ПРАВО

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopListbe number one Rambler's Top100

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ С 1 ЯНВАРЯ 2001 г.)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

ГЛАВА 5. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование

Статья 34. Прокурор 

1. Прокурор является должностным лицом, в пределах своей 
компетенции осуществляющим от имени государства уголовное 
преследование и поддерживающим государственное обвинение в су- 
де. 
2. При осуществлении своих полномочий по надзору за ис- 
полнением законов на стадиях досудебного производства прокурор 
независим и подчиняется только закону. 
3. Прокурор вправе предъявить к обвиняемому или к лицу, 
которое несет материальную ответственность за его действия, 
иск в защиту интересов потерпевшего, находящегося в беспомощ- 
ном состоянии либо по другим причинам не способного самостоя- 
тельно воспользоваться принадлежащим ему правом, а также 
предъявлять и поддерживать иски в интересах юридических лиц и 
государства. 
4. В ходе досудебного производства по материалам и уго- 
ловному делу прокурор возбуждает уголовное дело, поручает его 
расследование соответствующему органу предварительного следс- 
твия, органу дознания; принимает дело к своему производству и 
расследует его в полном объеме; отказывает в возбуждении уго- 
ловного дела; осуществляет надзор и процессуальное руководс- 
тво расследованием уголовных дел органом дознания, дознавате- 
лем, следователем и нижестоящим прокурором. 
5. Осуществляя надзор за соблюдением законности при про- 
изводстве предварительного следствия и дознания и процессуаль- 
ное руководство расследованием, прокурор уполномочен: 
1) истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, 
дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, ма- 
териалы и документы, а также проверять уголовные дела, матери- 
алы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предвари- 
тельного расследования; 
2) изымать от органа дознания и передавать следователю 
любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного ор- 
гана предварительного следствия другому в соответствии с подс- 
ледственностью, определенной статьей 182 настоящего Кодекса, а 
также от одного следователя другому в целях обеспечения всес- 
тороннего, полного и объективного исследования обстоятельств 
уголовного дела; 
3) участвовать в производстве дознания и предварительного 
следствия, а также лично производить отдельные следственные и 
иные процессуальные действия или предварительное расследование 
в полном объеме по любому уголовному делу; 
4) поручать предварительное расследование уголовного дела 
группе следователей, формировать ее состав и возглавлять груп- 
пу следователей; 
5) отменять незаконные и необоснованные постановления ни- 
жестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознава- 
теля, а также не соответствующие закону указания нижестоящего 
прокурора, руководителя следственного подразделения, органа 
дознания; 
6) давать нижестоящему прокурору, следователю, органу 
дознания и дознавателю письменные указания о производстве 
следственных, иных процессуальных и оперативно-розыскных дейс- 
твий, а также о применении мер по обеспечению безопасности; 
7) применять, изменять или отменять меры пресечения; 
8) прекращать производство по уголовному делу в случаях и 
по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом; 
9) разрешать отводы и самоотводы; 
10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего 
прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме 
жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции су- 
да; 
11) отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руко- 
водителя органа дознания и дознавателя от производства предва- 
рительного расследования по данному уголовному делу, если ими 
были допущены нарушения законности при его расследовании; 
12) обращаться в соответствующие органы с представлением 
о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им поль- 
зующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному де- 
лу в качестве обвиняемых; 
13) санкционировать применение меры пресечения в виде 
заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство 
обыска, осмотра жилища; наложение ареста на почтово-телеграф- 
ные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содер- 
жащих государственные секреты или иную охраняемую законом тай- 
ну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техничес- 
ким каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из 
места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или 
обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое 
(психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от 
должности; продление и установление срока предварительного 
расследования, содержания под стражей, домашнего ареста в ка- 
честве меры пресечения в случаях и порядке, установленных нас- 
тоящим Кодексом; 
14) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, 
следователю, органу дознания со своими письменными указаниями 
о производстве дополнительных следственных и иных процессуаль- 
ных действий; 
15) направлять уголовное дело в суд; 
16) использовать другие полномочия, предоставленные ему 
настоящим Кодексом. 
6. При судебном разбирательстве уголовного дела прокурор 
как государственный обвинитель вправе заявлять отводы и хода- 
тайства; высказывать мнения по поводу действий других участни- 
ков уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым су- 
дом; представлять суду доказательства; давать органу предвари- 
тельного расследования обязательные для него поручения по 
обеспечению представления суду доказательств; применять меры 
процессуального принуждения для обеспечения представления суду 
доказательств; участвовать в судебном исследовании доказатель- 
ств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое 
обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против дейс- 
твий другой стороны; возражать против необоснованных или 
представляющихся ему неправильными по другим основаниям дейс- 
твий председательствующего; требовать внесения в протокол су- 
дебного заседания возражений на указанные действия и записей 
об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отме- 
чены; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными нас- 
тоящим Кодексом. 
7. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор обязан 
соблюдать порядок судебного заседания, подчиняться законным 
распоряжениям председательствующего и исполнять другие обязан- 
ности, предусмотренные настоящим Кодексом. 
8. При судебном разбирательстве уголовных дел участие 
прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно 
по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по 
делам частного обвинения, возбужденным прокурором. 

