ПРАВО

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА 4 ИЮЛЯ 2000 г.)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ V
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ДЕПУТАТОВ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ

ГЛАВА 15
Организация и проведение выборов Президента Республики Беларусь, депутатов


Статья 56. Назначение выборов Президента Республики 
Беларусь, депутатов 

Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой 
представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в 
воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока 
полномочий предыдущего Президента. 
Если должность Президента оказалась вакантной, выборы 
проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 
70 дней со дня открытия вакансии. При этом сокращенные сроки 
проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Централь- 
ной комиссией. 
Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются 
Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и 
проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты 
представителей действующего созыва. 
При роспуске Палаты представителей в случаях и порядке, 
предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Президент 
одновременно назначает выборы в Палату представителей нового 
созыва. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся 
в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномо- 
чий Палаты представителей действующего созыва. 
Выборы в местные Советы депутатов нового созыва назнача- 
ются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех меся- 
цев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий 
местных Советов депутатов действующего созыва. Выборы во все 
местные Советы депутатов проводятся одновременно. 
В случае роспуска местного Совета депутатов выборы в этот 
местный Совет депутатов назначаются Президентом Республики Бе- 
ларусь не позднее чем в месячный срок со дня его роспуска и 
проводятся с соблюдением требований настоящего Кодекса. 
Сообщение о дне выборов обнародуется в средствах массовой 
информации на следующий день после назначения выборов. 

Статья 57. Требования, предъявляемые к кандидатам в 
Президенты Республики Беларусь, в депутаты 

Президентом Республики Беларусь может быть избран гражда- 
нин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, облада- 
ющий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике 
Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. 
Депутатом Палаты представителей может быть избран гражда- 
нин Республики Беларусь, достигший 21 года, постоянно прожива- 
ющий в Республике Беларусь. 
Депутатом местного Совета депутатов может быть избран 
гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет. 

Статья 58. Право граждан Российской Федерации, проживаю- 
щих в Республике Беларусь, участвовать в выбо- 
рах депутатов местных Советов депутатов 

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в 
Республике Беларусь, имеют право в порядке, предусмотренном 
настоящим Кодексом, участвовать в выборах депутатов местных 
Советов депутатов в соответствии с международным договором 
Республики Беларусь и Российской Федерации. 

Статья 59. Несовместимость статуса депутата со служебным 
положением, а также с соответствующими полно- 
мочиями 

Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты 
представителей с одновременным занятием должности Президента 
Республики Беларусь либо судьи. 
Депутат Палаты представителей не может быть одновременно 
членом Совета Республики, депутатом местного Совета депутатов. 
Депутатами местных Советов депутатов не могут быть пред- 
седатели областных, Минского городского, районных, городских 
(кроме городов районного подчинения) исполнительных комитетов, 
а также судьи. 
Депутат местного Совета депутатов не может быть одновре- 
менно депутатом Палаты представителей. 
Лица, указанные в частях первой, второй, третьей и чет- 
вертой настоящей статьи, могут быть зарегистрированы кандида- 
тами в депутаты, если они в заявлении в соответствующую изби- 
рательную комиссию о согласии баллотироваться по данному изби- 
рательному округу соответственно укажут: 
об освобождении ими занимаемой должности или о прекраще- 
нии полномочий члена Совета Республики, депутата местного Со- 
вета депутатов при избрании депутатом Палаты представителей; 
об освобождении ими занимаемой должности или о прекраще- 
нии полномочий депутата Палаты представителей при избрании де- 
путатом местного Совета депутатов. 

Статья 60. Право и сроки выдвижения кандидатов 
в Президенты Республики Беларусь, 
в депутаты 

Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются 
гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч 
подписей избирателей. 
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь 
начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов. 
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит поли- 
тическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции 
Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назна- 
чения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем 
сбора подписей. 
Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и 
заканчивается за 40 дней до выборов. 
Кандидатами в депутаты местных Советов депутатов могут 
быть выдвинуты граждане, проживающие или работающие на терри- 
тории соответствующего местного Совета депутатов, а также ра- 
ботающие в организациях, расположенных на территории другого 
местного Совета депутатов, но связанных с удовлетворением пот- 
ребностей населения и социальным развитием территории данного 
местного Совета депутатов. 
Кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты 
не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответс- 
твии с законодательством Республики Беларусь занимать должнос- 
ти в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не 
снятой и не погашенной в порядке, установленном законодатель- 
ством Республики Беларусь. 

