<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ
| Далее>>>
РАЗДЕЛ IV
ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ, АГИТАЦИЯ ПО РЕФЕРЕНДУМУ,
ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ, РЕФЕРЕНДУМА, ОТЗЫВА ДЕПУТАТА,
ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ, РЕФЕРЕНДУМЕ,
ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ
ГЛАВА 10
Предвыборная агитация, агитация по референдуму,
отзыву депутата, члена Совета Республики
Статья 45. Предвыборная агитация, агитация по референду-
му, отзыву депутата, члена Совета Республики
Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, дру-
гим общественным объединениям, трудовым коллективам, доверен-
ным лицам кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депу-
таты, инициативным группам, проводящим агитацию за избрание
кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, пре-
доставляется право свободного и всестороннего обсуждения пред-
выборных программ кандидатов в Президенты Республики Беларусь,
в депутаты, их политических, деловых и личных качеств, прове-
дения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах,
в средствах массовой информации, а также во время встреч с из-
бирателями.
Избиратели, инициативные группы, доверенные лица депутата
имеют право свободно и всесторонне обсуждать вопросы, связан-
ные с отзывом депутата, его деловые и личные качества, вести
агитацию за или против отзыва депутата на собраниях, митингах,
в средствах массовой информации, а также во время встреч с из-
бирателями.
На заседании депутатов местных Советов депутатов базового
уровня области, депутатов Минского городского Совета депутатов
по выборам членов Совета Республики или по отзыву члена Совета
Республики каждый депутат, участвующий в работе заседания,
имеет право свободно и всесторонне обсуждать деловые и личные
качества кандидатов в члены Совета Республики, члена Совета
Республики, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве,
вести агитацию за или против выдвинутых кандидатур в члены Со-
вета Республики, за или против отзыва члена Совета Республики.
Гражданам Республики Беларусь, политическим партиям, дру-
гим общественным объединениям, трудовым коллективам предостав-
ляется право беспрепятственной агитации за предложение по про-
ведению референдума, за принятие решения, вынесенного на рефе-
рендум, а также против предложения по проведению референдума,
против принятия решения, вынесенного на референдум. Проведение
встреч с гражданами, публичное обсуждение вопросов (проектов
решений), выносимых на референдум, осуществляются в соответс-
твии с законодательством Республики Беларусь о порядке прове-
дения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пи-
кетирования и иным законодательством Республики Беларусь.
Иностранные граждане не вправе принимать участия в агита-
ции.
Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты
проводят встречи со своими избирателями на собраниях или в
другой удобной для избирателей форме.
Местные исполнительные и распорядительные органы совмест-
но с соответствующими комиссиями обязаны создавать условия для
проведения встреч кандидатов в Президенты Республики Беларусь,
в депутаты с избирателями. Командиры воинских частей (учрежде-
ний) обязаны создавать условия для встреч личного состава с
кандидатами во внеслужебное время. Государственные органы и
организации бесплатно предоставляют помещения для этих целей.
С момента регистрации кандидатов в Президенты Республики
Беларусь, в депутаты соответствующей комиссией политические
партии, трудовые коллективы, граждане, выдвинувшие кандидатов,
кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты имеют
право на изготовление предвыборных плакатов, призывов, заявле-
ний, надписей, листков, фотоматериалов (далее -- плакаты). На
оплату расходов по изготовлению плакатов кандидату в Президен-
ты Республики Беларусь выделяются средства из бюджета в разме-
ре 2300 минимальных заработных плат, кандидату в депутаты Па-
латы представителей -- 50, кандидату в депутаты областного,
Минского городского Совета депутатов -- 8, кандидату в депута-
ты районного, городского (города областного подчинения) Совета
депутатов -- четырех минимальных заработных плат и кандидату в
депутаты городского (города районного подчинения), поселково-
го, сельского Совета депутатов -- одной минимальной заработной
платы. Плакаты являются печатной продукцией, для изготовления
которой не требуется специального разрешения. Агитационные пе-
чатные материалы должны содержать информацию об организациях
или лицах, ответственных за их выпуск, а также об их тираже.
Распространение анонимных агитационных печатных материалов
запрещается.
При проведении выборов Президента Республики Беларусь,
депутатов соответствующая комиссия изготавливает общие плакаты
с биографическими данными кандидатов в Президенты Республики
Беларусь или кандидатов в депутаты, баллотирующихся в одном
избирательном округе, для размещения на участках для голосова-
ния и в других установленных местах. Расходы на эти цели осу-
ществляются за счет средств, выделенных из республиканского
бюджета на подготовку и проведение выборов.
При проведении выборов, референдума, голосования об отзы-
ве депутата местные исполнительные и распорядительные органы
по согласованию с соответствующими комиссиями выделяют на тер-
ритории участков для голосования места, наиболее посещаемые
гражданами, для размещения агитационных печатных материалов.
Исполнительные и распорядительные органы могут запрещать раз-
мещение агитационных печатных материалов в не отведенных для
них местах.
Не допускаются снятие, заклеивание, замазывание, повреж-
дение плакатов, если эти плакаты изготовлены и размещены с
соблюдением требований законодательства Республики Беларусь.
На всех участках для голосования не позднее 14 дней до
выборов оформляются стенды с информационными материалами о
кандидатах. Стенды с такими информационными материалами сохра-
няются в помещениях для голосования и в день выборов. При про-
ведении референдума в помещениях для голосования на видном
месте должны быть вывешены вопросы (проекты решений), вынесен-
ные на референдум.
