ПРАВО

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА 4 ИЮЛЯ 2000 г.)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

ГЛАВА 9 
Образование комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата. Порядок изменения состава комиссий и организации их работы


Статья 34. Образование комиссий по выборам Президента 
Республики Беларусь, депутатов Палаты предста- 
вителей, депутатов местных Советов депутатов, 
по референдуму, по проведению голосования об 
отзыве депутата 

Комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депу- 
татов Палаты представителей, депутатов местных Советов депута- 
тов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депу- 
тата, формируемые из представителей, указанных в части первой 
статьи 11 настоящего Кодекса, образуются: 
областные, Минская городская комиссии по выборам Прези- 
дента Республики Беларусь, областные, Минская городская терри- 
ториальные избирательные комиссии по выборам депутатов местных 
Советов депутатов, областные, Минская городская комиссии по 
референдуму -- президиумами областных, Минского городского Со- 
ветов депутатов и областными, Минским городским исполнительны- 
ми комитетами в составе 9--13 членов комиссии; указанные ко- 
миссии образуются не позднее чем соответственно за 80 и 85 
дней до выборов, за месяц до референдума; 
окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Па- 
латы представителей, депутатов областных Советов депутатов, 
территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в райо- 
нах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий 
по выборам в Минский городской Совет депутатов, -- президиума- 
ми областных, Минского городского Советов депутатов и област- 
ными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 
9--13 членов комиссии не позднее чем за 75 дней до выборов; 
районные, городские комиссии по выборам Президента Рес- 
публики Беларусь, районные, городские (в городах областного 
подчинения) территориальные избирательные комиссии по выборам 
депутатов местных Советов депутатов, районные, городские ко- 
миссии по референдуму -- президиумами районных, городских Со- 
ветов депутатов и районными, городскими исполнительными коми- 
тетами, а районные в городах комиссии по выборам Президента 
Республики Беларусь, по референдуму -- президиумами городских 
Советов депутатов и городскими исполнительными комитетами в 
составе 9--13 членов комиссии; указанные комиссии образуются 
не позднее чем соответственно за 80 и 85 дней до выборов, за 
месяц до референдума; 
городские (в городах районного подчинения), поселковые, 
сельские территориальные избирательные комиссии по выборам де- 
путатов городских, поселковых, сельских Советов депутатов, го- 
родские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские 
комиссии по референдуму -- городскими, поселковыми, сельскими 
исполнительными комитетами в составе 7--11 членов комиссии не 
позднее чем за 85 дней до выборов, за месяц до референдума; 
окружные комиссии по проведению голосования об отзыве де- 
путата Палаты представителей, депутата областного Совета депу- 
татов -- президиумами областных, Минского городского Советов 
депутатов и областными, Минским городским исполнительными ко- 
митетами в составе 9--13 членов комиссии не позднее пяти дней 
со дня принятия решения о назначении голосования об отзыве де- 
путата; 
участковые комиссии по выборам Президента Республики Бе- 
ларусь, участковые избирательные комиссии по выборам депутатов 
Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, 
участковые комиссии по референдуму, участковые комиссии по 
проведению голосования об отзыве депутата -- районными, го- 
родскими исполнительными комитетами, а в городах с районным 
делением -- районными администрациями в составе 5--19 членов 
комиссии не позднее чем соответственно за 45 дней до выборов, 
за 20 дней до референдума, 10 дней со дня принятия решения о 
назначении голосования об отзыве депутата. В необходимых слу- 
чаях состав участковой комиссии может быть увеличен или умень- 
шен. 
Совместные решения президиума соответствующего местного 
Совета депутатов и исполнительного комитета принимаются боль- 
шинством голосов от их состава. В совместном заседании этих 
органов должны участвовать не менее двух третей от состава 
президиума местного Совета депутатов и исполнительного комите- 
та. 
Решение об образовании комиссий с указанием их составов, 
места нахождения, номеров телефонов в семидневный срок публи- 
куется в печати или иным способом доводится до сведения граж- 
дан (избирателей). 
За пределами Республики Беларусь при проведении выборов 
Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представите- 
лей и республиканского референдума участковые комиссии образу- 
ются руководителями дипломатических представительств (консуль- 
ских учреждений) Республики Беларусь, действующих на террито- 
рии соответствующих иностранных государств. 

Статья 35. Порядок выдвижения представителей в состав 
территориальных, окружных и участковых 
комиссий 