Статья 35. Начальник следственного подразделения 

1. Начальник следственного подразделения обязан осущест- 
влять контроль за своевременностью действий следователей по 
расследованию преступлений, принимать меры по наиболее полно- 
му, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств 
уголовного дела. 
2. Начальник следственного подразделения вправе поручить 
производство предварительного следствия следователю; проверять 
уголовные дела; давать указания следователю о производстве 
предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемо- 
го, квалификации преступления и объеме обвинения, направлении 
дела, производстве отдельных следственных и иных процессуаль- 
ных действий, применении мер по обеспечению безопасности; пе- 
редавать уголовное дело от одного следователя другому; пору- 
чать производство предварительного следствия по уголовному де- 
лу нескольким следователям, а также участвовать в производстве 
предварительного следствия по уголовному делу, находящемуся в 
производстве следователя, и лично производить предварительное 
следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя; пору- 
чать помощнику начальника следственного подразделения прове- 
рять уголовные дела и давать по ним указания; входить с предс- 
тавлением к прокурору об отмене незаконных и необоснованных 
постановлений следователей. Указания помощника следственного 
подразделения обжалуются начальнику, давшему поручение о про- 
верке уголовного дела. 
3. Указания по уголовному делу даются в письменной форме 
и обязательны к исполнению. При несогласии следователя с полу- 
ченными указаниями он вправе, не приостанавливая их исполне- 
ния, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой 
статьи 36 настоящего Кодекса, представить дело прокурору с 
письменным изложением своих возражений. 
4. Указания по уголовному делу не могут ограничивать са- 
мостоятельность следователя и его права, предусмотренные 
статьей 36 настоящего Кодекса. 

