<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ
| Далее>>>
Глава IV
Морской порт
Статья 60. Морские порты, предназначенные для обслужива-
ния судов, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, находятся
в ведении Министерства морского флота СССР (морские торговые
порты). Отдельные морские торговые порты могут находиться в
ведении Министерства речного флота РСФСР или органов управле-
ния речным транспортом других союзных республик.
В ведении других министерств и ведомств находятся морские
порты, предназначенные для обслуживания нужд соответствующих
отраслей народного хозяйства, - рыбные, нефтяные, лесные и
иные специализированные морские порты.
Статья 61. Морской торговый порт осуществляет свою хо-
зяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета и
является юридическим лицом.
По своим имущественным обязательствам порт несет самосто-
ятельную ответственность.
Порт не отвечает по обязательствам Министерства морского
флота СССР, морских пароходств и других государственных орга-
низаций. Министерство морского флота СССР, морские пароходства
и другие государственные организации не отвечают по обязатель-
ствам порта.
Государство не отвечает по обязательствам порта, а порт
не отвечает по обязательствам государства.
Статья 62. Морской торговый порт в пределах отведенной
ему территории и акватории осуществляет погрузку, разгрузку и
обслуживание заходящих в порт советских и иностранных судов,
транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, пе-
ревалку на морской транспорт грузов с других видов транспорта
и обратно, обслуживание пассажиров морских судов, а также пе-
ревозки грузов, пассажиров и почты на судах порта.
Порт осуществляет погрузку и разгрузку судов в порядке
очередности их прихода в порт, однако линейным судам может
предоставляться преимущество перед судами, не обслуживающими
регулярные линии.
Порядок и условия выполнения портом операций, указанных в
настоящей статье, устанавливаются Министерством морского флота
СССР. Порядок и условия выполнения транспортно-экспедиторских
и складских операций с внешнеторговыми грузами устанавливаются
Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерс-
твом внешней торговли СССР и Государственным комитетом Совета
Министров СССР по внешним экономическим связям, а порядок пе-
редачи этих грузов организациям других видов транспорта и при-
ема внешнеторговых грузов от этих организаций - также и по
согласованию с министерствами и ведомствами, в ведении которых
находятся соответствующие виды транспорта.
Перечень осуществляемых операций, связанных с перевозкой
грузов, обслуживанием пассажиров, сроки открытия и закрытия
навигации, а также сроки начала и окончания приема грузов пор-
тами устанавливаются для каждого морского торгового порта Ми-
нистерством морского флота СССР и публикуются им в установлен-
ном порядке.
Перечень портов, осуществляющих перевалку грузов, перево-
зимых в прямом смешанном и прямом водном сообщении, а также
порядок и условия перевалки грузов устанавливаются Министерс-
твом морского флота СССР совместно с министерствами и ведомс-
твами, в ведении которых находятся соответствующие виды транс-
порта.
За выполнение портом работ и предоставление услуг взима-
ется плата по ставкам, утверждаемым в установленном порядке.
Статья 63. Агентское обслуживание судов в морском торго-
вом порту осуществляется государственными агентскими организа-
циями, являющимися юридическими лицами.
Статья 64. На морские торговые и рыбные порты возлагается
осуществление следующих функций по обеспечению безопасности
мореплавания и порядка в порту:
1) надзор за соблюдением законов и правил по торговому
мореплаванию, а также относящихся к торговому мореплаванию
международных договоров, в которых участвует СССР;
2) внесение судов в Государственный судовой реестр, ре-
гистрация в судовой книге и выдача судовых документов;
3) выдача дипломов и квалификационных свидетельств, ука-
занных в статье 42 настоящего Кодекса;
4) проверка судовых документов, а также дипломов и квали-
фикационных свидетельств;
5) выдача паспортов моряка лицам, входящим в состав судо-
вого экипажа;
6) оформление прихода судов в порт и выхода из порта;
7) руководство лоцманской службой;
8) руководство ледокольной проводкой судов на подходах к
порту и в пределах его акватории;
9) выдача разрешений на подъем затонувшего в море иму-
щества, а также на производство в пределах территории и аква-
тории порта строительных, гидротехнических и иных работ.
На морские торговые порты возлагается также расследование
аварий судов, за исключением аварий рыбопромысловых судов,
затрагивающих интересы лишь организаций рыбной промышленности.
Расследование аварий судов производится в соответствии с Поло-
жением, утвержденным Министром морского флота СССР по согласо-
ванию с Генеральным Прокурором СССР, Министерством обороны
СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР.
Статья 65. Морские порты, находящиеся в ведении Минис-
терства речного флота РСФСР или органов управления речным
транспортом других союзных республик, а также специализирован-
ные морские порты, кроме рыбных, осуществляют указанные в
статье 64 настоящего Кодекса функции в случаях и в пределах,
установленных министерством или ведомством, в ведении которого
находится порт, по согласованию с Министерством морского флота
СССР.
Статья 66. Во главе морского торгового или рыбного порта
стоит начальник порта, осуществляющий руководство деятель-
ностью порта.
Начальник порта издает обязательные постановления по воп-
росам безопасности движения, охраны социалистической собствен-
ности и общественного порядка, проведения санитарных и проти-
вопожарных мероприятий в порту.
