и средств навигационной 
обстановки, впредь до предоставления судовладельцем или гру- 
зовладельцем достаточного обеспечения. 
Ответственность за убытки, причиненные неосновательным 
задержанием судна или груза, несут лица, по требованию которых 
состоялось задержание. 

Статья 76. Распоряжение начальника порта о задержании 
судна или груза по требованиям, перечисленным в статье 75 нас- 
тоящего Кодекса, действительно в течение трех суток. Если в 
течение этого срока не состоится постановление суда или пред- 
седателя Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой 
палате о наложении на судно или груз ареста, они подлежат не- 
медленному освобождению. 

Статья 77. По требованиям имущественного характера не 
подлежат задержанию суда, находящиеся в собственности иност- 
ранного государства, за исключением случаев, предусмотренных 
статьей 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и со- 
юзных республик. 

Статья 78. Морской торговый порт действует на основании 
Положения о морских торговых портах, утвержденного Министром 
морского флота СССР.

<<< На содержание

Hosted by uCoz