ПРАВО

Главная страница

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 27.01.1999, N 5, рег. N 2/15 от 15.01.1999) 

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

 ГЛАВА 4. Воздушные суда 

Статья 23. Классификация воздушных судов 
Республики Беларусь 

Воздушное судно -- летательный аппарат, поддерживаемый в 
атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от вза- 
имодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или 
воды. 
Воздушные суда подразделяются на государственные и граж- 
данские. 
Государственное воздушное судно -- воздушное судно, ис- 
пользуемое в государственной авиации и зарегистрированное в 
Государственном реестре государственных воздушных судов Рес- 
публики Беларусь. 
Гражданское воздушное судно -- воздушное судно, использу- 
емое в гражданской авиации и зарегистрированное в Государс- 
твенном реестре гражданских воздушных судов Республики Бела- 
русь. 
К гражданским воздушным судам относятся также планеры, 
дельтапланы, сверхлегкие летательные аппараты, воздушные суда 
любительской конструкции и аэростатические аппараты, использу- 
емые в гражданской авиации. 

Статья 24. Требования к летной годности воздушных судов, 
авиационных двигателей и воздушных винтов 

Требования к летной годности воздушных судов, авиационных 
двигателей и воздушных винтов устанавливаются авиационными 
правилами и являются обязательными для юридических и физичес- 
ких лиц, участвующих в создании, испытаниях, серийном произ- 
водстве, приемке, эксплуатации, ремонте, модернизации, перео- 
борудовании воздушных судов, авиационных двигателей и воздуш- 
ных винтов и доработке их конструкций по бюллетеням разработ- 
чика и (или) изготовителя. 

Статья 25. Сертификат эксплуатанта воздушного судна 

Эксплуатант воздушного судна -- юридическое или физичес- 
кое лицо, имеющее воздушное судно (воздушные суда) на праве 
собственности, условиях аренды или ином законном основании, 
использующее воздушное судно (воздушные суда) для полетов и 
имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта воздушного 
судна. 
Юридические или физические лица, эксплуатирующие граж- 
данское воздушное судно, должны получить от специально уполно- 
моченного органа в области гражданской авиации в порядке, оп- 
ределяемом Советом Министров Республики Беларусь, сертификат 
(свидетельство) эксплуатанта воздушного судна, подтверждающий 
соответствие уровня подготовки указанных лиц требованиям авиа- 
ционных правил. 

Статья 26. Сертификация гражданских воздушных судов, 
авиационных двигателей и воздушных винтов 

Сертификация гражданских воздушных судов, авиационных 
двигателей и воздушных винтов нового типа осуществляется в со- 
ответствии с авиационными правилами, устанавливающими требова- 
ния и процедуры сертификации. 
Сертификация подтверждается выдачей сертификата типа, ес- 
ли в ходе ее осуществления установлено, что гражданские воз- 
душные суда, авиационные двигатели и воздушные винты нового 
типа соответствуют требованиям к летной годности и охраны ок- 
ружающей среды, а конструкции гражданских воздушных судов, 
авиационных двигателей и воздушных винтов нового типа признаны 
в качестве типовых. 
Сертификат типа -- официальный документ, выдаваемый упол- 
номоченным на то органом, осуществляющим сертификацию граж- 
данских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных 
винтов. 
Гражданское воздушное судно, авиационный двигатель и воз- 
душный винт в процессе серийного производства проходят в уста- 
новленном порядке испытания и проверки, по завершении которых 
гражданскому воздушному судну выдается сертификат летной год- 
ности, а авиационному двигателю или воздушному винту -- доку- 
мент, эквивалентный сертификату летной годности. Указанные до- 
кументы удостоверяют, что конструкции и характеристики граж- 
данского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного 
винта соответствуют их типовым конструкциям, а изготовление -- 
соответствующим требованиям. 
Обеспечение соответствия типовой конструкции гражданского 
воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта на 
этапах их разработки, испытаний и эксплуатации вплоть до спи- 
сания требованиям к летной годности и охраны окружающей среды 
возлагается соответственно на разработчиков гражданского воз- 
душного судна, авиационного двигателя и воздушного винта. 
Обеспечение соответствия серийно производимого гражданс- 
кого воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного 
винта сертифицированному типу возлагается на их изготовителя. 
Соблюдение правил летной эксплуатации и технического обс- 
луживания гражданского воздушного судна, предусмотренных экс- 
плуатационной документацией гражданского воздушного судна оп- 
ределенного типа и обеспечивающих поддержание его летной год- 
ности, возлагается на эксплуатанта воздушного судна. В случае 
нарушения эксплуатантом этих правил, а также в случае выявле- 
ния несоответствия состояния гражданского воздушного судна 
требованиям авиационных правил специально уполномоченный орган 
в области гражданской авиации имеет право ввести ограничения 
на эксплуатацию данного воздушного судна или остановить его 
эксплуатацию. 
Государственный контроль за летной годностью гражданских 
воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов на 
этапах их разработки, производства и эксплуатации осуществля- 
ется уполномоченным органом, на который возложено осуществле- 
ние сертификации гражданских воздушных судов, авиационных дви- 
гателей и воздушных винтов, специально уполномоченным органом 
в области гражданской авиации и специально уполномоченным ор- 
ганом в области обороны. 
Эксплуатанты воздушных судов обязаны представлять уполно- 
моченному органу, осуществляющему сертификацию гражданских 
воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов, а 
также разработчику авиационной техники информацию о техничес- 
ком состоянии воздушных судов, авиационных двигателей и воз- 
душных винтов и об особенностях их эксплуатации. Порядок 
представления этой информации устанавливается авиационными 
правилами. 