Агитация (в том числе призывы к бойкотированию выборов,
референдума) в день голосования не допускается. Агитационные
печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосо-
вания, сохраняются на прежних местах.
(Статья 45 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З;
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000
г., N 64, 2/181).
Статья 46. Использование государственных средств массовой
информации в предвыборной кампании, при прове-
дении референдума
Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты
Палаты представителей, в депутаты местных Советов депутатов,
политические партии, другие общественные объединения, трудовые
коллективы, граждане, выдвинувшие кандидатов, со времени ре-
гистрации кандидатов на равных правах пользуются государствен-
ными средствами массовой информации.
Государственные средства массовой информации, средства
массовой информации, частично финансируемые из государственно-
го бюджета, а также средства массовой информации, одним из уч-
редителей которых выступают государственные органы или органи-
зации, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыбор-
ных выступлений кандидатов, опубликования и обнародования воп-
росов, текстов законопроектов, вынесенных на референдум, про-
ведения агитации по выборам, референдуму.
Кандидат в Президенты Республики Беларусь имеет право
опубликовать во всех средствах республиканской печати, указан-
ных в части второй настоящей статьи, свою предвыборную прог-
рамму объемом до пяти машинописных страниц, представив текст
указанной программы не позднее чем за 20 дней до выборов.
Кандидат в депутаты Палаты представителей имеет право
опубликовать в республиканской или местной печати свою предвы-
борную программу объемом до двух машинописных страниц, предс-
тавив текст указанной программы не позднее чем за 20 дней до
выборов.
При опубликовании предвыборных программ кандидатов в Пре-
зиденты Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей
соблюдается очередность их поступления.
Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты
Палаты представителей имеют право на бесплатные выступления по
государственному телевидению, а также по радиовещанию. Нацио-
нальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь
в течение 10 дней после назначения выборов представляет в
Центральную комиссию лимит времени для выступлений кандидатов
по государственному телевидению, а также по радиовещанию. Ука-
занное эфирное время должно приходиться на период, когда теле-
и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.
Порядок и количество выступлений кандидатов в Президенты
Республики Беларусь, в депутаты Палаты представителей по госу-
дарственному телевидению, а также по радиовещанию устанавлива-
ются Центральной комиссией. Выступления кандидатов обеспечива-
ются на равных основаниях.
Кандидат в депутаты областного, Минского городского, ра-
йонного, городского (города областного подчинения) Совета де-
путатов имеет право на одно бесплатное выступление по местному
государственному радиовещанию. Областные, Минский городской
органы радиовещания не позднее 30 дней до выборов представляют
в областные, Минскую городскую территориальные избирательные
комиссии лимит времени для выступлений кандидатов в депутаты
по местному радиовещанию, которые определяют время для выступ-
лений кандидатов в депутаты. Выступления кандидатов в депутаты
обеспечиваются на равных основаниях.
Журналистам, должностным лицам средств массовой информа-
ции запрещается вести теле- и радиопрограммы, участвовать в
освещении выборов через средства массовой информации, если
указанные лица являются кандидатами в Президенты Республики
Беларусь, в депутаты Палаты представителей, в депутаты местных
Советов депутатов или их доверенными лицами.
Республиканское радио каждое утро и республиканское теле-
видение каждый вечер обязаны по требованию Центральной комис-
сии предоставлять ей возможность передавать информацию о ходе
избирательной кампании, подготовки к республиканскому референ-
думу.
Отчеты о заседаниях Центральной комиссии и ее решения
систематически публикуются в республиканской печати, а отчеты
и решения избирательных комиссий, комиссий по референдуму -- в
местной печати.
В течение последних 10 дней до выборов, референдума не
допускается опубликование результатов опросов общественного
мнения, связанных с выборами, референдумом, прогнозом их ре-
зультатов.
Статья 47. Недопустимость злоупотребления правом на
проведение предвыборной агитации, агитации
по референдуму
Агитационные предвыборные материалы, агитационные матери-
алы по референдуму, выступления на собраниях, митингах, в пе-
чати, по телевидению, радио не должны содержать пропаганды
войны, призывов к насильственному изменению конституционного
строя, нарушению территориальной целостности Республики Бела-
русь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Рес-
публики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь,
в депутаты. Запрещаются агитация или пропаганда социального,
расового, национального, религиозного или языкового превос-
ходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, воз-
буждающих социальную, расовую, национальную или религиозную
вражду.
Кандидаты в Президенты Республики Беларусь, в депутаты,
их доверенные лица, организации и лица, агитирующие за избра-
ние кандидатов, за или против вопросов, вынесенных на референ-
дум, не вправе раздавать гражданам денежные средства, подарки
и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу
товаров, бесплатно предоставлять любые услуги и товары, кроме
агитационных печатных материалов, специально изготовленных для
избирательной кампании, проведения референдума с соблюдением
требований настоящего Кодекса. При проведении предвыборной
агитации, агитации по референдуму запрещается воздействовать
на граждан обещаниями передачи им денежных средств, материаль-
ных ценностей.
При нарушении требований настоящей статьи соответствующие
комиссии принимают меры по пресечению злоупотребления правом
на проведение предвыборной агитации, агитации по референдуму,
а комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, избира-
тельные комиссии вправе также отменить решение о регистрации
кандидата.
|