Политические партии, другие общественные объединения, 
трудовые коллективы организаций или коллективы их структурных 
подразделений из числа своих членов, а также граждане путем 
подачи заявления могут выдвигать в соответствующую территори- 
альную, окружную, участковую комиссию только по одному предс- 
тавителю. 
Выдвигать своих представителей в состав комиссий имеют 
право: 
республиканские руководящие органы политических партий, 
других общественных объединений -- в окружные избирательные 
комиссии по выборам депутатов Палаты представителей; 
территориальные руководящие органы политических партий, 
других общественных объединений, имеющие нижестоящие организа- 
ционные структуры, -- в соответствующие территориальные, ок- 
ружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы 
депутатов, а также в участковые комиссии; собрания их первич- 
ных организаций, действующих на территории района, города, по- 
селка, сельсовета, -- в городские (в городах районного подчи- 
нения), поселковые, сельские территориальные и участковые ко- 
миссии; 
собрания (конференции) расположенных на территории райо- 
на, города, района в городе, поселка, сельсовета трудовых кол- 
лективов организаций, насчитывающих не менее 30 работающих, -- 
в территориальные, окружные и участковые комиссии. Представи- 
тели в состав городских (в городах районного подчинения), по- 
селковых, сельских территориальных и участковых комиссий могут 
быть выдвинуты также на собраниях работников структурных под- 
разделений организаций, насчитывающих не менее 10 работающих. 
При выдвижении представителей в состав комиссий от структурных 
подразделений выдвижение представителей в состав этих комиссий 
от всего трудового коллектива не проводится. Собрание право- 
мочно, если в его работе участвует более половины состава кол- 
лектива. Конференции в трудовых коллективах проводятся, если 
созыв собраний затруднен по причинам большой численности ра- 
ботников, многосменности или территориальной разобщенности 
структурных подразделений, и правомочны при участии в их рабо- 
те не менее двух третей делегатов, избранных в порядке, уста- 
новленном трудовым коллективом. Решение собрания (конференции) 
трудового коллектива принимается большинством голосов его 
участников. Представители в состав городских (в городах район- 
ного подчинения), поселковых, сельских территориальных и 
участковых комиссий могут быть выдвинуты на собраниях работни- 
ков нескольких структурных подразделений или нескольких трудо- 
вых коллективов и структурных подразделений с общей числен- 
ностью работающих не менее 10 человек на их общем собрании. 
Собрание правомочно, если от каждого такого коллектива при- 
сутствует более половины его состава. 
Руководящие органы политических партий, других обществен- 
ных объединений выдвигают представителей в состав комиссий на 
своих заседаниях. 
Выдвигать своих представителей в состав комиссий имеют 
право также граждане, обладающие избирательным правом, путем 
подачи заявления: 
при выдвижении представителя в окружную избирательную ко- 
миссию по выборам депутатов Палаты представителей, если заяв- 
ление подписано не менее 100 гражданами, проживающими на тер- 
ритории избирательного округа; 
при выдвижении представителя в территориальные (кроме по- 
селковых и сельских), окружные избирательные комиссии по выбо- 
рам в областные Советы депутатов и территориальные избиратель- 
ные комиссии, осуществляющие в районах города Минска полномо- 
чия окружных избирательных комиссий по выборам в Минский го- 
родской Совет депутатов, если заявление подписано не менее 30 
гражданами, проживающими на соответствующей территории; 
при выдвижении представителя в поселковые, сельские тер- 
риториальные и участковые комиссии, если заявление подписано 
не менее 10 гражданами, проживающими соответственно на терри- 
тории поселка, сельсовета, участка для голосования. 
Выдвижение представителей в состав комиссий по проведению 
голосования об отзыве депутата проводится в порядке, предус- 
мотренном частями второй, третьей и четвертой настоящей 
статьи. 
При выдвижении представителя в состав соответствующей ко- 
миссии протокол собрания (конференции), заседания или заявле- 
ние, подписанное гражданами, представляются в органы, образую- 
щие комиссию, не позднее чем за три дня до установленного нас- 
тоящим Кодексом срока образования соответствующей комиссии. 
В протоколе указываются название руководящего органа по- 
литической партии, другого общественного объединения, выдви- 
нувшего представителя в состав комиссии, его адрес и номер те- 
лефона, число членов органа (коллектива), число участников 
собрания, заседания этого органа (коллектива), результаты го- 
лосования, дата принятия решения, фамилия, имя и отчество, да- 
та рождения, занимаемая должность (занятие), место работы и 
место жительства лица, выдвинутого в члены комиссии. Соответс- 
твующие данные указываются и в протоколе собрания трудового 
коллектива, первичной организации политической партии, другого 
общественного объединения. Протокол подписывается председате- 
лем и секретарем собрания, заседания. В заявлении граждан, 
выдвинувших представителя в состав комиссии путем подачи заяв- 
ления, указываются перечисленные в этой части настоящей статьи 
соответствующие данные о лице, выдвинутом в члены комиссии, а 
также фамилия, имя и отчество, дата рождения и место жительст- 
ва каждого гражданина, подписавшего заявление. 
Органы, образующие комиссии, вправе включить своих предс- 
тавителей в состав этих комиссий. 

Статья 36. Порядок изменения состава комиссий 

Лицо, входящее в состав комиссии, освобождается от испол- 
нения своих обязанностей в комиссии по личному заявлению, а 
также в случае отзыва или прекращения полномочий. 
Право отзыва принадлежит гражданам или органу, выдвинув- 
шему лицо в состав комиссии. Отзыв лица, входящего в состав 
комиссии, осуществляется в порядке, установленном для выдвиже- 
ния. 
Полномочия лица, входящего в состав комиссии, прекращают- 
ся органами, образовавшими комиссию, при нарушении этим лицом 
требований настоящего Кодекса или систематическом неисполнении 
им своих обязанностей. Решение о прекращении полномочий члена 
комиссии может быть в трехдневный срок обжаловано в районный, 
городской суд. Суд рассматривает жалобу в трехдневный срок, 
его решение является окончательным. 
При выбытии лица из состава комиссии по указанным в части 
первой настоящей статьи и иным причинам политическая партия, 
другое общественное объединение, трудовой коллектив, граждане 
путем подачи заявления могут выдвинуть в установленном настоя- 
щим Кодексом порядке нового представителя в состав комиссии. 

