<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ
| Далее>>>
Глава III
Экипаж судна
Статья 39. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц
командного состава и судовой команды.
К командному составу судна, кроме капитана, относятся по-
мощники капитана, судовые механики, электромеханики, радиоспе-
циалисты и врачи. Уставами службы на судах к командному соста-
ву могут быть отнесены также другие судовые специалисты.
Судовая команда состоит из палубной команды, машинной ко-
манды и других служащих на судне лиц, которые не относятся к
командному составу судна.
Статья 40. Минимальный состав экипажа для судов Минис-
терства морского флота СССР, при котором допускается выход
судна в море, устанавливается в зависимости от типа и назначе-
ния судна Министерством морского флота СССР, а для судов флота
рыбной промышленности - Министерством рыбного хозяйства СССР.
Для судов организаций других министерств и ведомств минималь-
ный состав экипажа устанавливается Министерством морского фло-
та СССР по согласованию с этими министерствами и ведомствами.
Минимальный состав экипажа судна внутреннего плавания,
выходящего в море, а также требования, которым должны удовлет-
ворять члены экипажа таких судов, устанавливаются Министерс-
твом морского флота СССР по согласованию с Министерством реч-
ного флота РСФСР или органами управления речным транспортом
других союзных республик.
Минимальный состав экипажа спортивного судна устанавлива-
ется Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Ми-
нистров СССР.
Статья 41. В состав судового экипажа могут входить лишь
граждане СССР. Изъятия из этого правила могут допускаться в
порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
К службе на судне допускаются лица, признанные годными
для этого по состоянию здоровья.
Статья 42. К занятию должностей капитана, помощников ка-
питана, судовых механиков, электромехаников и радиоспециалис-
тов допускаются лица, имеющие звания, установленные Положением
о званиях лиц командного состава морских судов, утвержденным
Советом Министров СССР.
Присвоение указанных званий удостоверяется выдачей дипло-
мов или квалификационных свидетельств после прохождения испы-
таний в специальной квалификационной комиссии. Лишение звания
допускается лишь в случаях нарушения трудовой дисциплины, уг-
рожающего безопасности плавания, и в порядке, установленном
уставами о дисциплине.
Статья 43. Порядок приема на работу лиц судового экипажа,
их права и обязанности, условия службы на судне, а также осно-
вания и порядок увольнения определяются законодательством о
труде Союза ССР и союзных республик, настоящим Кодексом, уста-
вами службы на судах и уставами о дисциплине.
Устав службы на судах Министерства морского флота СССР
утверждается Министром морского флота СССР по согласованию с
Центральным комитетом профессионального союза рабочих морского
и речного флота.
Устав службы на судах рыбной промышленности утверждается
Министром рыбного хозяйства СССР по согласованию с Центральным
комитетом профессионального союза рабочих пищевой промышлен-
ности.
Уставы службы на судах других министерств и ведомств ут-
верждаются руководителями этих министерств и ведомств по сог-
ласованию с Министерством морского флота СССР и центральным
комитетом соответствующего профессионального союза.
Уставы о дисциплине работников флота министерств и ве-
домств, в ведении которых находятся морские суда, утверждаются
Советом Министров СССР.
Статья 44. Никто из лиц судового экипажа не может быть
назначен на судно без согласия капитана.
Статья 45. Капитан имеет право применять меры поощрения и
налагать дисциплинарные взыскания на лиц судового экипажа в
случаях и в порядке, предусмотренных уставом о дисциплине.
Капитан имеет право в случае необходимости отстранить от
исполнения служебных обязанностей всякое лицо судового экипа-
жа. В этом случае соответственно применяются правила статьи 47
настоящего Кодекса.
Статья 46. В случае гибели или повреждения имущества чле-
на судового экипажа вследствие аварии судна судовладелец обя-
зан возместить причиненный ущерб, исходя из государственных
розничных цен на имущество того же рода и качества, с учетом
износа погибшего или поврежденного имущества. Не подлежит воз-
мещению стоимость имущества членов экипажа, виновных в аварии.
Статья 47. В случае увольнения по инициативе администра-
ции лица, входящего в состав судового экипажа, судовладелец
обязан обеспечить за свой счет доставку уволенного в порт,
предусмотренный коллективным договором, а при отсутствии ука-
заний в коллективном договоре - в порт приема на работу, с со-
держанием уволенного до возвращения в этот порт.
Статья 48. На капитана возлагается управление судном, в
том числе судовождение, принятие всех мер, необходимых для
обеспечения безопасности плавания, поддержания порядка на суд-
не, предотвращения всякого вреда судну и находящимся на нем
людям и грузу.
Распоряжения капитана в пределах его полномочий подлежат
беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне лица-
ми.
В случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на
судне, законных распоряжений капитана капитан принимает в от-
ношении этих лиц необходимые меры.
Если действия находящегося на судне лица, не содержащие
признаков уголовно наказуемого деяния, угрожают безопасности
судна или находящихся на нем людей и имущества, капитан вправе
поместить это лицо в особое помещение и содержать его там
вплоть до прихода судна в первый порт СССР, в который зайдет
судно. За незаконное содержание в особом помещении капитан не-
сет установленную законом ответственность.