Статья 61. Порядок выдвижения кандидатов в Президенты 
Республики Беларусь 

Выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь 
гражданами осуществляется инициативной группой избирателей 
(далее -- инициативная группа) в количестве не менее 100 чело- 
век. 
Список членов инициативной группы с указанием ее руково- 
дителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в 
Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов ли- 
цом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты 
Республики Беларусь. В списке указываются фамилия, имя и от- 
чество, дата рождения, профессия, должность (занятие), место 
работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для 
выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь, а так- 
же фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства 
каждого члена группы и ее руководителя. 
Центральная комиссия в пятидневный срок рассматривает за- 
явление, регистрирует инициативную группу и выдает членам ини- 
циативной группы соответствующие удостоверения и подписные 
листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, предла- 
гаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Бе- 
ларусь (далее -- подписной лист). В регистрации инициативной 
группы отказывается в случае нарушения требований настоящего 
Кодекса. Отказ в регистрации инициативной группы может быть 
обжалован в трехдневный срок в Верховный Суд Республики Бела- 
русь инициативной группой (жалоба должна быть подписана боль- 
шинством ее состава). Верховный Суд Республики Беларусь расс- 
матривает жалобу в трехдневный срок. 
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, 
дата рождения, профессия, должность (занятие), место работы и 
место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвиже- 
ния кандидатом в Президенты Республики Беларусь, а также фами- 
лия, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего 
подписи, и номер регистрации инициативной группы. В подписном 
листе должны быть подписи избирателей, проживающих только в 
одном населенном пункте, а в городах с районным делением -- в 
одном районе. 
Избиратель имеет право подписаться в поддержку лица, 
предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республи- 
ки Беларусь, только один раз. 
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, 
дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или 
реквизиты заменяющего его удостоверения личности избирателя, 
поддерживающего лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в 
Президенты Республики Беларусь. Данные об избирателе вносятся 
в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственно- 
ручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. 
Подписи нумеруются. 
Ответственность за достоверность содержащихся в подписных 
листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший 
сбор подписей. 
Участие администрации организации в сборе подписей, равно 
как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение 
избирателей за внесение подписи, не допускаются. Нарушение 
этих требований может быть основанием для отказа в регистрации 
или отмены решения о регистрации кандидата в Президенты Рес- 
публики Беларусь. 
Личная собственноручная подпись члена инициативной груп- 
пы, собиравшего подписи избирателей, ставится на каждом под- 
писном листе в присутствии председателя либо заместителя пред- 
седателя городского (города областного и районного подчине- 
ния), поселкового, сельского исполнительного комитета, главы 
или заместителя главы районной администрации в городе, на тер- 
ритории которых проводился сбор подписей, а в городах и посел- 
ках городского типа, где не образованы городские и поселковые 
исполнительные комитеты, -- в присутствии председателя либо 
заместителя председателя районного исполнительного комитета и 
удостоверяется немедленно печатью этого органа. 
Избиратели, выдвинувшие кандидата в Президенты Республики 
Беларусь, имеют право до сдачи подписных листов в районную, 
городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента 
Республики Беларусь снять свои подписи в подписных листах, по- 
дав об этом заявление в указанные комиссии. 
Подписные листы сдаются не позднее чем за 50 дней до вы- 
боров в районную, городскую, районную в городе комиссию по вы- 
борам Президента Республики Беларусь, которая в десятидневный 
срок проверяет достоверность подписей избирателей в подписных 
листах, сданных членами инициативной группы, и обеспечивает 
достоверность данных о количестве таких подписей. Проверке 
подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей в подпис- 
ных листах, сданных в соответствующую комиссию. 
По результатам проверки достоверности данных в подписных 
листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо 
недостоверной. 
Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соот- 
ветствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но иск- 
люченные (вычеркнутые) членом инициативной группы, собиравшим 
подписи, до представления подписных листов в соответствующую 
комиссию, если это исключение им специально оговорено. 
Недостоверными подписями считаются: 
фиктивные подписи; 
подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц од- 
ним лицом или от имени одного лица другим лицом; 
подписи лиц, не обладающих избирательным правом; 
подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, 
не соответствующие действительности; 
подписи избирателей, собранные до установленного срока 
выдвижения кандидатов; 
подписи избирателей при отсутствии одного или нескольких 
требуемых настоящим Кодексом данных; 
подписи избирателей, проживающих не в одном населенном 
пункте, а в городах с районным делением -- не в одном районе; 
подписи избирателей, если данные о них внесены в подпис- 
ной лист нерукописным способом или карандашом, а также подпи- 
си, даты внесения которых выполнены избирателями несобственно- 
ручно; 
все подписи избирателей в подписном листе, если подписи 
собраны лицом, не являющимся членом инициативной группы, или 
если подписной лист не подписан членом инициативной группы ли- 
бо подписан другим членом инициативной группы, не собиравшим 
эти подписи, или не удостоверен печатью местного исполнитель- 
ного и распорядительного органа, на территории которого прово- 
дился сбор подписей; 
подписи избирателей, собранные с нарушением требований 
части восьмой настоящей статьи. 
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же 
избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата 
достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи 
считаются недостоверными. 
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных 
подписей избирателей составит более 15 процентов от количества 
проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 
15 процентов подписей избирателей от количества подписей в 
подписных листах, сданных в соответствующую комиссию членом 
(членами) инициативной группы. 
В случае, если суммарное количество недостоверных подпи- 
сей избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 
процентов от общего количества проверенных подписей в подпис- 
ных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах 
районной, городской, районной в городе комиссией прекращается 
и все подписи избирателей в сданных подписных листах не учиты- 
ваются при определении результата сбора подписей избирателей в 
районе, городе, районе в городе. 
Проверить достоверность подписей избирателей в подписных 
листах при необходимости в пятидневный срок могут также об- 
ластные и Минская городская комиссии по выборам Президента 
Республики Беларусь. 
На основании протоколов районных, городских, районных в 
городах комиссий по выборам Президента Республики Беларусь об 
установлении количества избирателей, поставивших в подписных 
листах свои подписи о выдвижении кандидата в Президенты, и ре- 
зультатов проведенных областной, Минской городской комиссией 
проверок достоверности подписей избирателей в подписных листах 
областная, Минская городская комиссия по выборам Президента 
Республики Беларусь подводит итоги по области, городу Минску, 
составляет об этом протокол и немедленно направляет его в 
Центральную комиссию. 
(Статья 61 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181). 