Статья 37. Организация работы территориальных, окружных 
и участковых комиссий 

Первое заседание территориальных, окружных и участковых 
комиссий созывается органами, образовавшими комиссии, не позд- 
нее трех дней со дня их формирования. 
Председатель, заместитель председателя и секретарь комис- 
сии избираются на первом заседании соответствующей комиссии из 
числа ее членов. 
Заседания комиссии созываются и проводятся председателем, 
а в случае его отсутствия или по его поручению -- заместителем 
председателя комиссии. Заседания комиссии проводятся также по 
требованию не менее одной трети членов комиссии. Члены комис- 
сии заблаговременно извещаются о заседании комиссии. 
Заседания комиссии являются правомочными, если в них при- 
нимает участие не менее двух третей состава комиссии. Решения 
комиссии принимаются открытым голосованием большинством голо- 
сов от общего состава комиссии. При равном количестве голосов 
решающим считается голос председательствующего. Члены комис- 
сии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мне- 
ние, которое в письменной форме прилагается к протоколу. 
Член комиссии вправе: 
вносить предложения в повестку дня заседания комиссии, а 
также предложения по вопросам, входящим в компетенцию комис- 
сии; 
выступать на заседаниях комиссии и требовать проведения 
голосования по внесенным предложениям; 
задавать участникам заседания комиссии вопросы в соот- 
ветствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; 
знакомиться с документами и материалами комиссии, в сос- 
тав которой он входит, и нижестоящих комиссий; 
осуществлять иные полномочия в соответствии с компетенци- 
ей комиссии. 
Член комиссии обязан: 
соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять тре- 
бования настоящего Кодекса и иных актов законодательства Рес- 
публики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата; не 
совершать действий, дискредитирующих комиссию; 
участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозмож- 
ности участия в заседании -- сообщать об этом руководству ко- 
миссии; 
принимать участие в подготовке заседаний комиссии и про- 
водимых комиссией проверках; 
выполнять решения комиссии, поручения комиссии и ее руко- 
водства. 
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее ком- 
петенции, обязательны для нижестоящих комиссий. 
Решения и действия комиссии могут быть обжалованы в вы- 
шестоящую комиссию, а в случаях, предусмотренных настоящим Ко- 
дексом и иными актами законодательства Республики Беларусь, -- 
также в суд. 
По решению комиссии отдельные ее члены могут освобождать- 
ся в период подготовки и проведения выборов, референдума, от- 
зыва депутата от выполнения производственных или служебных 
обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет 
средств, выделенных на проведение выборов, референдума, отзыва 
депутата. 
Оплата труда членов комиссии и сотрудников ее аппарата 
может также производиться исходя из фактически отработанного 
времени в комиссии. 
Лица, входящие в состав комиссии, не имеют права прини- 
мать участия в агитации за или против кандидата в Президенты 
Республики Беларусь, в депутаты, за или против законопроекта 
или иного вопроса, вынесенного на референдум, за или против 
отзыва депутата. 

Статья 38. Содействие комиссиям в осуществлении 
их полномочий 

Государственные органы, общественные объединения, органи- 
зации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям в осу- 
ществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для 
их работы сведения и материалы. 
Комиссии имеют право обращаться по вопросам, связанным с 
подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва депута- 
та, в государственные органы, общественные объединения, к ру- 
ководителям организаций, иным должностным лицам, которые обя- 
заны рассмотреть поставленный вопрос и дать ответ комиссии не 
позднее чем в трехдневный срок. 

Статья 39. Полномочия областных, Минской городской комис- 
сий по выборам Президента Республики Беларусь, 
депутатов местных Советов депутатов, по рефе- 
рендуму, по проведению голосования об отзыве 
депутата 

