ПРАВО

Главная страница

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ВСТУПАЕТ В СИЛУ С 1 ИЮЛЯ 1999 г.

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1
Общие положения

Статья 1. Основные термины и понятия, применяемые в 
настоящем Кодексе 

В настоящем Кодексе применяются следующие основные терми- 
ны и понятия: 
администрация предприятия, учреждения, организации -- ру- 
ководители либо иные органы управления, предусмотренные уста- 
вом предприятия, учреждения, организации, имеющие полномочия в 
области жилищных отношений; 
блокированный жилой дом -- жилой дом, состоящий из двух и 
более квартир, вход в каждую из которых организован непосредс- 
твенно с придомовой территории; 
вспомогательные помещения жилого дома -- помещения, рас- 
положенные вне квартиры и предназначенные для обеспечения экс- 
плуатации жилого дома (вестибюли, коридоры, галереи, лестнич- 
ные марши и площадки, лифтовые холлы и т.п.); 
гражданин-застройщик -- гражданин, осуществляющий финан- 
сирование жилищного строительства за счет собственных, а также 
привлеченных средств; 
другое жилое помещение -- жилое помещение, отвечающее ус- 
тановленным для проживания санитарным и техническим требовани- 
ям; 
жилая комната -- отдельное помещение для проживания в 
квартире (одноквартирном жилом доме); 
жилищная инфраструктура -- комплекс зданий и сооружений 
социально-бытового назначения, инженерных сетей коммунального 
хозяйства, дорог, иных коммуникаций и транспортных маршрутов в 
месте расположения жилищного фонда; 
жилищное хозяйство -- отрасль экономики, обслуживающая 
жилищный фонд, его содержание и ремонт; 
жилищные отношения -- отношения в области обеспечения 
граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а 
также сохранности жилищного фонда; 
жилищный фонд -- совокупность всех жилых помещений Рес- 
публики Беларусь независимо от форм собственности; 
жилое помещение -- помещение, предназначенное и пригодное 
для проживания граждан; 
жилое помещение социального пользования -- жилое помеще- 
ние типовых потребительских качеств государственного жилищного 
фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма; 
жилое помещение типовых потребительских качеств -- жилое 
помещение, отвечающее установленным для проживания санитарным 
и техническим требованиям и благоустроенное применительно к 
условиям данного населенного пункта; 
жилой дом -- здание, в котором более половины площади по- 
ла занято жилыми помещениями; 
изолированная жилая комната -- жилая комната, вход в ко- 
торую организован непосредственно из подсобного помещения; 
квартира -- жилое помещение, состоящее из одной либо нес- 
кольких жилых комнат, кухни и других подсобных помещений, вход 
в которое организован с придомовой территории или из вспомога- 
тельных помещений жилого дома; 
многоквартирный жилой дом -- жилой дом, состоящий из двух 
и более квартир, входы в которые организованы из вспомогатель- 
ных помещений жилого дома; 
неизолированная жилая комната -- жилая комната, связанная 
с другой комнатой общим входом; 
общая площадь жилого помещения -- суммарная площадь пола 
жилых и подсобных помещений квартиры (одноквартирного жилого 
дома); 
одноквартирный жилой дом -- жилой дом, состоящий из одной 
квартиры, вход в которую организован с придомовой территории; 
подсобные помещения -- помещения, находящиеся внутри 
квартиры (одноквартирного жилого дома) и предназначенные для 
хозяйственно-бытовых нужд проживающих (коридоры, санузлы, кла- 
довые, прихожие, кухни и другие нежилые помещения); 
придомовая территория -- участок земли, отведенный для 
строительства и обслуживания жилого дома или группы жилых до- 
мов. 

Статья 2. Жилищное законодательство Республики Беларусь 

Жилищное законодательство Республики Беларусь основывает- 
ся на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего 
Кодекса, декретов и указов Президента Республики Беларусь, 
постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных ак- 
тов законодательства Республики Беларусь, регулирующих жилищ- 
ные отношения. 