Статья 62. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты 
политическими партиями 

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от 
политических партий осуществляется высшими республиканскими 
органами политических партий при условии, что на территории 
соответствующего избирательного округа имеется созданная в ус- 
тановленном порядке до назначения выборов организационная 
структура политической партии, выдвигающей кандидата в депута- 
ты. 
Выдвижение кандидатов в депутаты областных, Минского го- 
родского, районных, городских (городов областного подчинения) 
Советов депутатов от политических партий осуществляется соот- 
ветственно руководящими органами областных, Минской городской, 
районных, городских организационных структур, созданных в ус- 
тановленном порядке до назначения выборов, при условии, что на 
территории соответствующего избирательного округа по выборам в 
областной, Минский городской Совет депутатов, а по выборам в 
районный, городской (города областного подчинения) Совет депу- 
татов на территории соответствующего района, города имеется 
созданная в установленном порядке до назначения выборов орга- 
низационная структура политической партии, выдвигающей канди- 
дата в депутаты. 
Выдвижение кандидатов в депутаты городских (городов рай- 
онного подчинения), поселковых и сельских Советов депутатов 
осуществляется районными, городскими руководящими органами по- 
литических партий, а также на собраниях их нижестоящих органи- 
зационных структур, находящихся на территории этих местных Со- 
ветов депутатов, при условии, что районные, городские и нижес- 
тоящие организационные структуры созданы в установленном по- 
рядке до назначения выборов. 
Политическая партия вправе выдвинуть по каждому избира- 
тельному округу по выборам в Палату представителей, соответс- 
твующий местный Совет депутатов только одного кандидата в де- 
путаты из числа членов этой политической партии. 
Список зарегистрированных политических партий представля- 
ется Министерством юстиции Республики Беларусь в Центральную 
комиссию не позднее чем через пять дней после назначения выбо- 
ров. 
(Статья 62 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181). 

Статья 63. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты 
Палаты представителей трудовыми коллективами 

Выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей от 
трудовых коллективов организаций осуществляется на собраниях 
(конференциях) избирателей в трудовых коллективах. 
Собрания (конференции) избирателей в трудовых коллективах 
организаций, находящихся на территории избирательного округа, 
насчитывающих не менее 300 человек работающих и имеющих права 
юридического лица, созываются администрацией организации как 
по собственной инициативе, так и по инициативе группы избира- 
телей в количестве не менее 150 человек, работающих в органи- 
зации. 
В случае отклонения администрацией предложения о проведе- 
нии собрания (конференции) по инициативе группы избирателей 
его инициаторам выдается копия мотивированного решения. Это 
решение может быть в трехдневный срок обжаловано инициаторами 
созыва собрания в районный, городской суд (жалоба должна быть 
подписана большинством инициаторов созыва собрания). Решение 
суда является окончательным. 
На собрании должно присутствовать более половины состава 
трудового коллектива. Конференции в трудовых коллективах про- 
водятся, если созыв собраний затруднен по причинам большой 
численности работников, многосменности или территориальной ра- 
зобщенности структурных подразделений, и правомочны при учас- 
тии в их работе не менее двух третей делегатов, избранных в 
порядке, установленном трудовым коллективом. Решение собрания 
(конференции) трудового коллектива принимается большинством 
голосов его участников. 
Кандидат в депутаты Палаты представителей может быть выд- 
винут от нескольких меньших коллективов с общей численностью 
работающих не менее 300 человек на их общем собрании. При этом 
от каждого трудового коллектива организации, имеющей права 
юридического лица, должно присутствовать более половины его 
состава. 
Трудовой коллектив может выдвинуть только одного кандида- 
та в депутаты Палаты представителей. 

