<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>
ГЛАВА 4. Воздушные суда
Статья 23. Классификация воздушных судов
Республики Беларусь
Воздушное судно -- летательный аппарат, поддерживаемый в
атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от вза-
имодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или
воды.
Воздушные суда подразделяются на государственные и граж-
данские.
Государственное воздушное судно -- воздушное судно, ис-
пользуемое в государственной авиации и зарегистрированное в
Государственном реестре государственных воздушных судов Рес-
публики Беларусь.
Гражданское воздушное судно -- воздушное судно, использу-
емое в гражданской авиации и зарегистрированное в Государс-
твенном реестре гражданских воздушных судов Республики Бела-
русь.
К гражданским воздушным судам относятся также планеры,
дельтапланы, сверхлегкие летательные аппараты, воздушные суда
любительской конструкции и аэростатические аппараты, использу-
емые в гражданской авиации.
Статья 24. Требования к летной годности воздушных судов,
авиационных двигателей и воздушных винтов
Требования к летной годности воздушных судов, авиационных
двигателей и воздушных винтов устанавливаются авиационными
правилами и являются обязательными для юридических и физичес-
ких лиц, участвующих в создании, испытаниях, серийном произ-
водстве, приемке, эксплуатации, ремонте, модернизации, перео-
борудовании воздушных судов, авиационных двигателей и воздуш-
ных винтов и доработке их конструкций по бюллетеням разработ-
чика и (или) изготовителя.
Статья 25. Сертификат эксплуатанта воздушного судна
Эксплуатант воздушного судна -- юридическое или физичес-
кое лицо, имеющее воздушное судно (воздушные суда) на праве
собственности, условиях аренды или ином законном основании,
использующее воздушное судно (воздушные суда) для полетов и
имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного
судна.
Юридические или физические лица, эксплуатирующие граж-
данское воздушное судно, должны получить от специально уполно-
моченного органа в области гражданской авиации в порядке, оп-
ределяемом Советом Министров Республики Беларусь, сертификат
(свидетельство) эксплуатанта воздушного судна, подтверждающий
соответствие уровня подготовки указанных лиц требованиям авиа-
ционных правил.
Статья 26. Сертификация гражданских воздушных судов,
авиационных двигателей и воздушных винтов
Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных
двигателей и воздушных винтов нового типа осуществляется в со-
ответствии с авиационными правилами, устанавливающими требова-
ния и процедуры сертификации.
Сертификация подтверждается выдачей сертификата типа, ес-
ли в ходе ее осуществления установлено, что гражданские воз-
душные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового
типа соответствуют требованиям к летной годности и охраны ок-
ружающей среды, а конструкции гражданских воздушных судов,
авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признаны
в качестве типовых.
Сертификат типа -- официальный документ, выдаваемый упол-
номоченным на то органом, осуществляющим сертификацию граж-
данских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных
винтов.
Гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воз-
душный винт в процессе серийного производства проходят в уста-
новленном порядке испытания и проверки, по завершении которых
гражданскому воздушному судну выдается сертификат летной год-
ности, а авиационному двигателю или воздушному винту -- доку-
мент, эквивалентный сертификату летной годности. Указанные до-
кументы удостоверяют, что конструкции и характеристики граж-
данского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного
винта соответствуют их типовым конструкциям, а изготовление --
соответствующим требованиям.
Обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского
воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта на
этапах их разработки, испытаний и эксплуатации вплоть до спи-
сания требованиям к летной годности и охраны окружающей среды
возлагается соответственно на разработчиков гражданского воз-
душного судна, авиационного двигателя и воздушного винта.
Обеспечение соответствия серийно производимого гражданс-
кого воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного
винта сертифицированному типу возлагается на их изготовителя.
Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обс-
луживания гражданского воздушного судна, предусмотренных экс-
плуатационной документацией гражданского воздушного судна оп-
ределенного типа и обеспечивающих поддержание его летной год-
ности, возлагается на эксплуатанта воздушного судна. В случае
нарушения эксплуатантом этих правил, а также в случае выявле-
ния несоответствия состояния гражданского воздушного судна
требованиям авиационных правил специально уполномоченный орган
в области гражданской авиации имеет право ввести ограничения
на эксплуатацию данного воздушного судна или остановить его
эксплуатацию.
Государственный контроль за летной годностью гражданских
воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов на
этапах их разработки, производства и эксплуатации осуществля-
ется уполномоченным органом, на который возложено осуществле-
ние сертификации гражданских воздушных судов, авиационных дви-
гателей и воздушных винтов, специально уполномоченным органом
в области гражданской авиации и специально уполномоченным ор-
ганом в области обороны.
Эксплуатанты воздушных судов обязаны представлять уполно-
моченному органу, осуществляющему сертификацию гражданских
воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а
также разработчику авиационной техники информацию о техничес-
ком состоянии воздушных судов, авиационных двигателей и воз-
душных винтов и об особенностях их эксплуатации. Порядок
представления этой информации устанавливается авиационными
правилами.
Статья 27. Сертификация импортируемых гражданских
воздушных судов, авиационных двигателей
и воздушных винтов
Импортируемые гражданское воздушное судно, авиационный
двигатель и воздушный винт должны иметь экспортный сертификат
(свидетельство) летной годности, выданный компетентными орга-
нами государства-экспортера.
Сертификат (свидетельство) летной годности иностранного
гражданского воздушного судна признается специально уполномо-
ченным органом в области гражданской авиации действительным,
если требования, в соответствии с которыми он выдан или ему
придана юридическая сила в государстве регистрации, отвечают
требованиям, установленным в Республике Беларусь.