Функции по обеспечению безопасности мореплавания и поряд-
ка в порту осуществляет капитан морского торгового или рыбного
порта, действующий в соответствии с Положением о капитане пор-
та. Положение о капитане морского торгового порта утверждается
Министром морского флота СССР, а положение о капитане рыбного
порта - Министром рыбного хозяйства СССР по согласованию с Ми-
нистерством морского флота СССР.
Статья 67. Территорию морского порта составляют отведен-
ные порту земли.
Акваторию порта составляют отведенные порту водные прост-
ранства, в том числе внутренний и внешний рейды.
Отвод земельных и водных участков для морского порта, а
также изъятие этих участков производятся в порядке, установ-
ленном законодательством Союза ССР и союзных республик.
Статья 68. Территория и акватория морского торгового пор-
та используются для эксплуатации флота и портовых сооружений.
Допускается предоставление портом отдельных участков террито-
рии или акватории порта, а также находящихся на территории
порта складов, зданий, сооружений и устройств по договорам во
временное пользование другим организациям для нужд, связанных
с деятельностью морского транспорта, с возмещением этими орга-
низациями расходов по содержанию переданных участков по став-
кам, установленным Министерством морского флота СССР.
За предоставление во временное пользование складов, зда-
ний, сооружений и устройств взимается в установленном порядке
арендная плата. (в ред. Указа Президиума Верховного Совета
СССР от 2 декабря 1987 г. N 8089-XI).
Статья 69. На территории морских портов учреждениям здра-
воохранения предоставляются помещения для медицинского обслу-
живания пассажиров и организации санитарно-карантинного дос-
мотра судов, а предприятиям связи - помещения для обслуживания
пассажиров средствами связи, продажи изданий периодической пе-
чати, обработки и хранения почты. В портах, в которые заходят
суда заграничного плавания, выделяются помещения для пунктов
пограничного контроля.
При строительстве новых и переустройстве существующих
портов министерства и ведомства, в ведении которых находятся
порты, обязаны предусматривать по согласованию с Министерством
здравоохранения СССР, Министерством связи СССР и другими заин-
тересованными органами строительство помещений, указанных в
части первой настоящей статьи.
Статья 70. Порядок захода судов в морские торговые и рыб-
ные порты и выхода их из портов устанавливается начальником
порта.
В морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные аква-
тории, порядок захода и выхода судов устанавливается начальни-
ком морского торгового порта по согласованию с начальником
рыбного порта.
В морских торговых и рыбных портах, имеющих акватории,
смежные с речными портами, порядок захода и выхода судов уста-
навливается начальниками торговых и рыбных портов по согласо-
ванию с начальником речного порта.
В морских торговых и рыбных портах, имеющих акватории,
смежные с военными портами, порядок захода и выхода судов ус-
танавливается командованием военного порта по согласованию с
начальниками морских торговых и рыбных портов.
Статья 71. Перечень портов, бухт и рейдов, открытых для
захода иностранных судов, определяется в порядке, установлен-
ном Советом Министров СССР, и публикуется в "Извещениях мореп-
лавателям".
Статья 72. В морских портах взимаются корабельный, при-
чальный и грузовой сборы в размерах и порядке, устанавливаемых
Министерством морского флота СССР. Другие портовые сборы могут
устанавливаться Министерством морского флота СССР по согласо-
ванию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР.
Статья 73. По требованию капитана порта стоящие в порту
суда, а также находящиеся на территории порта лица обязаны
предоставлять имеющиеся у них плавучие и другие технические
средства для спасания терпящих бедствие судов и людей.
Статья 74. Каждое судно обязано до выхода из порта полу-
чить на это разрешение капитана порта.
Капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход
из порта в случаях:
1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований о
его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии
других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плава-
ния или здоровью находящихся на судне людей, а также в случаях
нарушения требований относительно судовых документов;
2) неуплаты установленных сборов и штрафов.
Расходы, связанные с осуществлением капитаном порта прав,
предусмотренных настоящей статьей (по осмотру, освидетельство-
ванию и т. п.), возлагаются на судовладельца.
Статья 75. Судно и груз могут быть задержаны в морском
торговом или рыбном порту начальником порта по просьбе лица,
имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании,
столкновении судов или ином причинении вреда, а также по тре-
бованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений,
иного находящегося в порту имущества и средств навигационной
обстановки, впредь до предоставления судовладельцем или гру-
зовладельцем достаточного обеспечения.
Ответственность за убытки, причиненные неосновательным
задержанием судна или груза, несут лица, по требованию которых
состоялось задержание.
Статья 76. Распоряжение начальника порта о задержании
судна или груза по требованиям, перечисленным в статье 75 нас-
тоящего Кодекса, действительно в течение трех суток. Если в
течение этого срока не состоится постановление суда или пред-
седателя Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой
палате о наложении на судно или груз ареста, они подлежат не-
медленному освобождению.
Статья 77. По требованиям имущественного характера не
подлежат задержанию суда, находящиеся в собственности иност-
ранного государства, за исключением случаев, предусмотренных
статьей 61 Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и со-
юзных республик.
Статья 78. Морской торговый порт действует на основании
Положения о морских торговых портах, утвержденного Министром
морского флота СССР.
|