Областные, Минская городская комиссии по выборам Прези- 
дента Республики Беларусь, депутатов местных Советов депута- 
тов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депу- 
тата: 
1) организуют проведение выборов Президента Республики 
Беларусь, депутатов областного, Минского городского Совета де- 
путатов, республиканского, областного, Минского городского ре- 
ферендума, голосования об отзыве депутата областного, Минского 
городского Совета депутатов и осуществляют контроль за соблю- 
дением требований настоящего Кодекса и иных актов законода- 
тельства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве 
депутата на территории области, города Минска; 
2) руководят деятельностью районных, городских, районных 
в городах и участковых комиссий; 
3) заслушивают сообщения должностных лиц (работников) 
местных исполнительных и распорядительных органов, организаций 
по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, 
референдума, отзыва депутата местного Совета депутатов; 
4) контролируют составление списков граждан, имеющих пра- 
во участвовать в выборах, референдуме, отзыве депутата, и 
представление их для всеобщего ознакомления; 
5) распоряжаются денежными средствами, выделенными на 
подготовку и проведение выборов, референдума, отзыва депутата; 
распределяют часть этих средств между нижестоящими комиссиями 
по проведению выборов Президента Республики Беларусь, депута- 
тов местных Советов депутатов, республиканского, областного, 
Минского городского референдума, отзыва депутата и осуществля- 
ют контроль за целевым использованием выделенных средств; 
контролируют обеспечение комиссий помещениями, транспортом, 
связью, рассматривают другие вопросы материально-технического 
и организационного обеспечения выборов, референдума, отзыва 
депутата; 
6) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия 
нижестоящих комиссий и принимают по ним решения. 
Областные, Минская городская территориальные избиратель- 
ные комиссии, кроме полномочий, предусмотренных частью первой 
настоящей статьи, при проведении выборов депутатов местных Со- 
ветов депутатов: 
1) образуют избирательные округа по выборам в областной, 
Минский городской Совет депутатов по представлению областного, 
Минского городского исполнительного комитета; 
2) руководят деятельностью окружных избирательных комис- 
сий по выборам в областной Совет депутатов и территориальных 
избирательных комиссий, осуществляющих в районах города Минска 
полномочия окружных избирательных комиссий по выборам в Минс- 
кий городской Совет депутатов; 
3) подводят итоги выборов в областной, Минский городской 
Совет депутатов и представляют информацию об этом в Централь- 
ную комиссию; регистрируют избранных депутатов; публикуют со- 
общение об итогах выборов и список избранных депутатов област- 
ного, Минского городского Совета депутатов; 
4) организуют проведение второго тура голосования, пов- 
торных выборов депутатов областного, Минского городского Сове- 
та депутатов и выборов депутатов вместо выбывших; 
5) передают в комиссию областного, Минского городского 
Совета депутатов, к ведению которой относятся вопросы мандата, 
документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, 
избранных по каждому избирательному округу; 
6) созывают первую сессию вновь избранного областного, 
Минского городского Совета депутатов. 
Минская городская территориальная избирательная комиссия 
при проведении отзыва депутата Минского городского Совета де- 
путатов непосредственно осуществляет полномочия по организации 
отзыва депутата, регистрирует инициативную группу по сбору 
подписей в поддержку предложения о возбуждении вопроса об от- 
зыве депутата, назначает голосование об отзыве депутата, ут- 
верждает текст бюллетеня по отзыву депутата, обеспечивает из- 
готовление бюллетеней, снабжение ими участковых комиссий, ус- 
танавливает результаты голосования об отзыве депутата и прини- 
мает решение о признании депутата отозванным избирателями. 
Областная территориальная избирательная комиссия при про- 
ведении отзыва депутата областного Совета депутатов регистри- 
рует инициативную группу по сбору подписей в поддержку предло- 
жения о возбуждении вопроса об отзыве депутата, назначает го- 
лосование об отзыве депутата, на основании протокола окружной 
комиссии по проведению голосования об отзыве депутата област- 
ного Совета депутатов принимает решение о признании депутата 
отозванным избирателями. 
Областные, Минская городская комиссии по выборам Прези- 
дента Республики Беларусь, кроме полномочий, предусмотренных 
частью первой настоящей статьи, при проведении выборов Прези- 
дента Республики Беларусь: 
1) осуществляют контроль за соблюдением инициативной 
группой граждан по выдвижению кандидата в Президенты Республи- 
ки Беларусь требований настоящего Кодекса при сборе подписей и 
обеспечивают достоверность данных о количестве таких подписей; 
2) составляют на основании протоколов районных, городс- 
ких, районных в городах комиссий по выборам Президента Респуб- 
лики Беларусь протоколы об установлении количества граждан, 
поставивших свои подписи в поддержку предложения о выдвижении 
кандидата в Президенты Республики Беларусь по области, городу 
Минску, и направляют их в Центральную комиссию. 
Областные, Минская городская комиссии по выборам Прези- 
дента Республики Беларусь, по проведению республиканского, об- 
ластного, Минского городского референдума, кроме полномочий, 
предусмотренных частью первой настоящей статьи, при проведении 
выборов Президента Республики Беларусь, референдума: 
1) обеспечивают изготовление бюллетеней по выборам Прези- 
дента Республики Беларусь и для голосования по республиканско- 
му, областному и Минскому городскому референдуму и снабжение 
ими районных, городских, районных в городах комиссий; 
2) устанавливают результаты голосования по выборам Прези- 
дента Республики Беларусь, по республиканскому референдуму по 
области, городу Минску и сообщают о них в Центральную комис- 
сию. 
Областные, Минская городская комиссии по выборам Прези- 
дента Республики Беларусь, депутатов местных Советов депута- 
тов, кроме полномочий, предусмотренных частью первой настоящей 
статьи, при проведении выборов Президента Республики Беларусь, 
депутатов местных Советов депутатов осуществляют контроль за 
соблюдением равных правовых условий предвыборной деятельности 
кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты мест- 
ных Советов депутатов. 
Областные, Минская городская комиссии по референдуму, 
кроме полномочий, предусмотренных частью первой настоящей 
статьи, при проведении республиканского, областного, Минского 
городского референдума: 
1) содействуют средствам массовой информации в проведении 
разъяснения содержания вопроса, вынесенного на референдум; 
2) обеспечивают опубликование результатов референдума по 
области, городу Минску в местных средствах массовой информа- 
ции. 
Указанные в настоящей статье комиссии осуществляют и дру- 
гие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными ак- 
тами законодательства Республики Беларусь. 
Полномочия областных, Минской городской комиссий по выбо- 
рам Президента Республики Беларусь прекращаются после офици- 
ального опубликования результатов выборов Президента Республи- 
ки Беларусь. 
Полномочия областных, Минской городской территориальных 
избирательных комиссий по выборам депутатов местных Советов 
депутатов сохраняются до назначения выборов в местные Советы 
депутатов нового созыва. 
Полномочия областных, Минской городской комиссий по рефе- 
рендуму прекращаются через месяц после вступления в силу реше- 
ния референдума. 