Статья 49. Взаимоотношения капитана судна и других лиц
судового экипажа с консулами СССР определяются Консульским ус-
тавом Союза ССР.
Статья 50. Капитан в силу своего служебного положения
признается представителем судовладельца и грузовладельцев в
отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плава-
ния, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если
на месте нет иных представителей судовладельца или грузовла-
дельцев.
Статья 51. О каждом случае рождения ребенка на судне ка-
питан обязан составить акт при участии двух свидетелей и судо-
вого врача, а при его отсутствии - фельдшера (если врач или
фельдшер имеются на судне), а также сделать запись в судовом
журнале.
Составленный капитаном акт не заменяет свидетельства о
рождении и подлежит представлению в органы записи актов граж-
данского состояния для получения свидетельства о рождении.
Статья 52. Капитан обязан удостоверить составленное нахо-
дящимся на судне лицом завещание, принять его на хранение и
хранить до передачи начальнику порта СССР или консулу СССР в
иностранном порту.
О каждом случае смерти на судне капитан обязан составить
акт при участии двух свидетелей и судового врача, а при его
отсутствии - фельдшера (если врач или фельдшер имеются на суд-
не), а также сделать запись в судовом журнале. К акту о смерти
прилагается опись находящегося на судне имущества умершего.
Капитан принимает меры к сохранению имущества умершего.
По прибытии в порт СССР или в порт иностранного государс-
тва, в котором есть консул СССР, капитан передает акт о смерти
и опись имущества умершего начальнику порта СССР, а в иност-
ранном порту консулу СССР и принимает меры к погребению умер-
шего. В исключительных случаях, когда судно должно находиться
длительное время в открытом море и тело умершего не может быть
сохранено, капитан имеет право предать тело морю согласно
морским обычаям, с составлением соответствующего акта.
Статья 53. Капитан обязан, поскольку он может это сделать
без опасности для своего судна, экипажа и пассажиров:
1) оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, кото-
рому угрожает гибель;
2) следовать со всей возможной скоростью на помощь поги-
бающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если
на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать.
За неисполнение указанных в настоящей статье обязанностей
капитан несет установленную законом ответственность.
Статья 54. В случае опасности для судна и для находящихся
на нем людей или груза, а также в других необходимых случаях
капитан вправе созывать судовой совет в составе, предусмотрен-
ном уставом службы на судах.
Судовой совет не ограничивает прав капитана, и оконча-
тельное решение принимает капитан.
Статья 55. В случае истощения на судне в открытом море
жизненных припасов, в том числе неснижаемого запаса продоволь-
ствия, капитан вправе произвести с целью общего распределения
реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося
в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию нахо-
дящегося на судне груза, могущего быть использованным для пи-
тания. О реквизиции составляется акт.
Стоимость реквизированного продовольствия или груза воз-
мещается судовладельцем.
Нормы неснижаемого запаса продовольствия для судов Минис-
терства морского флота СССР устанавливаются этим министерс-
твом, а для судов флота рыбной промышленности Министерством
рыбного хозяйства СССР. Для судов других министерств и ведомс-
тв нормы неснижаемого запаса продовольствия устанавливаются
Министерством морского флота СССР по согласованию с соответс-
твующими министерствами и ведомствами.
Статья 56. Если, по мнению капитана, судну грозит немину-
емая гибель, капитан после принятия всех мер к спасению пасса-
жиров разрешает судовому экипажу оставить судно. Капитан ос-
тавляет судно последним, приняв все зависящие от него меры к
спасению судового, машинного и радиотелеграфного журналов,
карт данного рейса, документов и ценностей.
Затонувшее в море имущество
Статья 58. Капитан, встретивший во время рейса неотложную
надобность в деньгах для продолжения плавания, в частности для
ремонта судна или содержания его экипажа, вправе, если нет
возможности или времени для получения распоряжения судовла-
дельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся
необходимой для завершения плавания.
Капитан обязан избрать тот способ приобретения средств к
продолжению плавания, который наименее убыточен для судовла-
дельца и грузовладельца.
Стоимость проданного груза должна быть возмещена его вла-
дельцу, кроме случаев, когда вызванные этим убытки подпадают
под признаки общей аварии или когда продажа была произведена
только в интересах груза.
Статья 59. В случае совершения на судне, находящемся в
плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством
Союза ССР или союзной республики, на территории которой распо-
ложен порт приписки судна, капитан выполняет функции органа
дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуальным за-
конодательством Союза ССР и указанной союзной республики, а
также Инструкцией о производстве дознания на морских судах,
находящихся в плавании, утвержденной Генеральным Прокурором
СССР по согласованию с Министерством морского флота СССР и Ми-
нистерством рыбного хозяйства СССР.
Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении
преступления, до передачи его соответствующим властям в первом
порту СССР, в который зайдет судно. В случае необходимости ка-
питан может направить это лицо и материалы дознания в СССР на
другом судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР.
В случае совершения на судне во время пребывания в порту
СССР деяния, предусмотренного уголовным законодательством Сою-
за ССР или союзной республики, на территории которой располо-
жен порт, капитан обязан передать лицо, совершившее указанное
деяние, местным властям.
|