Статья 27. Сертификация импортируемых гражданских 
воздушных судов, авиационных двигателей 
и воздушных винтов 

Импортируемые гражданское воздушное судно, авиационный 
двигатель и воздушный винт должны иметь экспортный сертификат 
(свидетельство) летной годности, выданный компетентными орга- 
нами государства-экспортера. 
Сертификат (свидетельство) летной годности иностранного 
гражданского воздушного судна признается специально уполномо- 
ченным органом в области гражданской авиации действительным, 
если требования, в соответствии с которыми он выдан или ему 
придана юридическая сила в государстве регистрации, отвечают 
требованиям, установленным в Республике Беларусь. 
Импортируемые гражданские воздушные суда, авиационные 
двигатели и воздушные винты должны иметь сертификат типа, со- 
ответствующий требованиям авиационных правил. 

Статья 28. Сертификация планеров, дельтапланов, 
сверхлегких летательных аппаратов, 
воздушных судов любительской конструкции, 
аэростатических аппаратов 

Сертификация планеров, дельтапланов, сверхлегких лета- 
тельных аппаратов, воздушных судов любительской конструкции, 
аэростатических аппаратов осуществляется специально уполномо- 
ченным органом в области гражданской авиации или уполномочен- 
ной им организацией с участием разработчика указанных воздуш- 
ных судов. 
Выдача сертификатов (свидетельств), удостоверяющих летную 
годность планеров, дельтапланов, сверхлегких летательных аппа- 
ратов, воздушных судов любительской конструкции, аэростатичес- 
ких аппаратов, а также контроль за поддержанием их летной год- 
ности в процессе эксплуатации осуществляются в соответствии с 
правилами, утверждаемыми специально уполномоченным органом в 
области гражданской авиации. 

Статья 29. Государственная регистрация воздушных судов 

Воздушные суда подлежат государственной регистрации в по- 
рядке, установленном авиационными правилами, и могут быть за- 
регистрированы только в одном государстве. 
Гражданские воздушные суда подлежат государственной ре- 
гистрации в Государственном реестре гражданских воздушных су- 
дов Республики Беларусь. 
Гражданскому воздушному судну, внесенному в Государствен- 
ный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь, 
выдается регистрационное свидетельство, что является фактом 
признания его национальной принадлежности. 
Государственные воздушные суда подлежат государственной 
регистрации в Государственном реестре государственных воздуш- 
ных судов Республики Беларусь. 
В случае изменения собственника воздушного судна, а также 
в иных случаях, предусмотренных авиационными правилами, воз- 
душные суда подлежат перерегистрации. 