Статья 36. Следователь 

1. Следователем является должностное лицо прокуратуры, 
органов предварительного следствия Министерства внутренних дел 
Республики Беларусь, органов государственной безопасности и 
финансовых расследований, осуществляющее в пределах его компе- 
тенции предварительное следствие. 
2. Следователь обязан принимать все меры по всесторонне- 
му, полному и объективному исследованию обстоятельств уголов- 
ного дела; осуществлять уголовное преследование лица, в отно- 
шении которого собраны достаточные доказательства, указывающие 
на совершение им преступления, путем привлечения его в качест- 
ве обвиняемого, предъявления обвинения, применения в отношении 
его в соответствии с настоящим Кодексом меры пресечения, пере- 
дачи дела прокурору для направления в суд. Следователь также 
обязан принять меры по обеспечению безопасности участников 
уголовного процесса и иных лиц в соответствии с требованиями 
главы 8 настоящего Кодекса. 
3. Все решения о производстве следственных и других про- 
цессуальных действий следователь принимает самостоятельно, за 
исключением случаев, когда законом предусмотрено получение 
санкции прокурора, и несет полную ответственность за их закон- 
ное и своевременное исполнение. 
4. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора 
о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступле- 
ния и объеме обвинения, передаче уголовного дела прокурору для 
направления в суд или прекращении производства по уголовному 
делу следователь вправе, приостановив исполнение этих указа- 
ний, представить дело вышестоящему прокурору с письменным из- 
ложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет 
указание нижестоящего прокурора, или поручает производство 
предварительного следствия по этому делу другому следователю. 
5. Следователь вправе возбуждать уголовное дело и отказы- 
вать в его возбуждении, прекращать и приостанавливать предва- 
рительное следствие по уголовному делу, производить предвари- 
тельное следствие и выполнять все следственные и иные процес- 
суальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также 
разрешать свидания близким родственникам и членам семьи с ли- 
цом, содержащимся под стражей, домашним арестом, по находяще- 
муся в его производстве уголовному делу. 
6. По уголовным делам, по которым предварительное следс- 
твие обязательно, следователь вправе в любой момент принять 
дело к своему производству и приступить к его расследованию, 
не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следс- 
твенных действий, предусмотренных статьей 186 настоящего Ко- 
декса. 
7. Следователь по расследуемому им уголовному делу вправе 
знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дозна- 
ния, относящимися к расследуемому делу, давать им поручения и 
указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий и 
следственных действий и требовать от них содействия в произ- 
водстве следственных действий. Такие поручения и указания сле- 
дователя даются в письменной форме и являются для органов доз- 
нания обязательными. 
8. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с 
требованиями настоящего Кодекса по находящимся в его произ- 
водстве уголовным делам, обязательны к исполнению всеми предп- 
риятиями, учреждениями, организациями, объединениями, долж- 
ностными лицами и гражданами. 

Статья 37. Органы дознания 

1. Государственными органами и должностными лицами, упол- 
номоченными законом осуществлять дознание, являются: 
1) органы милиции; 
2) органы государственной безопасности -- по уголовным 
делам, отнесенным законом к их ведению; 
3) командиры воинских частей, соединений, начальники во- 
енных учреждений и гарнизонов -- по уголовным делам о преступ- 
лениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус 
военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским пер- 
соналом Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и 
воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обя- 
занностей в расположении части, соединения, учреждения, гарни- 
зона; 
4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания 
в виде лишения свободы, следственных изоляторов -- по уголов- 
ным делам о преступлениях против установленного порядка несе- 
ния службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно 
по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении 
указанных учреждений; 
5) органы пограничных войск -- по уголовным делам, отне- 
сенным законом к их ведению; 
6) таможенные органы -- по уголовным делам, отнесенным 
законом к их ведению; 
7) органы финансовых расследований -- по уголовным делам, 
отнесенным законом к их ведению; 
8) органы государственного пожарного надзора -- по уго- 
ловным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил; 
9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных 
судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь, -- по 
уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах; 
10) главы дипломатических представительств и консульских 
учреждений Республики Беларусь -- по делам о преступлениях, 
совершенных в пределах территории дипломатических представи- 
тельств и консульских учреждений. 
2. На органы дознания и должностных лиц в зависимости от 
характера преступления возлагаются: 
1) прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообще- 
ний о любом совершенном и готовящемся преступлении; 
2) дознание по уголовным делам, по которым производство 
предварительного следствия необязательно; 
3) выполнение неотложных следственных действий по уголов- 
ным делам, по которым производство предварительного следствия 
обязательно; 
4) ускоренное производство в порядке, предусмотренном 
главой 47 настоящего Кодекса; 
5) производство предварительного расследования по уголов- 
ным делам о преступлениях, не представляющих большой общест- 
венной опасности, и менее тяжких преступлениях, по которым не 
установлено подлежащее привлечению в качестве обвиняемого ли- 
цо, до его установления. 
(Статья 37 -- в редакции Закона от 11.05.2000 N 377-З; 
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 47, 2/152). 

