<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1
Общие положения
Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в
настоящем Кодексе
В настоящем Кодексе применяются следующие основные терми-
ны и понятия:
администрация предприятия, учреждения, организации -- ру-
ководители либо иные органы управления, предусмотренные уста-
вом предприятия, учреждения, организации, имеющие полномочия в
области жилищных отношений;
блокированный жилой дом -- жилой дом, состоящий из двух и
более квартир, вход в каждую из которых организован непосредс-
твенно с придомовой территории;
вспомогательные помещения жилого дома -- помещения, рас-
положенные вне квартиры и предназначенные для обеспечения экс-
плуатации жилого дома (вестибюли, коридоры, галереи, лестнич-
ные марши и площадки, лифтовые холлы и т.п.);
гражданин-застройщик -- гражданин, осуществляющий финан-
сирование жилищного строительства за счет собственных, а также
привлеченных средств;
другое жилое помещение -- жилое помещение, отвечающее ус-
тановленным для проживания санитарным и техническим требовани-
ям;
жилая комната -- отдельное помещение для проживания в
квартире (одноквартирном жилом доме);
жилищная инфраструктура -- комплекс зданий и сооружений
социально-бытового назначения, инженерных сетей коммунального
хозяйства, дорог, иных коммуникаций и транспортных маршрутов в
месте расположения жилищного фонда;
жилищное хозяйство -- отрасль экономики, обслуживающая
жилищный фонд, его содержание и ремонт;
жилищные отношения -- отношения в области обеспечения
граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а
также сохранности жилищного фонда;
жилищный фонд -- совокупность всех жилых помещений Рес-
публики Беларусь независимо от форм собственности;
жилое помещение -- помещение, предназначенное и пригодное
для проживания граждан;
жилое помещение социального пользования -- жилое помеще-
ние типовых потребительских качеств государственного жилищного
фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма;
жилое помещение типовых потребительских качеств -- жилое
помещение, отвечающее установленным для проживания санитарным
и техническим требованиям и благоустроенное применительно к
условиям данного населенного пункта;
жилой дом -- здание, в котором более половины площади по-
ла занято жилыми помещениями;
изолированная жилая комната -- жилая комната, вход в ко-
торую организован непосредственно из подсобного помещения;
квартира -- жилое помещение, состоящее из одной либо нес-
кольких жилых комнат, кухни и других подсобных помещений, вход
в которое организован с придомовой территории или из вспомога-
тельных помещений жилого дома;
многоквартирный жилой дом -- жилой дом, состоящий из двух
и более квартир, входы в которые организованы из вспомогатель-
ных помещений жилого дома;
неизолированная жилая комната -- жилая комната, связанная
с другой комнатой общим входом;
общая площадь жилого помещения -- суммарная площадь пола
жилых и подсобных помещений квартиры (одноквартирного жилого
дома);
одноквартирный жилой дом -- жилой дом, состоящий из одной
квартиры, вход в которую организован с придомовой территории;
подсобные помещения -- помещения, находящиеся внутри
квартиры (одноквартирного жилого дома) и предназначенные для
хозяйственно-бытовых нужд проживающих (коридоры, санузлы, кла-
довые, прихожие, кухни и другие нежилые помещения);
придомовая территория -- участок земли, отведенный для
строительства и обслуживания жилого дома или группы жилых до-
мов.
Статья 2. Жилищное законодательство Республики Беларусь
Жилищное законодательство Республики Беларусь основывает-
ся на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего
Кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь,
постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных ак-
тов законодательства Республики Беларусь, регулирующих жилищ-
ные отношения.
Статья 3. Применение гражданского законодательства
Республики Беларусь к жилищным отношениям
Гражданское законодательство Республики Беларусь применя-
ется к жилищным отношениям постольку, поскольку эти отношения
не урегулированы жилищным законодательством Республики Бела-
русь.
Статья 4. Задачи жилищного законодательства Республики
Беларусь
Основными задачами жилищного законодательства Республики
Беларусь являются:
обеспечение юридических гарантий получения или приобрете-
ния жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жи-
лищных условий;
обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации
жилищных прав и интересов;
формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;
создание условий свободного осуществления связанных с жи-
лищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обита-
ния, отдых, получение информации, социально-бытовое и культур-
ное обслуживание;
правовая защита жилищных и связанных с ними прав и инте-
ресов субъектов жилищных отношений.