Статья 30. Исключение воздушного судна из реестра 

Воздушное судно исключается из соответствующего государс- 
твенного реестра воздушных судов Республики Беларусь в случа- 
ях: 
списания или снятия воздушного судна с эксплуатации; 
продажи гражданского воздушного судна или перехода на 
иных законных основаниях права собственности на него иностран- 
ному государству, а также иностранному гражданину, лицу без 
гражданства или иностранному юридическому лицу при условии вы- 
воза гражданского воздушного судна за пределы территории Рес- 
публики Беларусь; 
нарушения требований государственной регистрации граж- 
данского воздушного судна. 
В случае исключения воздушного судна из соответствующего 
государственного реестра воздушных судов Республики Беларусь 
регистрационное свидетельство теряет силу. 

Статья 31. Сборы, связанные с сертификацией 
и регистрацией 

За сертификацию и регистрацию гражданских воздушных су- 
дов, сертификацию авиационных двигателей и воздушных винтов, а 
также сертификацию деятельности эксплуатантов воздушных судов 
взимается плата в порядке, определяемом Советом Министров Рес- 
публики Беларусь. 

Статья 32. Допуск гражданских воздушных судов 
к эксплуатации 

Гражданское воздушное судно, имеющее сертификат типа и 
сертификат летной годности, допускается к эксплуатации, если 
оно зарегистрировано в Государственном реестре гражданских 
воздушных судов Республики Беларусь и имеет удостоверение о 
годности к полетам. 
Удостоверение о годности к полетам выдается специально 
уполномоченным органом в области гражданской авиации или орга- 
ном иностранного государства, если требования, на основании 
которых оно было выдано, соответствуют требованиям, установ- 
ленным в Республике Беларусь. 
Поддержание гражданского воздушного судна в процессе экс- 
плуатации в состоянии, отвечающем требованиям авиационных пра- 
вил и иным распространяемым на это воздушное судно требованиям 
безопасности полетов, а также требованиям природоохранного за- 
конодательства, возлагается на эксплуатанта воздушного судна. 
Специально уполномоченный орган в области гражданской 
авиации вправе запретить эксплуатацию гражданского воздушного 
судна в случаях: 
отсутствия или просрочки удостоверения о годности к поле- 
там; 
эксплуатации воздушного судна за пределами ограничений, 
установленных руководством по летной эксплуатации воздушного 
судна. 

Статья 33. Обозначения, наносимые на воздушные суда 

При внесении гражданского воздушного судна в Государс- 
твенный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь 
ему присваиваются государственный и регистрационный опознава- 
тельные знаки, которые наносятся на воздушное судно. 
Государственный и регистрационный опознавательные знаки 
гражданских воздушных судов Республики Беларусь и порядок их 
нанесения устанавливаются авиационными правилами. 
Кроме государственного и регистрационного опознавательных 
знаков, на гражданское воздушное судно могут наноситься симво- 
лы, надписи и эмблемы с соблюдением установленных требований. 
Порядок нанесения государственных опознавательных и дру- 
гих знаков на государственные воздушные суда устанавливается 
специально уполномоченным органом в области обороны. 
Полеты воздушного судна, не имеющего государственного и 
регистрационного опознавательных знаков, запрещаются, за иск- 
лючением полетов, выполняемых в соответствии с правилами про- 
ведения испытательных полетов. 

Статья 34. Позывной номер и позывной радиосигнал 

Гражданскому воздушному судну Республики Беларусь, обору- 
дованному средствами радиосвязи, присваиваются позывной радио- 
сигнал из международной серии, предоставленной Республике Бе- 
ларусь, и номер избирательного цифрового вызова. 

Статья 35. Передача воздушного судна в аренду иностран- 
ному эксплуатанту воздушного судна 

Порядок передачи воздушного судна Республики Беларусь в 
аренду иностранному эксплуатанту воздушного судна устанавлива- 
ется законодательством Республики Беларусь, если иное не пре- 
дусмотрено международными договорами Республики Беларусь. 

Статья 36. Ограничение права пользования гражданскими 
воздушными судами 

Ограничение права пользования гражданскими воздушными су- 
дами (привлечение к воздушным перевозкам для государственных 
нужд, временное изъятие гражданских воздушных судов и иные ог- 
раничения) допускается в военное время или в случаях введения 
военного или чрезвычайного положения.

<<< На содержание

Hosted by uCoz