Статья 3. Применение гражданского законодательства 
Республики Беларусь к жилищным отношениям 

Гражданское законодательство Республики Беларусь применя- 
ется к жилищным отношениям постольку, поскольку эти отношения 
не урегулированы жилищным законодательством Республики Бела- 
русь. 

Статья 4. Задачи жилищного законодательства Республики 
Беларусь 

Основными задачами жилищного законодательства Республики 
Беларусь являются: 
обеспечение юридических гарантий получения или приобрете- 
ния жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жи- 
лищных условий; 
обеспечение свободы граждан и их организаций в реализации 
жилищных прав и интересов; 
формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья; 
создание условий свободного осуществления связанных с жи- 
лищными отношениями прав на безопасную и здоровую среду обита- 
ния, отдых, получение информации, социально-бытовое и культур- 
ное обслуживание; 
правовая защита жилищных и связанных с ними прав и инте- 
ресов субъектов жилищных отношений. 

Статья 5. Объекты жилищных отношений 

Объектами жилищных отношений являются жилые помещения. 

Статья 6. Субъекты жилищных отношений 

Субъектами жилищных отношений являются: 
граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица 
без гражданства (далее -- граждане); 
юридические лица независимо от форм собственности; 
государственные органы. 

Статья 7. Состав жилищного фонда 

Жилищный фонд состоит из государственного и частного жи- 
лищных фондов. 
Государственный жилищный фонд включает: 
республиканский жилищный фонд -- часть жилищного фонда, 
находящуюся в республиканской собственности (собственность 
Республики Беларусь); 
коммунальный жилищный фонд -- часть жилищного фонда, на- 
ходящуюся в коммунальной собственности (собственность адми- 
нистративно-территориальных единиц). 
Частный жилищный фонд включает: 
жилищный фонд граждан -- часть жилищного фонда, находящу- 
юся в собственности граждан; 
жилищный фонд юридических лиц негосударственной формы 
собственности -- часть жилищного фонда, находящуюся в собс- 
твенности юридических лиц негосударственной формы собственнос- 
ти. 

Статья 8. Назначение и использование жилых помещений 

Жилые помещения предназначаются для проживания граждан. 
Использование не по назначению пригодных для проживания 
жилых помещений не допускается, за исключением случаев, пре- 
дусмотренных настоящим Кодексом. 
Обследование состояния жилых помещений, признание их не 
соответствующими установленным для проживания санитарным и 
техническим требованиям, непригодными для проживания произво- 
дятся в порядке и сроки, устанавливаемые Советом Министров 
Республики Беларусь. Непригодные для проживания жилые помеще- 
ния восстанавливаются для использования по назначению, перео- 
борудуются для использования в других целях либо сносятся. 
Использование не по назначению одноквартирных, блокиро- 
ванных жилых домов или их части производится по согласованию с 
местными исполнительными и распорядительными органами с соблю- 
дением правил градостроительства, норм санитарной гигиены и 
противопожарной безопасности. 

Статья 9. Права и обязанности граждан Республики Беларусь 
в области жилищных отношений 

Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений 
имеют право: 
получать жилое помещение в пользование на условиях и в 
порядке, установленных настоящим Кодексом; 
получать земельный участок для индивидуального жилищного 
строительства; 
осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное 
строительство; 
получать в установленном законодательством Республики Бе- 
ларусь порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы госу- 
дарственной поддержки для строительства (реконструкции) или 
приобретения жилого помещения; 
получать в установленном законодательством Республики Бе- 
ларусь порядке субсидии на плату за пользование жилым помеще- 
нием и коммунальные услуги; 
приобретать жилое помещение в собственность по основани- 
ям, установленным законами Республики Беларусь; 
пользоваться жилым помещением по договору найма (поднай- 
ма) и на иных основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом; 
владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотре- 
нию жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собствен- 
ности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Ко- 
дексом и иными законами Республики Беларусь; 
самостоятельно выбирать формы и способы улучшения своих 
жилищных условий, ремонта и эксплуатации жилого помещения; 
требовать устранения обстоятельств, препятствующих осу- 
ществлению жилищных и связанных с ними прав, а также создающих 
угрозу здоровью, отдыху и свободному развитию личности, содер- 
жанию жилого помещения; 
на судебную защиту своих жилищных и связанных с ними прав 
и интересов; 
совершать иные действия, не противоречащие законодатель- 
ству Республики Беларусь. 
Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений 
обязаны: 
соблюдать требования настоящего Кодекса, иных актов жи- 
лищного законодательства Республики Беларусь и договорных обя- 
зательств, связанных с реализацией жилищных прав; 
не препятствовать осуществлению законных прав и интересов 
других субъектов жилищных отношений; 
возмещать ущерб, нанесенный ими жилым помещениям других 
граждан и юридических лиц независимо от форм собственности в 
связи с пользованием этими жилыми помещениями; 
обеспечивать доступ в занимаемые ими жилые помещения ра- 
ботникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фон- 
да, при проведении необходимых ремонтных работ; 
использовать жилые помещения в соответствии с требования- 
ми настоящего Кодекса; 
соблюдать правила строительства, эксплуатации и ремонта 
жилых помещений. 

Статья 10. Права и обязанности иностранных граждан и лиц 
без гражданства в области жилищных отношений 

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно 
проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются пра- 
вами и исполняют обязанности в области жилищных отношений на- 
равне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предус- 
мотрено Конституцией, законами и международными договорами 
Республики Беларусь. 

Статья 11. Право граждан на учреждение организаций 
в области жилищных отношений 

Граждане вправе самостоятельно в установленном законода- 
тельством Республики Беларусь порядке учреждать организации по 
строительству, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, управлению 
и приобретению жилых помещений. 

Статья 12. Право на одноразовое получение жилого 
помещения социального пользования 

Право на одноразовое получение жилого помещения социаль- 
ного пользования имеют малообеспеченные нетрудоспособные граж- 
дане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных ус- 
ловий, а также граждане, на которых распространяется действие 
статьи 84 настоящего Кодекса. 
Условия и порядок отнесения граждан к категории малообес- 
печенных нетрудоспособных граждан для предоставления жилых по- 
мещений социального пользования определяются Советом Министров 
Республики Беларусь. 

Статья 13. Право на получение льготных кредитов, субсидий 
и иные формы государственной поддержки для 
строительства (реконструкции) или приобретения 
жилого помещения 

Право на получение льготных кредитов, субсидий и иные 
формы государственной поддержки для строительства (реконструк- 
ции) или приобретения жилого помещения имеют малообеспеченные 
трудоспособные граждане Республики Беларусь, состоящие на уче- 
те нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также граждане, 
на которых распространяется действие статьи 84 настоящего Ко- 
декса. 
Размеры субсидий и льготных кредитов определяются исходя 
из максимальной нормы предоставления общей площади жилого по- 
мещения социального пользования. 
Граждане, на которых распространяется действие статьи 84 
настоящего Кодекса, имеют право на внеочередное получение ль- 
готных кредитов и субсидий. 
Условия и порядок отнесения граждан к категории малообес- 
печенных трудоспособных граждан для предоставления льготных 
кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для 
строительства (реконструкции) или приобретения жилого помеще- 
ния, а также размеры льготных кредитов и субсидий определяются 
Советом Министров Республики Беларусь. 
Льготные кредиты, субсидии и иные формы государственной 
поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения 
жилых помещений используются гражданами только по целевому 
назначению. 

Статья 14. Право граждан, состоящих на учете нуждающихся 
в улучшении жилищных условий, на индивидуаль- 
ное или коллективное жилищное строительство 

Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жи- 
лищных условий, имеют преимущественное право на индивидуальное 
или коллективное жилищное строительство. 