Статья 5. Объекты жилищных отношений
Объектами жилищных отношений являются жилые помещения.
Статья 6. Субъекты жилищных отношений
Субъектами жилищных отношений являются:
граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица
без гражданства (далее -- граждане);
юридические лица независимо от форм собственности;
государственные органы.
Статья 7. Состав жилищного фонда
Жилищный фонд состоит из государственного и частного жи-
лищных фондов.
Государственный жилищный фонд включает:
республиканский жилищный фонд -- часть жилищного фонда,
находящуюся в республиканской собственности (собственность
Республики Беларусь);
коммунальный жилищный фонд -- часть жилищного фонда, на-
ходящуюся в коммунальной собственности (собственность адми-
нистративно-территориальных единиц).
Частный жилищный фонд включает:
жилищный фонд граждан -- часть жилищного фонда, находящу-
юся в собственности граждан;
жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы
собственности -- часть жилищного фонда, находящуюся в собс-
твенности юридических лиц негосударственной формы собственнос-
ти.
Статья 8. Назначение и использование жилых помещений
Жилые помещения предназначаются для проживания граждан.
Использование не по назначению пригодных для проживания
жилых помещений не допускается, за исключением случаев, пре-
дусмотренных настоящим Кодексом.
Обследование состояния жилых помещений, признание их не
соответствующими установленным для проживания санитарным и
техническим требованиям, непригодными для проживания произво-
дятся в порядке и сроки, устанавливаемые Советом Министров
Республики Беларусь. Непригодные для проживания жилые помеще-
ния восстанавливаются для использования по назначению, перео-
борудуются для использования в других целях либо сносятся.
Использование не по назначению одноквартирных, блокиро-
ванных жилых домов или их части производится по согласованию с
местными исполнительными и распорядительными органами с соблю-
дением правил градостроительства, норм санитарной гигиены и
противопожарной безопасности.
Статья 9. Права и обязанности граждан Республики Беларусь
в области жилищных отношений
Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений
имеют право:
получать жилое помещение в пользование на условиях и в
порядке, установленных настоящим Кодексом;
получать земельный участок для индивидуального жилищного
строительства;
осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное
строительство;
получать в установленном законодательством Республики Бе-
ларусь порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы госу-
дарственной поддержки для строительства (реконструкции) или
приобретения жилого помещения;
получать в установленном законодательством Республики Бе-
ларусь порядке субсидии на плату за пользование жилым помеще-
нием и коммунальные услуги;
приобретать жилое помещение в собственность по основани-
ям, установленным законами Республики Беларусь;
пользоваться жилым помещением по договору найма (поднай-
ма) и на иных основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом;
владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотре-
нию жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собствен-
ности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Ко-
дексом и иными законами Республики Беларусь;
самостоятельно выбирать формы и способы улучшения своих
жилищных условий, ремонта и эксплуатации жилого помещения;
требовать устранения обстоятельств, препятствующих осу-
ществлению жилищных и связанных с ними прав, а также создающих
угрозу здоровью, отдыху и свободному развитию личности, содер-
жанию жилого помещения;
на судебную защиту своих жилищных и связанных с ними прав
и интересов;
совершать иные действия, не противоречащие законодатель-
ству Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений
обязаны:
соблюдать требования настоящего Кодекса, иных актов жи-
лищного законодательства Республики Беларусь и договорных обя-
зательств, связанных с реализацией жилищных прав;
не препятствовать осуществлению законных прав и интересов
других субъектов жилищных отношений;
возмещать ущерб, нанесенный ими жилым помещениям других
граждан и юридических лиц независимо от форм собственности в
связи с пользованием этими жилыми помещениями;
обеспечивать доступ в занимаемые ими жилые помещения ра-
ботникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фон-
да, при проведении необходимых ремонтных работ;
использовать жилые помещения в соответствии с требования-
ми настоящего Кодекса;
соблюдать правила строительства, эксплуатации и ремонта
жилых помещений.
Статья 10. Права и обязанности иностранных граждан и лиц
без гражданства в области жилищных отношений
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно
проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются пра-
вами и исполняют обязанности в области жилищных отношений на-
равне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предус-
мотрено Конституцией, законами и международными договорами
Республики Беларусь.