Статья 40. Полномочия районных, городских комиссий по вы- 
борам Президента Республики Беларусь, депута- 
тов местных Советов депутатов, по референдуму, 
по проведению голосования об отзыве депутата 

Районные, городские (в городах областного подчинения) ко- 
миссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов 
местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голо- 
сования об отзыве депутата: 
1) организуют проведение выборов Президента Республики 
Беларусь, депутатов районного, городского Совета депутатов, 
республиканского, областного, районного, городского референду- 
ма, голосования об отзыве депутата районного, городского Сове- 
та депутатов и осуществляют контроль за соблюдением требований 
настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики 
Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата на территории 
района, города; 
2) руководят деятельностью участковых комиссий; 
3) устанавливают единую нумерацию участков для голосова- 
ния по району, городу; 
4) заслушивают сообщения должностных лиц (работников) 
местных исполнительных и распорядительных органов, организаций 
по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, 
референдума, отзыва депутата местного Совета депутатов; 
5) контролируют составление списков граждан, имеющих пра- 
во участвовать в выборах, референдуме, отзыве депутата, и 
представление их для всеобщего ознакомления; 
6) распоряжаются денежными средствами, выделенными на 
подготовку и проведение выборов, референдума, отзыва депутата; 
распределяют часть этих средств между участковыми комиссиями 
по проведению выборов Президента Республики Беларусь, депута- 
тов местных Советов депутатов, референдума и осуществляют 
контроль за целевым использованием выделенных средств; контро- 
лируют обеспечение комиссий помещениями, транспортом, связью, 
рассматривают другие вопросы материально-технического и орга- 
низационного обеспечения выборов, референдума, отзыва депута- 
та; 
7) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия 
нижестоящих комиссий и принимают по ним решения. 
Районные, городские (в городах областного подчинения) 
территориальные избирательные комиссии, кроме полномочий, пре- 
дусмотренных частью первой настоящей статьи, при проведении 
выборов депутатов местных Советов депутатов: 
1) образуют избирательные округа по выборам в районный, 
городской Совет депутатов по представлению районного, городс- 
кого исполнительного комитета; 
2) руководят деятельностью городских (городов районного 
подчинения), поселковых, сельских территориальных избиратель- 
ных комиссий; 
3) регистрируют инициативные группы граждан по сбору под- 
писей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения 
кандидатами в депутаты, и проведению агитации за их избрание; 
выдают членам инициативных групп соответствующие удостовере- 
ния; 
4) содействуют организации выдвижения кандидатов в депу- 
таты; 
5) регистрируют кандидатов в депутаты, их доверенных лиц 
и выдают им соответствующие удостоверения; 
6) утверждают тексты бюллетеней по выборам депутатов ра- 
йонного, городского Совета депутатов по каждому избирательному 
округу; обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими 
участковых комиссий; 
7) организуют совместно с трудовыми коллективами и об- 
щественными объединениями встречи кандидатов в депутаты с из- 
бирателями как в трудовых коллективах, так и по месту их жи- 
тельства; содействуют изготовлению плакатов с биографическими 
данными и предвыборными программами кандидатов в депутаты; 
8) подводят итоги выборов в районный, городской Совет де- 
путатов и представляют информацию об этом в областную террито- 
риальную избирательную комиссию; регистрируют избранных депу- 
татов; публикуют сообщение об итогах выборов, список избранных 
депутатов районного, городского Совета депутатов и выдают 
удостоверения избранным депутатам; 
9) организуют проведение второго тура голосования, пов- 
торных выборов депутатов районного, городского Совета депута- 
тов и выборов депутатов вместо выбывших; 
10) передают в комиссию районного, городского Совета де- 
путатов, к ведению которой относятся вопросы мандата, докумен- 
тацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, избран- 
ных по каждому избирательному округу; 
11) созывают первую сессию вновь избранного районного, 
городского Совета депутатов. 
Комиссии, указанные в части второй настоящей статьи, при 
проведении отзыва депутата районного, городского Совета депу- 
татов: 
1) регистрируют инициативные группы по сбору подписей в 
поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депута- 
та; 
2) назначают голосование об отзыве депутата; 
3) утверждают текст бюллетеня по отзыву депутата, обеспе- 
чивают изготовление бюллетеней, снабжение ими участковых ко- 
миссий; 
4) устанавливают результаты голосования об отзыве депута- 
та и принимают решение о признании депутата отозванным избира- 
телями. 
Районные, городские комиссии по выборам Президента Рес- 
публики Беларусь, кроме полномочий, предусмотренных частью 
первой настоящей статьи, при проведении выборов Президента 
Республики Беларусь: 
1) осуществляют контроль за соблюдением инициативной 
группой граждан по выдвижению кандидата в Президенты Республи- 
ки Беларусь требований настоящего Кодекса при сборе подписей и 
обеспечивают достоверность данных о количестве таких подписей; 
2) подводят итоги по району, городу о количестве граждан, 
поставивших свои подписи в поддержку предложения о выдвижении 
кандидата в Президенты, составляют об этом протоколы и немед- 
ленно направляют их в областную, Минскую городскую комиссию по 
выборам Президента Республики Беларусь. 
Районные, городские комиссии по выборам Президента Рес- 
публики Беларусь, по проведению республиканского, областного, 
Минского городского, районного, городского референдума, кроме 
полномочий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, 
при проведении выборов Президента Республики Беларусь, респуб- 
ликанского, областного, Минского городского, районного, го- 
родского референдума: 
1) обеспечивают участковые комиссии бюллетенями по выбо- 
рам Президента Республики Беларусь и бюллетенями для голосова- 
ния по республиканскому, областному, Минскому городскому, ра- 
йонному, городскому референдуму; 
2) устанавливают результаты голосования по выборам Прези- 
дента Республики Беларусь, по республиканскому, областному, 
Минскому городскому референдуму по району, городу и сообщают о 
них в областную, Минскую городскую комиссию; устанавливают ре- 
зультаты голосования по районному, городскому референдуму. 
Районные, городские комиссии по выборам Президента Рес- 
публики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, кроме 
полномочий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, 
при проведении выборов Президента Республики Беларусь, депута- 
тов местных Советов депутатов осуществляют контроль за соблю- 
дением равных правовых условий предвыборной деятельности кан- 
дидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты местных 
Советов депутатов. 
Районные, городские комиссии по референдуму, кроме полно- 
мочий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, при 
проведении референдума содействуют средствам массовой информа- 
ции в разъяснении содержания вопроса, вынесенного на референ- 
дум; обеспечивают опубликование результатов референдума по ра- 
йону, городу в местных средствах массовой информации. 
Районные в городах комиссии по выборам Президента Респуб- 
лики Беларусь, по республиканскому, областному, Минскому го- 
родскому референдуму осуществляют полномочия районных, городс- 
ких комиссий по выборам Президента Республики Беларусь и по 
референдуму, предусмотренные настоящей статьей. 
Указанные в настоящей статье комиссии осуществляют и дру- 
гие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными ак- 
тами законодательства Республики Беларусь. 
Полномочия районных, городских, районных в городах комис- 
сий по выборам Президента Республики Беларусь прекращаются 
после официального опубликования результатов выборов Президен- 
та Республики Беларусь. 
Полномочия районных, городских территориальных избира- 
тельных комиссий по выборам депутатов местных Советов депута- 
тов сохраняются до назначения выборов в местные Советы депута- 
тов нового созыва. 
Полномочия районных, городских, районных в городах комис- 
сий по референдуму прекращаются через месяц после вступления в 
силу решения референдума. 