Статья 64. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты мест- 
ных Советов депутатов трудовыми коллективами 

Выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов депута- 
тов от трудовых коллективов организаций осуществляется на соб- 
раниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах. 
Выдвижение кандидатов в депутаты областного, Минского го- 
родского Совета депутатов осуществляется трудовыми коллектива- 
ми, расположенными на территории соответствующего избиратель- 
ного округа, а кандидатов в депутаты районного, городского, 
поселкового, сельского Совета депутатов -- трудовыми коллекти- 
вами, расположенными на территории соответствующего местного 
Совета депутатов. 
Собрания (конференции) избирателей в трудовых коллективах 
организаций созываются администрацией организации как по собс- 
твенной инициативе, так и по инициативе группы избирателей в 
количестве не менее 10 человек, работающих в организации. Соб- 
рания избирателей в трудовых коллективах по выдвижению канди- 
датов в депутаты могут проводиться: 
при выдвижении кандидатов в депутаты областного, Минского 
городского Совета депутатов -- в коллективах, насчитывающих не 
менее 150 работающих; 
при выдвижении кандидатов в депутаты районного, городско- 
го (города областного подчинения) Совета депутатов -- в кол- 
лективах, насчитывающих не менее 75 работающих; 
при выдвижении кандидатов в депутаты городского (города 
районного подчинения), поселкового, сельского Совета депутатов 
-- в коллективах, насчитывающих не менее 20 работающих. 
Обжалование отказа администрации в проведении собрания 
(конференции), определение правомочности собрания (конферен- 
ции) трудового коллектива и принятого решения производятся в 
порядке, предусмотренном частями третьей и четвертой статьи 63 
настоящего Кодекса. 
Кандидат в депутаты местного Совета депутатов может быть 
выдвинут от нескольких меньших трудовых коллективов с общей 
численностью работающих, установленной частью третьей настоя- 
щей статьи, на их общем собрании. Собрание правомочно, если от 
каждого такого коллектива организации присутствует более поло- 
вины его состава. 
Собрания избирателей по выдвижению кандидатов в депутаты 
местных Советов депутатов могут проводиться по структурным 
подразделениям организаций при условии, что их численный сос- 
тав при выдвижении кандидата в депутаты соответствующего мест- 
ного Совета депутатов отвечает требованиям части третьей нас- 
тоящей статьи. В порядке, предусмотренном частью пятой настоя- 
щей статьи, кандидат в депутаты местного Совета депутатов мо- 
жет быть выдвинут от нескольких структурных подразделений или 
от нескольких трудовых коллективов и структурных подразделений 
на их общем собрании. При выдвижении кандидата в депутаты в 
структурном подразделении (структурных подразделениях) выдви- 
жение кандидата в депутаты от всего трудового коллектива не 
проводится. 
Трудовой коллектив организации или коллективы ее струк- 
турных подразделений с соблюдением требований части третьей 
настоящей статьи вправе выдвинуть только по одному кандидату в 
депутаты каждого уровня местных Советов депутатов. 

Статья 65. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты 
путем сбора подписей избирателей 

Выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей пу- 
тем сбора подписей избирателей осуществляется группой избира- 
телей (инициативной группой) в количестве не менее 10 человек, 
а кандидатов в депутаты местных Советов депутатов -- инициа- 
тивной группой в количестве от 3 до 10 человек. Список членов 
инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заяв- 
лением о регистрации группы подается в соответствующую окруж- 
ную, территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 
65 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться канди- 
датом в депутаты. В списке указываются фамилия, имя и отчест- 
во, дата рождения, профессия, должность (занятие), место рабо- 
ты и место жительства, партийность лица, предлагаемого для 
выдвижения кандидатом в депутаты, а также фамилия, имя и от- 
чество, дата рождения, место жительства каждого члена группы и 
ее руководителя. 
Окружная, территориальная избирательная комиссия в пятид- 
невный срок рассматривает заявление, регистрирует инициативную 
группу и выдает членам инициативной группы соответствующие 
удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей 
в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в 
депутаты (далее -- подписной лист). В регистрации инициативной 
группы отказывается в случае нарушения требований настоящего 
Кодекса. Отказ в регистрации инициативной группы может быть 
обжалован в трехдневный срок в вышестоящую комиссию инициатив- 
ной группой (жалоба должна быть подписана большинством ее сос- 
тава), а решение вышестоящей комиссии в такой же срок может 
быть обжаловано соответственно в Верховный Суд Республики Бе- 
ларусь, областной, Минский городской, районный, городской суд. 
Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок. 
Лицо, предлагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты 
Палаты представителей по избирательному округу группой избира- 
телей, должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживаю- 
щих на территории данного избирательного округа, а лицо, пред- 
лагаемое для выдвижения кандидатом в депутаты местного Совета 
депутатов, -- избиратели, проживающие на территории избира- 
тельного округа, в количестве: 
в областной и Минский городской Совет депутатов -- не ме- 
нее 150; 
в районный, городской (города областного подчинения) Со- 
вет депутатов -- не менее 75; 
в городской (города районного подчинения), поселковый и 
сельский Совет депутатов -- не менее 20. 
Сбор подписей избирателей для выдвижения кандидата в де- 
путаты, удостоверение подписи члена инициативной группы на 
подписных листах производятся в порядке, предусмотренном час- 
тями четвертой, пятой, шестой, седьмой, восьмой и девятой 
статьи 61 настоящего Кодекса. В подписных листах по сбору под- 
писей в поддержку предложения о выдвижении кандидатом в депу- 
таты должны быть подписи избирателей, проживающих только в од- 
ном населенном пункте, а в городах с районным делением -- в 
одном районе, в пределах территории избирательного округа. На- 
рушение требований части восьмой статьи 61 настоящего Кодекса 
может быть основанием для отказа в регистрации кандидата в де- 
путаты или отмены решения о его регистрации. 
(Статья 65 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181). 