Импортируемые гражданские воздушные суда, авиационные
двигатели и воздушные винты должны иметь сертификат типа, со-
ответствующий требованиям авиационных правил.
Статья 28. Сертификация планеров, дельтапланов,
сверхлегких летательных аппаратов,
воздушных судов любительской конструкции,
аэростатических аппаратов
Сертификация планеров, дельтапланов, сверхлегких лета-
тельных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции,
аэростатических аппаратов осуществляется специально уполномо-
ченным органом в области гражданской авиации или уполномочен-
ной им организацией с участием разработчика указанных воздуш-
ных судов.
Выдача сертификатов (свидетельств), удостоверяющих летную
годность планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппа-
ратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатичес-
ких аппаратов, а также контроль за поддержанием их летной год-
ности в процессе эксплуатации осуществляются в соответствии с
правилами, утверждаемыми специально уполномоченным органом в
области гражданской авиации.
Статья 29. Государственная регистрация воздушных судов
Воздушные суда подлежат государственной регистрации в по-
рядке, установленном авиационными правилами, и могут быть за-
регистрированы только в одном государстве.
Гражданские воздушные суда подлежат государственной ре-
гистрации в Государственном реестре гражданских воздушных су-
дов Республики Беларусь.
Гражданскому воздушному судну, внесенному в Государствен-
ный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь,
выдается регистрационное свидетельство, что является фактом
признания его национальной принадлежности.
Государственные воздушные суда подлежат государственной
регистрации в Государственном реестре государственных воздуш-
ных судов Республики Беларусь.
В случае изменения собственника воздушного судна, а также
в иных случаях, предусмотренных авиационными правилами, воз-
душные суда подлежат перерегистрации.
Статья 30. Исключение воздушного судна из реестра
Воздушное судно исключается из соответствующего государс-
твенного реестра воздушных судов Республики Беларусь в случа-
ях:
списания или снятия воздушного судна с эксплуатации;
продажи гражданского воздушного судна или перехода на
иных законных основаниях права собственности на него иностран-
ному государству, а также иностранному гражданину, лицу без
гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вы-
воза гражданского воздушного судна за пределы территории Рес-
публики Беларусь;
нарушения требований государственной регистрации граж-
данского воздушного судна.
В случае исключения воздушного судна из соответствующего
государственного реестра воздушных судов Республики Беларусь
регистрационное свидетельство теряет силу.
Статья 31. Сборы, связанные с сертификацией
и регистрацией
За сертификацию и регистрацию гражданских воздушных су-
дов, сертификацию авиационных двигателей и воздушных винтов, а
также сертификацию деятельности эксплуатантов воздушных судов
взимается плата в порядке, определяемом Советом Министров Рес-
публики Беларусь.
Статья 32. Допуск гражданских воздушных судов
к эксплуатации
Гражданское воздушное судно, имеющее сертификат типа и
сертификат летной годности, допускается к эксплуатации, если
оно зарегистрировано в Государственном реестре гражданских
воздушных судов Республики Беларусь и имеет удостоверение о
годности к полетам.
Удостоверение о годности к полетам выдается специально
уполномоченным органом в области гражданской авиации или орга-
ном иностранного государства, если требования, на основании
которых оно было выдано, соответствуют требованиям, установ-
ленным в Республике Беларусь.
Поддержание гражданского воздушного судна в процессе экс-
плуатации в состоянии, отвечающем требованиям авиационных пра-
вил и иным распространяемым на это воздушное судно требованиям
безопасности полетов, а также требованиям природоохранного за-
конодательства, возлагается на эксплуатанта воздушного судна.
Специально уполномоченный орган в области гражданской
авиации вправе запретить эксплуатацию гражданского воздушного
судна в случаях:
отсутствия или просрочки удостоверения о годности к поле-
там;
эксплуатации воздушного судна за пределами ограничений,
установленных руководством по летной эксплуатации воздушного
судна.
Статья 33. Обозначения, наносимые на воздушные суда
При внесении гражданского воздушного судна в Государс-
твенный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь
ему присваиваются государственный и регистрационный опознава-
тельные знаки, которые наносятся на воздушное судно.
Государственный и регистрационный опознавательные знаки
гражданских воздушных судов Республики Беларусь и порядок их
нанесения устанавливаются авиационными правилами.
Кроме государственного и регистрационного опознавательных
знаков, на гражданское воздушное судно могут наноситься симво-
лы, надписи и эмблемы с соблюдением установленных требований.
Порядок нанесения государственных опознавательных и дру-
гих знаков на государственные воздушные суда устанавливается
специально уполномоченным органом в области обороны.
Полеты воздушного судна, не имеющего государственного и
регистрационного опознавательных знаков, запрещаются, за иск-
лючением полетов, выполняемых в соответствии с правилами про-
ведения испытательных полетов.
Статья 34. Позывной номер и позывной радиосигнал
Гражданскому воздушному судну Республики Беларусь, обору-
дованному средствами радиосвязи, присваиваются позывной радио-
сигнал из международной серии, предоставленной Республике Бе-
ларусь, и номер избирательного цифрового вызова.
Статья 35. Передача воздушного судна в аренду иностран-
ному эксплуатанту воздушного судна
Порядок передачи воздушного судна Республики Беларусь в
аренду иностранному эксплуатанту воздушного судна устанавлива-
ется законодательством Республики Беларусь, если иное не пре-
дусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Статья 36. Ограничение права пользования гражданскими
воздушными судами
Ограничение права пользования гражданскими воздушными су-
дами (привлечение к воздушным перевозкам для государственных
нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные ог-
раничения) допускается в военное время или в случаях введения
военного или чрезвычайного положения.
|