Статья 41. Полномочия городских (в городах районного под- 
чинения), поселковых, сельских территориальных 
избирательных комиссий по выборам депутатов 
городских, поселковых, сельских Советов депу- 
татов, по референдуму, по проведению голосова- 
ния об отзыве депутата 

Городские (в городах районного подчинения), поселковые, 
сельские территориальные избирательные комиссии по выборам де- 
путатов городского, поселкового, сельского Совета депутатов, 
по городскому, поселковому, сельскому референдуму, по проведе- 
нию голосования об отзыве депутата: 
1) организуют проведение выборов депутатов городского, 
поселкового, сельского Совета депутатов, городского, поселко- 
вого, сельского референдума, голосования об отзыве депутата 
городского, поселкового, сельского Совета депутатов и осущест- 
вляют контроль за соблюдением требований настоящего Кодекса и 
иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, ре- 
ферендуме, отзыве депутата на территории города, поселка, 
сельсовета; 
2) руководят деятельностью участковых комиссий; 
3) заслушивают сообщения должностных лиц (работников) 
местных исполнительных и распорядительных органов, организаций 
по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, 
референдума, отзыва депутата местного Совета депутатов; 
4) контролируют составление списков граждан, имеющих пра- 
во участвовать в выборах, референдуме, отзыве депутата, и 
представление их для всеобщего ознакомления; 
5) распоряжаются денежными средствами, выделенными на 
подготовку и проведение выборов, городского, поселкового, 
сельского референдума, отзыва депутата соответствующего мест- 
ного Совета депутатов; распределяют часть средств, выделенных 
на подготовку и проведение городского, поселкового, сельского 
референдума, между участковыми комиссиями и осуществляют конт- 
роль за целевым использованием выделенных средств; контролиру- 
ют обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, 
связью, рассматривают другие вопросы материально-технического 
и организационного обеспечения выборов, референдума, отзыва 
депутата; 
6) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия 
участковых комиссий и принимают по ним решения. 
Городские, поселковые, сельские территориальные избира- 
тельные комиссии, кроме полномочий, предусмотренных частью 
первой настоящей статьи, при проведении выборов депутатов го- 
родского, поселкового, сельского Совета депутатов: 
1) образуют избирательные округа по выборам в городской, 
поселковый, сельский Совет депутатов по представлению городс- 
кого, поселкового, сельского исполнительного комитета; 
2) регистрируют инициативные группы граждан по сбору под- 
писей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения 
кандидатами в депутаты, и проведению агитации за их избрание; 
выдают членам инициативных групп соответствующие удостовере- 
ния; 
3) содействуют организации выдвижения кандидатов в депу- 
таты; 
4) регистрируют кандидатов в депутаты, их доверенных лиц 
и выдают им соответствующие удостоверения; 
5) утверждают тексты бюллетеней по выборам депутатов го- 
родского, поселкового, сельского Совета депутатов по каждому 
избирательному округу; обеспечивают изготовление бюллетеней и 
снабжение ими участковых комиссий; 
6) организуют совместно с трудовыми коллективами и об- 
щественными объединениями встречи кандидатов в депутаты с из- 
бирателями как в трудовых коллективах, так и по месту их жи- 
тельства; содействуют изготовлению плакатов с биографическими 
данными и предвыборными программами кандидатов в депутаты; 
7) осуществляют контроль за соблюдением равных правовых 
условий предвыборной деятельности кандидатов в депутаты го- 
родского, поселкового, сельского Совета депутатов; 
8) подводят итоги выборов в городской, поселковый, сель- 
ский Совет депутатов и представляют информацию об этом в ра- 
йонную территориальную избирательную комиссию; регистрируют 
избранных депутатов; публикуют сообщение об итогах выборов, 
список избранных депутатов городского, поселкового, сельского 
Совета депутатов и выдают удостоверения избранным депутатам; 
9) организуют проведение второго тура голосования, пов- 
торных выборов депутатов городского, поселкового, сельского 
Совета депутатов и выборов депутатов вместо выбывших; 
10) передают комиссии городского, поселкового, сельского 
Совета депутатов, к ведению которой относятся вопросы мандата, 
документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов, 
избранных по каждому избирательному округу; 
11) созывают первую сессию вновь избранного городского, 
поселкового, сельского Совета депутатов. 
Комиссии, указанные в части первой настоящей статьи, при 
проведении отзыва депутата городского, поселкового, сельского 
Совета депутатов: 
1) регистрируют инициативные группы по сбору подписей в 
поддержку предложения о возбуждении вопроса об отзыве депута- 
та; 
2) назначают голосование об отзыве депутата; 
3) утверждают текст бюллетеня по отзыву депутата, обеспе- 
чивают изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых ко- 
миссий; 
4) устанавливают результаты голосования об отзыве депута- 
та и принимают решение о признании депутата отозванным избира- 
телями. 
Городские, поселковые, сельские комиссии по референдуму, 
кроме полномочий, предусмотренных частью первой настоящей 
статьи, при проведении городского, поселкового, сельского ре- 
ферендума: 
1) обеспечивают участковые комиссии бюллетенями для голо- 
сования по городскому, поселковому, сельскому референдуму; 
2) устанавливают результаты голосования по городскому, 
поселковому, сельскому референдуму, сообщают о них в местных 
средствах массовой информации или иным способом доводят до 
сведения граждан. 
Указанные в настоящей статье комиссии осуществляют и дру- 
гие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными ак- 
тами законодательства Республики Беларусь. 
Полномочия городских, поселковых, сельских территориаль- 
ных избирательных комиссий по выборам депутатов местных Сове- 
тов депутатов сохраняются до назначения выборов в местные Со- 
веты депутатов нового созыва. 
Полномочия городских, поселковых, сельских комиссий по 
референдуму прекращаются через месяц после вступления в силу 
решения референдума. 