Статья 66. Документы о выдвижении кандидата в депутаты, 
представляемые в окружную, территориальную 
избирательную комиссию 

О выдвижении кандидата в депутаты высшие, территориальные 
руководящие органы или организационные структуры политических 
партий, собрания (конференции) избирателей в трудовых коллек- 
тивах принимают решения, которые заносятся в протокол и в пя- 
тидневный срок, но не позднее чем за 40 дней до выборов пред- 
ставляются соответственно в окружную, территориальную избира- 
тельную комиссию. В протоколе указываются наименование высше- 
го, территориального руководящего органа или организационной 
структуры политической партии, данные о трудовом коллективе, 
их адреса и номера телефонов, число членов органа политической 
партии, трудового коллектива, число участников заседания орга- 
на, собрания организационной структуры политической партии, 
собрания (конференции) коллектива, дата проведения заседания, 
собрания (конференции), результаты голосования, принятое реше- 
ние с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения, про- 
фессии, должности (занятия), места работы и места жительства, 
партийности лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, и избира- 
тельного округа, по которому он выдвинут. 
При выдвижении кандидата в депутаты Палаты представителей 
к протоколу прилагаются письменное заявление кандидата в депу- 
таты в окружную избирательную комиссию о его согласии баллоти- 
роваться по данному избирательному округу и соответствующие 
документы (копии свидетельства о регистрации политической пар- 
тии и ее устава; справка о наличии в избирательном округе ор- 
ганизационной структуры политической партии, выдвинувшей кан- 
дидата в депутаты, с указанием даты образования, государствен- 
ной регистрации или постановки на учет и точного адреса орга- 
низационной структуры; справка о том, что кандидат в депутаты 
является членом выдвинувшей его политической партии; биографи- 
ческие данные лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, с ука- 
занием сведений, предусмотренных Центральной комиссией, декла- 
рация о доходах и имуществе по форме, утвержденной Советом Ми- 
нистров Республики Беларусь, а в отношении лиц, указанных в 
частях первой и второй статьи 59 настоящего Кодекса, -- их за- 
явления о согласии при избрании депутатом Палаты представите- 
лей на освобождение от занимаемой должности или на прекращение 
полномочий члена Совета Республики либо депутата местного Со- 
вета депутатов; справка о том, что организация, трудовой кол- 
лектив которой выдвинул кандидата в депутаты, является юриди- 
ческим лицом). 
При выдвижении кандидата в депутаты местного Совета депу- 
татов к протоколу прилагаются письменное заявление кандидата в 
депутаты в окружную, территориальную избирательную комиссию о 
его согласии баллотироваться по данному избирательному округу 
и соответствующие документы (копии свидетельства о регистрации 
политической партии и ее устава; справка о наличии в избира- 
тельном округе или на территории района, города организацион- 
ной структуры политической партии с указанием даты ее образо- 
вания, государственной регистрации или постановки на учет и 
точного адреса; справка о том, что кандидат в депутаты являет- 
ся членом выдвинувшей его политической партии; биографические 
данные лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, с указанием 
сведений, предусмотренных Центральной комиссией; декларация о 
доходах и имуществе лиц, выдвинутых кандидатами в депутаты об- 
ластных, Минского городского, районных, городских (городов об- 
ластного подчинения) Советов депутатов, по форме, утвержденной 
Советом Министров Республики Беларусь, а в отношении лиц, ука- 
занных в частях третьей и четвертой статьи 59 настоящего Ко- 
декса, -- их заявления о согласии на освобождение от занимае- 
мой должности или на прекращение полномочий депутата Палаты 
представителей). 
О выдвижении кандидата в депутаты путем сбора подписей 
избирателей в окружную, территориальную избирательную комиссию 
не позднее чем за 40 дней до выборов представляются подписные 
листы, заявление кандидата в депутаты в окружную, территори- 
альную избирательную комиссию о его согласии баллотироваться 
по данному избирательному округу, а в отношении лиц, указанных 
в статье 59 настоящего Кодекса, -- их заявления о согласии при 
избрании депутатом Палаты представителей на освобождение от 
занимаемой должности или на прекращение полномочий члена Сове- 
та Республики либо депутата местного Совета депутатов, а при 
избрании депутатом местного Совета депутатов -- их заявления о 
согласии на освобождение от занимаемой должности или на прек- 
ращение полномочий депутата Палаты представителей, а также би- 
ографические данные лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, с 
указанием сведений, предусмотренных Центральной комиссией, и 
декларация о доходах и имуществе лиц, выдвинутых кандидатами в 
депутаты Палаты представителей, кандидатами в депутаты област- 
ных, Минского городского, районных, городских (городов област- 
ного подчинения) Советов депутатов, по форме, утвержденной Со- 
ветом Министров Республики Беларусь. 
Избиратели, выдвинувшие кандидата в депутаты путем сбора 
подписей, имеют право до сдачи подписных листов в окружную, 
территориальную избирательную комиссию снять свои подписи в 
подписных листах, подав об этом заявление в соответствующую 
избирательную комиссию. 
Подписные листы должны находиться в окружных, территори- 
альных избирательных комиссиях, а после прекращения их полно- 
мочий передаются на хранение в органы, их образовавшие. 
(Статья 66 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181). 