Статья 15. Правовое регулирование жилищных отношений 

Правовое регулирование жилищных отношений осуществляется 
Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Рес- 
публики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, рес- 
публиканским органом государственного управления жилищным фон- 
дом, местными Советами депутатов, исполнительными и распоряди- 
тельными органами. 

Статья 16. Компетенция Президента Республики Беларусь 
в области жилищных отношений 

Президент Республики Беларусь является гарантом реализа- 
ции основных направлений жилищной политики Республики Бела- 
русь. 

Статья 17. Компетенция Совета Министров Республики 
Беларусь в области регулирования жилищных 
отношений 

Совет Министров Республики Беларусь в области регулирова- 
ния жилищных отношений: 
осуществляет общее управление государственным жилищным 
фондом; 
обеспечивает соблюдение Конституции Республики Беларусь, 
настоящего Кодекса, иных законов, декретов и указов Президента 
Республики Беларусь; 
обеспечивает исполнение республиканского бюджета в части 
финансирования, субсидирования и кредитования жилищного строи- 
тельства; 
определяет компетенцию специальных органов по управлению 
государственным жилищным фондом; 
координирует инвестиционную деятельность в области жилищ- 
ного строительства, развития жилищной инфраструктуры населен- 
ных пунктов; 
определяет типовые потребительские качества жилых помеще- 
ний; 
принимает меры по обеспечению развития конкурентных (ры- 
ночных) отношений в области жилищного строительства, эксплуа- 
тации, обслуживания и ремонта жилых помещений; 
решает другие вопросы в области использования и обеспече- 
ния сохранности жилищного фонда. 

Статья 18. Компетенция республиканского органа государст- 
венного управления жилищным фондом в области 
регулирования жилищных отношений 

Республиканский орган государственного управления жилищ- 
ным фондом осуществляет государственное регулирование жилищных 
отношений в области управления государственным жилищным фон- 
дом, а также использования и обеспечения сохранности государс- 
твенного и частного жилищных фондов в соответствии с законода- 
тельством Республики Беларусь. 

Статья 19. Компетенция местных Советов депутатов в 
области регулирования жилищных отношений 

Местные Советы депутатов в области регулирования жилищных 
отношений на соответствующей территории: 
утверждают программы экономического и социального разви- 
тия, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; 
определяют порядок управления и распоряжения коммунальным 
жилищным фондом в пределах, установленных законами Республики 
Беларусь. 

Статья 20. Компетенция областных и Минского городского 
исполнительных комитетов в области 
регулирования жилищных отношений 

Областные и Минский городской исполнительные комитеты в 
области регулирования жилищных отношений на территории облас- 
ти, города Минска: 
проводят единую политику в области архитектуры, благоуст- 
ройства, строительства, содержания, ремонта и реконструкции 
жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства; 
обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жи- 
лищного хозяйства; 
закрепляют жилые помещения коммунального жилищного фонда 
за коммунальными унитарными предприятиями на праве хозяйствен- 
ного ведения или оперативного управления; 
осуществляют государственный контроль за использованием и 
содержанием государственного и частного жилищных фондов; 
обеспечивают условия для развития конкурентных (рыночных) 
отношений в области жилищного строительства, эксплуатации, 
обслуживания и ремонта жилых помещений; 
осуществляют контроль за состоянием учета граждан, нужда- 
ющихся в улучшении жилищных условий, на предприятиях, в учреж- 
дениях, организациях и в нижестоящих исполнительных и распоря- 
дительных органах, а также за порядком соблюдения очередности 
в предоставлении и приобретении жилых помещений; 
выделяют финансовые средства на строительство жилых поме- 
щений социального пользования; 
обеспечивают выделение льготных кредитов, субсидий граж- 
данам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных ус- 
ловий; 
отменяют решения нижестоящих исполнительных и распоряди- 
тельных органов, не соответствующие законодательству Республи- 
ки Беларусь; 
принимают решения по ходатайствам собственников жилых по- 
мещений о переоборудовании или сносе непригодных для прожива- 
ния жилых помещений, переводе их в нежилые, а также о сносе 
жилых домов в связи с изъятием земельных участков для госу- 
дарственных нужд; 
решают другие вопросы в области использования и обеспече- 
ния сохранности жилищного фонда, отнесенные настоящим Кодексом 
и иными актами законодательства Республики Беларусь к их веде- 
нию. 