Статья 42. Полномочия окружных избирательных комиссий по 
выборам депутатов Палаты представителей, по 
выборам в областные Советы депутатов и терри- 
ториальных избирательных комиссий, осуществля- 
ющих в районах города Минска полномочия окруж- 
ных избирательных комиссий по выборам в Минс- 
кий городской Совет депутатов 

Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Па- 
латы представителей, по выборам в областные Советы депутатов и 
территориальные избирательные комиссии, осуществляющие в райо- 
нах города Минска полномочия окружных избирательных комиссий 
по выборам в Минский городской Совет депутатов: 
1) организуют проведение выборов и осуществляют контроль 
за исполнением требований настоящего Кодекса и иных актов за- 
конодательства Республики Беларусь о выборах на территории из- 
бирательных округов, а в районе города Минска -- на территории 
избирательных округов, образованных в районе; 
2) руководят деятельностью участковых избирательных ко- 
миссий; 
3) заслушивают сообщения должностных лиц (работников) 
местных исполнительных и распорядительных органов, организаций 
по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; 
4) регистрируют инициативные группы граждан по сбору под- 
писей избирателей в поддержку лиц, предлагаемых для выдвижения 
кандидатами в депутаты, и проведению агитации за их избрание; 
выдают членам инициативных групп соответствующие удостовере- 
ния; 
5) содействуют организации выдвижения кандидатов в депу- 
таты; 
6) регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц 
и выдают им соответствующие удостоверения; содействуют изго- 
товлению плакатов с биографическими данными и предвыборными 
программами кандидатов в депутаты; 
7) осуществляют контроль за соблюдением равных правовых 
условий предвыборной деятельности кандидатов в депутаты; 
8) содействуют кандидатам в депутаты в организации встреч 
с избирателями; 
9) контролируют составление списков граждан, имеющих пра- 
во участвовать в выборах, и представление их для всеобщего оз- 
накомления; 
10) распоряжаются денежными средствами, выделенными на 
подготовку и проведение выборов по избирательным округам, 
распределяют часть этих средств между участковыми избиратель- 
ными комиссиями, кандидатами в депутаты, обеспечивают контроль 
за целевым использованием выделенных средств; контролируют 
обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, 
транспортом, связью и рассматривают другие вопросы материаль- 
но-технического и организационного обеспечения выборов; 
11) утверждают тексты бюллетеней по избирательным окру- 
гам, обеспечивают изготовление бюллетеней и снабжение ими 
участковых избирательных комиссий; 
12) устанавливают и публикуют в печати результаты выборов 
по избирательным округам; 
13) выдают депутатам удостоверения об избрании после ре- 
гистрации их соответственно Центральной комиссией, областной, 
Минской городской территориальной избирательной комиссией; 
14) организуют проведение второго тура голосования и пов- 
торных выборов; 
15) рассматривают заявления и жалобы на решения и дейс- 
твия участковых избирательных комиссий и принимают по ним ре- 
шения; 
16) осуществляют другие полномочия в соответствии с нас- 
тоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Бе- 
ларусь. 
Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Па- 
латы представителей устанавливают на территории соответствую- 
щего избирательного округа единую нумерацию участков для голо- 
сования, а территориальные избирательные комиссии, осуществля- 
ющие в районах города Минска полномочия окружных избирательных 
комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, -- 
единую нумерацию участков для голосования на территории района 
города Минска. 
Полномочия избирательных комиссий, указанных в настоящей 
статье, прекращаются соответственно после признания Палатой 
представителей, областным, Минским городским Советом депутатов 
полномочий избранных депутатов. 