Статья 11. Право граждан на учреждение организаций
в области жилищных отношений
Граждане вправе самостоятельно в установленном законода-
тельством Республики Беларусь порядке учреждать организации по
строительству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, управлению
и приобретению жилых помещений.
Статья 12. Право на одноразовое получение жилого
помещения социального пользования
Право на одноразовое получение жилого помещения социаль-
ного пользования имеют малообеспеченные нетрудоспособные граж-
дане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных ус-
ловий, а также граждане, на которых распространяется действие
статьи 84 настоящего Кодекса.
Условия и порядок отнесения граждан к категории малообес-
печенных нетрудоспособных граждан для предоставления жилых по-
мещений социального пользования определяются Советом Министров
Республики Беларусь.
Статья 13. Право на получение льготных кредитов, субсидий
и иные формы государственной поддержки для
строительства (реконструкции) или приобретения
жилого помещения
Право на получение льготных кредитов, субсидий и иные
формы государственной поддержки для строительства (реконструк-
ции) или приобретения жилого помещения имеют малообеспеченные
трудоспособные граждане Республики Беларусь, состоящие на уче-
те нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждане,
на которых распространяется действие статьи 84 настоящего Ко-
декса.
Размеры субсидий и льготных кредитов определяются исходя
из максимальной нормы предоставления общей площади жилого по-
мещения социального пользования.
Граждане, на которых распространяется действие статьи 84
настоящего Кодекса, имеют право на внеочередное получение ль-
готных кредитов и субсидий.
Условия и порядок отнесения граждан к категории малообес-
печенных трудоспособных граждан для предоставления льготных
кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для
строительства (реконструкции) или приобретения жилого помеще-
ния, а также размеры льготных кредитов и субсидий определяются
Советом Министров Республики Беларусь.
Льготные кредиты, субсидии и иные формы государственной
поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения
жилых помещений используются гражданами только по целевому
назначению.
Статья 14. Право граждан, состоящих на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий, на индивидуаль-
ное или коллективное жилищное строительство
Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жи-
лищных условий, имеют преимущественное право на индивидуальное
или коллективное жилищное строительство.
Статья 15. Правовое регулирование жилищных отношений
Правовое регулирование жилищных отношений осуществляется
Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Рес-
публики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, рес-
публиканским органом государственного управления жилищным фон-
дом, местными Советами депутатов, исполнительными и распоряди-
тельными органами.
Статья 16. Компетенция Президента Республики Беларусь
в области жилищных отношений
Президент Республики Беларусь является гарантом реализа-
ции основных направлений жилищной политики Республики Бела-
русь.
Статья 17. Компетенция Совета Министров Республики
Беларусь в области регулирования жилищных
отношений
Совет Министров Республики Беларусь в области регулирова-
ния жилищных отношений:
осуществляет общее управление государственным жилищным
фондом;
обеспечивает соблюдение Конституции Республики Беларусь,
настоящего Кодекса, иных законов, декретов и указов Президента
Республики Беларусь;
обеспечивает исполнение республиканского бюджета в части
финансирования, субсидирования и кредитования жилищного строи-
тельства;
определяет компетенцию специальных органов по управлению
государственным жилищным фондом;
координирует инвестиционную деятельность в области жилищ-
ного строительства, развития жилищной инфраструктуры населен-
ных пунктов;
определяет типовые потребительские качества жилых помеще-
ний;
принимает меры по обеспечению развития конкурентных (ры-
ночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуа-
тации, обслуживания и ремонта жилых помещений;
решает другие вопросы в области использования и обеспече-
ния сохранности жилищного фонда.
Статья 18. Компетенция республиканского органа государст-
венного управления жилищным фондом в области
регулирования жилищных отношений
Республиканский орган государственного управления жилищ-
ным фондом осуществляет государственное регулирование жилищных
отношений в области управления государственным жилищным фон-
дом, а также использования и обеспечения сохранности государс-
твенного и частного жилищных фондов в соответствии с законода-
тельством Республики Беларусь.
Статья 19. Компетенция местных Советов депутатов в
области регулирования жилищных отношений
Местные Советы депутатов в области регулирования жилищных
отношений на соответствующей территории:
утверждают программы экономического и социального разви-
тия, местные бюджеты и отчеты об их исполнении;
определяют порядок управления и распоряжения коммунальным
жилищным фондом в пределах, установленных законами Республики
Беларусь.