Статья 67. Проверка достоверности подписей избирателей 
в подписных листах по выборам депутатов 

Окружные, территориальные избирательные комиссии проверя- 
ют достоверность подписей избирателей. При этом должно быть 
проверено не менее 20 процентов подписей избирателей в подпис- 
ных листах от количества подписей, необходимых для регистрации 
кандидата в депутаты. 
Признание достоверными подписей избирателей в подписных 
листах по выборам депутатов проводится в порядке, предусмот- 
ренном частями тринадцатой, четырнадцатой и пятнадцатой статьи 
61 настоящего Кодекса. Недостоверными считаются также подписи 
избирателей, не проживающих на территории избирательного окру- 
га. 
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных 
подписей избирателей составит более 15 процентов от количества 
проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 
15 процентов подписей избирателей от количества подписей, не- 
обходимых для регистрации кандидата в депутаты. 
В случае, если суммарное количество недостоверных подпи- 
сей избирателей, выявленных при проверках, составит более 15 
процентов от общего количества проверенных подписей в подпис- 
ных листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах 
прекращается. 
О результатах проверки достоверности подписей избирателей 
в подписных листах окружные, территориальные избирательные ко- 
миссии составляют протоколы. 

Статья 68. Регистрация кандидатов в Президенты 
Республики Беларусь, в депутаты 

Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь 
осуществляется Центральной комиссией, а кандидатов в депутаты 
-- соответствующей окружной, территориальной избирательной ко- 
миссией. 
Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь 
начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов, а 
кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 
30 дней до выборов. 
В отдельных случаях срок регистрации кандидатов в Прези- 
денты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей по 
мотивированному решению Центральной комиссии может быть прод- 
лен, но не более чем на пять дней, а срок регистрации кандида- 
тов в депутаты местных Советов депутатов -- соответствующей 
окружной, территориальной или вышестоящей избирательной комис- 
сией на такой же срок. 
Решение о регистрации кандидата в Президенты Республики 
Беларусь принимается при наличии следующих документов, посту- 
пивших в Центральную комиссию до начала регистрации: протоко- 
лов областных, Минской городской комиссий по выборам Президен- 
та Республики Беларусь, подтверждающих наличие не менее 100 
тысяч подписей граждан Республики Беларусь по выдвижению кан- 
дидата в Президенты, заявления кандидата о согласии баллотиро- 
ваться, а также биографических данных лица, выдвинутого канди- 
датом в Президенты Республики Беларусь, с указанием сведений, 
предусмотренных Центральной комиссией, и декларации о доходах 
и имуществе по форме, утвержденной Советом Министров Республи- 
ки Беларусь. 
Решение о регистрации кандидатов в депутаты принимается 
при наличии следующих документов, поступивших в окружную, тер- 
риториальную избирательную комиссию до начала регистрации: 
протоколов заседаний высших, территориальных руководящих орга- 
нов политических партий, собраний нижестоящих организационных 
структур политических партий, собраний (конференций) трудовых 
коллективов либо подписных листов о выдвижении кандидатов в 
депутаты по данному избирательному округу, заявлений кандида- 
тов в депутаты о согласии баллотироваться по данному избира- 
тельному округу и соответствующих документов, указанных в час- 
тях второй и третьей статьи 66 настоящего Кодекса. 
При представлении в документах о выдвижении кандидата в 
Президенты Республики Беларусь, в депутаты не соответствующих 
действительности сведений, в том числе биографических и сведе- 
ний о доходах и имуществе, соответственно Центральная комис- 
сия, окружная, территориальная избирательная комиссия вправе 
отказать в регистрации кандидата в Президенты, в депутаты или 
отменить решение о его регистрации. 
Если в целом по Республике Беларусь более 15 процентов от 
общего количества проверенных подписей избирателей в подписных 
листах по выдвижению кандидата в Президенты Республики Бела- 
русь признаны недостоверными, Центральная комиссия отказывает 
в регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь. 
Если при проверке достоверности подписей избирателей в 
подписных листах по выдвижению кандидата в депутаты Палаты 