Статья 43. Полномочия окружной комиссии по проведению го- 
лосования об отзыве депутата Палаты представи- 
телей, депутата областного Совета депутатов 

Окружная комиссия по проведению голосования об отзыве де- 
путата Палаты представителей, депутата областного Совета депу- 
татов: 
1) организует проведение голосования об отзыве депутата и 
осуществляет контроль за исполнением требований настоящего Ко- 
декса и иных актов законодательства Республики Беларусь об от- 
зыве депутата на территории избирательного округа; 
2) руководит деятельностью участковых комиссий; 
3) контролирует составление списков граждан, имеющих пра- 
во участвовать в голосовании об отзыве депутата, и представле- 
ние их для всеобщего ознакомления; 
4) утверждает текст бюллетеня для голосования об отзыве 
депутата, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими 
участковых комиссий; 
5) распоряжается денежными средствами, выделенными на 
подготовку и проведение голосования об отзыве депутата, расп- 
ределяет часть этих средств между участковыми комиссиями; 
контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, 
транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материаль- 
но-технического и организационного обеспечения голосования об 
отзыве депутата; 
6) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия 
участковых комиссий и принимает по ним решения. 
Окружная комиссия по проведению голосования об отзыве де- 
путата Палаты представителей устанавливает результаты голосо- 
вания об отзыве депутата и принимает решение о признании депу- 
тата отозванным избирателями, а окружная комиссия по проведе- 
нию голосования об отзыве депутата областного Совета депутатов 
устанавливает результаты голосования об отзыве депутата об- 
ластного Совета депутатов, составляет об этом протокол и нап- 
равляет его в областную территориальную избирательную комис- 
сию. 
Полномочия комиссий, указанных в настоящей статье, прек- 
ращаются после официального опубликования результатов голосо- 
вания об отзыве депутата. 

Статья 44. Полномочия участковой комиссии по выборам Пре- 
зидента Республики Беларусь, депутата Палаты 
представителей, депутатов местных Советов де- 
путатов, по референдуму, по проведению голосо- 
вания об отзыве депутата 

Участковая комиссия по выборам Президента Республики Бе- 
ларусь, депутата Палаты представителей, депутатов местных Со- 
ветов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об 
отзыве депутата: 
1) обеспечивает соблюдение требований настоящего Кодекса 
и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах, 
референдуме, об отзыве депутата на территории участка для го- 
лосования; 
2) уточняет и подписывает списки граждан, имеющих право 
участвовать в выборах, референдуме, отзыве депутата, по участ- 
ку для голосования; 
3) знакомит избирателей, участников референдума со спис- 
ком граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, 
отзыве депутата, рассматривает заявления о неправильностях в 
списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изме- 
нений; 
4) оповещает избирателей, участников референдума о месте 
нахождения, времени работы и номере телефона участковой комис- 
сии, а также о дне выборов, референдума, голосования об отзыве 
депутата, времени и месте голосования; 
5) обеспечивает реализацию предусмотренного настоящим Ко- 
дексом права избирателей, участников референдума проголосовать 
на выборах, референдуме досрочно (за исключением участковой 
комиссии по проведению голосования об отзыве депутата), а так- 
же сохранность бюллетеней; 
6) обеспечивает подготовку помещения для голосования, 
ящиков для голосования и другого оборудования; 
7) контролирует на территории участка для голосования 
соблюдение правил размещения агитационных материалов; 
8) обеспечивает целевое использование денежных средств, 
выделенных на проведение выборов, референдума, отзыва депута- 
та; 
9) организует голосование в день выборов, референдума, 
отзыва депутата; 
10) проводит подсчет голосов и устанавливает результаты 
голосования по участку; 
11) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подго- 
товки выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, 
организации голосования, подсчета голосов и принимает по ним 
решения; 
12) заслушивает сообщения должностных лиц местных испол- 
нительных и распорядительных органов, организаций по вопросам, 
связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума, 
отзыва депутата; 
13) осуществляет другие полномочия в соответствии с нас- 
тоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Бе- 
ларусь. 
Полномочия участковых комиссий по выборам Президента Рес- 
публики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов 
местных Советов депутатов, по проведению голосования об отзыве 
депутата прекращаются после завершения на территории участка 
для голосования выборов, отзыва депутата, а полномочия участ- 
ковой комиссии по референдуму -- через месяц после вступления 
в силу решения референдума. 

<<< На содержание

Hosted by uCoz