Статья 20. Компетенция областных и Минского городского
исполнительных комитетов в области
регулирования жилищных отношений
Областные и Минский городской исполнительные комитеты в
области регулирования жилищных отношений на территории облас-
ти, города Минска:
проводят единую политику в области архитектуры, благоуст-
ройства, строительства, содержания, ремонта и реконструкции
жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жи-
лищного хозяйства;
закрепляют жилые помещения коммунального жилищного фонда
за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйствен-
ного ведения или оперативного управления;
осуществляют государственный контроль за использованием и
содержанием государственного и частного жилищных фондов;
обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных)
отношений в области жилищного строительства, эксплуатации,
обслуживания и ремонта жилых помещений;
осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нужда-
ющихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреж-
дениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распоря-
дительных органах, а также за порядком соблюдения очередности
в предоставлении и приобретении жилых помещений;
выделяют финансовые средства на строительство жилых поме-
щений социального пользования;
обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий граж-
данам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных ус-
ловий;
отменяют решения нижестоящих исполнительных и распоряди-
тельных органов, не соответствующие законодательству Республи-
ки Беларусь;
принимают решения по ходатайствам собственников жилых по-
мещений о переоборудовании или сносе непригодных для прожива-
ния жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе
жилых домов в связи с изъятием земельных участков для госу-
дарственных нужд;
решают другие вопросы в области использования и обеспече-
ния сохранности жилищного фонда, отнесенные настоящим Кодексом
и иными актами законодательства Республики Беларусь к их веде-
нию.
Статья 21. Компетенция районных, городских, районных в
городах, поселковых, сельских исполнительных и
распорядительных органов в области регулирова-
ния жилищных отношений
Районные, городские, районные в городах, поселковые,
сельские исполнительные и распорядительные органы в области
регулирования жилищных отношений на территории района, города,
района в городе, поселка, села:
обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жи-
лищного хозяйства;
принимают меры по созданию организаций, осуществляющих
жилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях;
обеспечивают условия для строительства жилых помещений
частного жилищного фонда;
организуют строительство жилых помещений социального
пользования;
предоставляют гражданам и организациям в соответствии с
законодательством Республики Беларусь земельные участки под
жилищное строительство;
предоставляют жилые помещения социального пользования;
обеспечивают целевое использование и сохранность жилых
помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помеще-
ний, принятых на обслуживание на договорной основе;
ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных ус-
ловий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также
осуществляют контроль за состоянием такого учета на предприя-
тиях, в учреждениях, организациях;
осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых по-
мещений;
дают разрешение гражданам на обмен жилых помещений госу-
дарственного жилищного фонда;
осуществляют государственный контроль за использованием и
содержанием государственного и частного жилищных фондов;
предоставляют субсидии;
решают другие вопросы в области формирования, использова-
ния и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные нас-
тоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Бе-
ларусь к их ведению.
Статья 22. Государственная регистрация прав на жилые
помещения
Право собственности и другие вещные права на жилые поме-
щения, ограничение этих прав, их возникновение, переход и
прекращение подлежат государственной регистрации в едином го-
сударственном реестре в порядке, установленном законодательст-
вом Республики Беларусь.
Статья 23. Государственный учет жилищного фонда
Государственный учет жилищного фонда осуществляется в по-
рядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 24. Государственный контроль за использованием
и обеспечением сохранности жилищного фонда
Государственный контроль за использованием и обеспечением
сохранности жилищного фонда направлен на обеспечение соблюде-
ния правил пользования жилыми помещениями и содержания их в
технически исправном состоянии и осуществляется местными ис-
полнительными и распорядительными органами, а также специально
уполномоченными на то государственными органами в порядке, ус-
тановленном законодательством Республики Беларусь.
Статья 25. Общественный контроль и соблюдение гласности
в жилищных отношениях
Общественный контроль за учетом граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, установлением очередности на полу-
чение жилых помещений, их предоставлением и соблюдением поряд-
ка приобретения гражданами в собственность жилых помещений го-
сударственного жилищного фонда, правильностью отнесения граж-
дан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудос-
пособных граждан осуществляется общественными комиссиями, соз-
данными при местных исполнительных и распорядительных органах,
на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депу-
татов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.
|