Статья 38. Начальник органа дознания 

1. Начальником органа дознания является руководитель ор- 
гана дознания, а также каждое из должностных лиц, перечислен- 
ных в части первой статьи 37 настоящего Кодекса. 
2. Начальник органа дознания обязан организовать принятие 
необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер 
в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совер- 
шивших, предупреждения и пресечения преступлений; обеспечить 
при производстве дознания по уголовным делам всестороннее, 
полное и объективное исследование обстоятельств дела, проведе- 
ние дознавателями неотложных следственных действий и выполне- 
ние поручений следователя, прокурора; осуществлять контроль за 
законностью и своевременностью действий дознавателей. 
3. Указания прокурора, поручения следователя, суда по 
уголовным делам, данные в порядке, установленном настоящим Ко- 
дексом, обязательны к исполнению начальником органа дознания. 
Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приоста- 
навливает их исполнения. 
4. По уголовным делам, по которым предварительное рассле- 
дование осуществляется в форме дознания, начальник органа доз- 
нания поручает производство дознания дознавателям; проверяет 
находящиеся в их производстве дела; дает указания дознавателю 
о производстве дознания, привлечении в качестве обвиняемого, 
квалификации преступления и объеме обвинения, направлении дела 
и материалов, производстве отдельных следственных и других 
процессуальных действий; передает дела и материалы от одного 
дознавателя другому; поручает производство дознания нескольким 
дознавателям, а также вправе лично проводить дознание, приняв 
при этом дело к своему производству или выполняя отдельные 
следственные и другие процессуальные действия. 
5. Начальник органа дознания утверждает постановление о 
возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о 
производстве обыска, осмотра жилища, выемки, о наложении арес- 
та на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, о 
прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим 
каналам связи, и иных переговоров, о выемке документов, содер- 
жащих государственные секреты или иную охраняемую законом тай- 
ну, о приводе, об отстранении обвиняемого от должности, о при- 
менении, изменении или отмене в отношении обвиняемого, подоз- 
реваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домаш- 
него ареста, залога, о применении мер по обеспечению безопас- 
ности, о прекращении предварительного расследования по уголов- 
ному делу, о направлении подозреваемого, обвиняемого, не со- 
держащихся под стражей, в медицинское учреждение для произ- 
водства стационарной судебно-медицинской или судебно-психиат- 
рической экспертизы, об этапировании, об объявлении розыска 
обвиняемого, о передаче уголовного дела прокурору для направ- 
ления в суд; утверждает протоколы задержания лиц, подозревае- 
мых в совершении преступлений, а также разрешает свидания 
близким родственникам и членам семьи с лицом, содержащимся под 
стражей, домашним арестом по находящемуся в производстве доз- 
навателя уголовному делу. 
6. Указания начальника органа дознания дознавателю по 
расследуемому им уголовному делу даются в письменной форме и 
обязательны к исполнению. Обжалование полученных указаний про- 
курору не приостанавливает их исполнения. 
7. Заместители начальника органа дознания обладают права- 
ми и несут обязанности, предусмотренные настоящей статьей. 

Статья 39. Дознаватель 

1. Дознавателем является должностное лицо, осуществляющее 
в пределах своей компетенции досудебное производство. 
2. Дознаватель обязан принимать все меры по рассмотрению 
заявлений и сообщений о преступлении и всестороннему, полному 
и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. 
3. Указания прокурора, начальника органа дознания, пору- 
чения следователя и суда обязательны для дознавателя. Указания 
начальника органа дознания по уголовным делам могут быть обжа- 
лованы прокурору, а указания прокурора -- вышестоящему проку- 
рору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. 
4. Дознаватель вправе самостоятельно проводить следствен- 
ные и другие процессуальные действия, принимать решения, за 
исключением случаев, когда настоящим Кодексом предусмотрены 
утверждение их начальником органа дознания или санкция проку- 
рора. 
5. Дознаватель вправе обратиться к начальнику органа доз- 
нания с мотивированным ходатайством о даче им поручения соот- 
ветствующим работникам органа дознания о производстве опера- 
тивно-розыскных мероприятий и следственных действий. 
6. Постановления дознавателя, вынесенные в соответствии с 
требованиями настоящего Кодекса, по находящимся в его произ- 
водстве уголовным делам обязательны к исполнению всеми предп- 
риятиями, учреждениями, организациями, объединениями, долж- 
ностными лицами и гражданами. 

<<< На содержание

Hosted by uCoz