представителей, в депутаты местного Совета депутатов более 15 
процентов от общего количества проверенных подписей избирате- 
лей в подписных листах по выдвижению кандидата в депутаты 
признаны недостоверными, соответствующая избирательная комис- 
сия отказывает в регистрации кандидата в депутаты. 
К регистрации представляется любое количество кандидатов 
в Президенты Республики Беларусь, в депутаты. 
Кандидат в депутаты может баллотироваться только по одно- 
му избирательному округу. При выдвижении кандидатом в депутаты 
по нескольким избирательным округам о согласии баллотироваться 
по определенному избирательному округу и об отказе баллотиро- 
ваться по остальным избирательным округам кандидат в депутаты 
сообщает соответствующей окружной, территориальной избиратель- 
ной комиссии не позднее чем через три дня после окончания сро- 
ка выдвижения кандидатов в депутаты. Невыполнение данного тре- 
бования является основанием для отказа в регистрации кандидата 
в депутаты по всем избирательным округам. 
Центральная комиссия, соответствующая окружная, террито- 
риальная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка 
выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в де- 
путаты требованиям настоящего Кодекса и принимает решение о 
регистрации кандидатов в Президенты, в депутаты или мотивиро- 
ванное решение об отказе в регистрации. Решение комиссии об 
отказе в регистрации кандидатом выдается не позднее чем на 
следующий день после принятия решения. 
Протокол о регистрации кандидата в депутаты Палаты предс- 
тавителей, областного, Минского городского Совета депутатов 
представляется соответственно в Центральную комиссию, област- 
ную, Минскую городскую территориальную избирательную комиссию. 
Центральная комиссия, окружная, территориальная избира- 
тельная комиссия в двухдневный срок после регистрации выдает 
кандидатам в Президенты Республики Беларусь, в депутаты соот- 
ветствующие удостоверения. 
Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, выдви- 
нутое кандидатом в Президенты Республики Беларусь, может быть 
в трехдневный срок обжалован в Верховный Суд Республики Бела- 
русь. Верховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в 
трехдневный срок, его решение является окончательным. 
Отказ в регистрации кандидата в депутаты Палаты предста- 
вителей может быть обжалован в трехдневный срок в Центральную 
комиссию. Решение Центральной комиссии в трехдневный срок мо- 
жет быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь. Вер- 
ховный Суд Республики Беларусь рассматривает жалобу в трехд- 
невный срок, его решение является окончательным. 
Отказ в регистрации кандидата в депутаты местного Совета 
депутатов может быть обжалован в трехдневный срок в вышестоя- 
щую избирательную комиссию. Решение вышестоящей территориаль- 
ной избирательной комиссии в тот же срок может быть обжаловано 
соответственно в районный (городской), областной суд, который 
рассматривает жалобу в трехдневный срок. Решение суда является 
окончательным. 
Полномочия лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Рес- 
публики Беларусь, входящего в состав Центральной комиссии, 
территориальной, участковой комиссии по выборам Президента 
Республики Беларусь, считаются прекращенными с момента регист- 
рации его кандидатом в Президенты Республики Беларусь. 
Полномочия лица, выдвинутого кандидатом в депутаты Палаты 
представителей, входящего в состав Центральной комиссии, ок- 
ружной, участковой избирательной комиссии, считаются прекра- 
щенными с момента регистрации его кандидатом в депутаты. 
Полномочия лица, выдвинутого кандидатом в депутаты мест- 
ного Совета депутатов, входящего в состав Центральной комис- 
сии, окружной, территориальной, участковой избирательной ко- 
миссии, считаются прекращенными с момента регистрации его кан- 
дидатом в депутаты. 
Центральная комиссия, окружная, территориальная избира- 
тельная комиссия не позднее чем на четвертый день после ре- 
гистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депу- 
таты передает в средства массовой информации для опубликования 
сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени и отчества, 
даты рождения, профессии, должности (занятия), места работы и 
места жительства, партийности каждого кандидата в Президенты 
Республики Беларусь, в депутаты или информирует об этом изби- 
рателей другим способом. 
(Статья 68 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181). 