Статья 21. Компетенция районных, городских, районных в 
городах, поселковых, сельских исполнительных и 
распорядительных органов в области регулирова- 
ния жилищных отношений 

Районные, городские, районные в городах, поселковые, 
сельские исполнительные и распорядительные органы в области 
регулирования жилищных отношений на территории района, города, 
района в городе, поселка, села: 
обеспечивают комплексное развитие жилищного фонда и жи- 
лищного хозяйства; 
принимают меры по созданию организаций, осуществляющих 
жилищное строительство, на конкурентных (рыночных) условиях; 
обеспечивают условия для строительства жилых помещений 
частного жилищного фонда; 
организуют строительство жилых помещений социального 
пользования; 
предоставляют гражданам и организациям в соответствии с 
законодательством Республики Беларусь земельные участки под 
жилищное строительство; 
предоставляют жилые помещения социального пользования; 
обеспечивают целевое использование и сохранность жилых 
помещений коммунального жилищного фонда, а также жилых помеще- 
ний, принятых на обслуживание на договорной основе; 
ведут учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных ус- 
ловий, предоставляют им информацию по этому вопросу, а также 
осуществляют контроль за состоянием такого учета на предприя- 
тиях, в учреждениях, организациях; 
осуществляют регистрацию и учет договоров найма жилых по- 
мещений; 
дают разрешение гражданам на обмен жилых помещений госу- 
дарственного жилищного фонда; 
осуществляют государственный контроль за использованием и 
содержанием государственного и частного жилищных фондов; 
предоставляют субсидии; 
решают другие вопросы в области формирования, использова- 
ния и обеспечения сохранности жилищного фонда, отнесенные нас- 
тоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Бе- 
ларусь к их ведению. 

Статья 22. Государственная регистрация прав на жилые 
помещения 

Право собственности и другие вещные права на жилые поме- 
щения, ограничение этих прав, их возникновение, переход и 
прекращение подлежат государственной регистрации в едином го- 
сударственном реестре в порядке, установленном законодательст- 
вом Республики Беларусь. 

Статья 23. Государственный учет жилищного фонда 

Государственный учет жилищного фонда осуществляется в по- 
рядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. 

Статья 24. Государственный контроль за использованием 
и обеспечением сохранности жилищного фонда 

Государственный контроль за использованием и обеспечением 
сохранности жилищного фонда направлен на обеспечение соблюде- 
ния правил пользования жилыми помещениями и содержания их в 
технически исправном состоянии и осуществляется местными ис- 
полнительными и распорядительными органами, а также специально 
уполномоченными на то государственными органами в порядке, ус- 
тановленном законодательством Республики Беларусь. 

Статья 25. Общественный контроль и соблюдение гласности 
в жилищных отношениях 

Общественный контроль за учетом граждан, нуждающихся в 
улучшении жилищных условий, установлением очередности на полу- 
чение жилых помещений, их предоставлением и соблюдением поряд- 
ка приобретения гражданами в собственность жилых помещений го- 
сударственного жилищного фонда, правильностью отнесения граж- 
дан к категории малообеспеченных трудоспособных или нетрудос- 
пособных граждан осуществляется общественными комиссиями, соз- 
данными при местных исполнительных и распорядительных органах, 
на предприятиях, в учреждениях, организациях, с участием депу- 
татов, представителей профсоюзов и трудовых коллективов.

<<< На содержание

Hosted by uCoz