Статья 69. Снятие кандидатом в Президенты Республики 
Беларусь, в депутаты своей кандидатуры 

Кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты в 
любое время до дня выборов может снять свою кандидатуру, обра- 
тившись с заявлением об этом соответственно в Центральную ко- 
миссию, окружную, территориальную избирательную комиссию. В 
случае снятия кандидатом в Президенты Республики Беларусь, в 
депутаты своей кандидатуры без уважительных причин, что должно 
быть указано в решении комиссии, кандидат в Президенты, в де- 
путаты компенсирует Центральной комиссии, окружной, территори- 
альной избирательной комиссии понесенные ею расходы на канди- 
дата в Президенты, в депутаты, включая и расходы на предвыбор- 
ную агитацию. 
Решение комиссии о признании снятия кандидатом в Прези- 
денты Республики Беларусь, в депутаты своей кандидатуры без 
уважительных причин может быть обжаловано в суд. 
При отказе кандидата добровольно возместить расходы, оп- 
ределенные Центральной комиссией, окружной, территориальной 
избирательной комиссией в случае, предусмотренном частью пер- 
вой настоящей статьи, взыскание их производится в судебном по- 
рядке. 
В случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики 
Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в депутаты местно- 
го Совета депутатов проводятся повторные выборы в порядке, 
предусмотренном соответственно статьями 81, 87, 94 настоящего 
Кодекса. 

Статья 70. Отмена решения о выдвижении кандидата 
в депутаты 

Политическая партия, трудовой коллектив, выдвинувшие кан- 
дидата в депутаты, имеют право не позднее чем за три дня до 
дня выборов отменить свое решение о выдвижении кандидата в де- 
путаты. О времени проведения заседания высшего, территориаль- 
ного руководящего органа политической партии, собрания нижес- 
тоящей организационной структуры политической партии, собрания 
(конференции) трудового коллектива об отмене решения по выдви- 
жению кандидата в депутаты извещается кандидат в депутаты. Ре- 
шение по этому вопросу принимается в порядке, предусмотренном 
для выдвижения кандидатов в депутаты, и немедленно представля- 
ется в соответствующую окружную, территориальную избирательную 
комиссию. 
В случае отмены решения о выдвижении кандидата в депутаты 
без уважительных причин высший, территориальный руководящий 
орган или нижестоящая организационная структура политической 
партии, трудовой коллектив, выдвинувшие кандидата в депутаты, 
компенсируют окружной, территориальной избирательной комиссии 
понесенные ею расходы на кандидата в депутаты, включая и рас- 
ходы на предвыборную агитацию. При отказе добровольно возмес- 
тить расходы, определенные окружной, территориальной избира- 
тельной комиссией, взыскание их производится в судебном поряд- 
ке. 
(Статья 70 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181). 

Статья 71. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты 
вместо выбывших 

В случае выбытия кандидатов в депутаты после окончания 
срока регистрации кандидатов в депутаты, если в избирательном 
округе не остается других кандидатов, а также если лица, выд- 
винутые кандидатами в депутаты, до регистрации отозвали свои 
заявления о согласии баллотироваться по избирательному округу 
либо этим лицам в связи с нарушениями требований настоящего 
Кодекса было отказано в регистрации, вследствие чего в избира- 
тельном округе не осталось других кандидатов в депутаты, ок- 
ружная, территориальная избирательная комиссия обращается со- 
ответственно к высшим, территориальным руководящим органам, 
нижестоящим организационным структурам политических партий, 
трудовым коллективам с предложением выдвинуть новых кандидатов 
в депутаты. Выдвижение кандидатов в депутаты вместо выбывших 
производится в порядке, установленном настоящим Кодексом. При 
выбытии кандидатов в депутаты менее чем за 20 дней до дня вы- 
боров проводятся повторные выборы депутата Палаты представите- 
лей, депутата местного Совета депутатов в порядке, предусмот- 
ренном соответственно статьями 87, 94 настоящего Кодекса. 
(Статья 71 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181). 

Статья 72. Бюллетень по выборам Президента Республики 
Беларусь, бюллетень по выборам депутатов 

Текст бюллетеня по выборам Президента Республики Беларусь 
утверждается Центральной комиссией, текст бюллетеня по выборам 
депутата -- соответствующей окружной, территориальной избира- 
тельной комиссией. 
В бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегист- 
рированные кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депу- 
таты с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, про- 
фессии, должности (занятия), места работы и места жительства, 
партийности каждого кандидата в Президенты, в депутаты. Справа 
от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В кон- 
це перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандида- 
тов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 
Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке 
его заполнения. 
Бюллетени печатаются на белорусском или русском языке. На 
оборотной стороне бюллетеня ставятся подписи не менее двух 
лиц, входящих в состав участковой комиссии. 
Бюллетени по выборам в местные Советы депутатов различных 
территориальных уровней должны различаться по цвету или иметь 
отличительный знак. 
В случае выбытия кандидата в Президенты Республики Бела- 
русь, в депутаты накануне выборов и невозможности изготовления 
новых бюллетеней соответственно Центральная комиссия, окруж- 
ная, территориальная избирательная комиссия поручают участко- 
вым комиссиям сделать в каждом бюллетене чернилами или шарико- 
вой ручкой отметку "выбыл" против фамилии выбывшего кандидата. 
Об этом также вывешивается объявление в помещении для голосо- 
вания и сообщается избирателям при выдаче бюллетеней. 
Участковые комиссии обеспечиваются бюллетенями не позднее 
чем за семь дней до выборов. 
(Статья 72 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181).

<<< На содержание

Hosted by uCoz