ПРАВО

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopListbe number one Rambler's Top100

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом от 19.05.2000 N 391-З)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

ГЛАВА 2. Организация таможенного дела

Статья 7. Управление таможенным делом 
Общее управление таможенным делом осуществляет Президент 
Республики Беларусь. 
Республиканским органом государственного управления, осу- 
ществляющим непосредственное руководство таможенным делом в 
Республике Беларусь, является Государственный таможенный коми- 
тет Республики Беларусь. 
Статья 8. Таможенные органы Республики Беларусь 
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные 
органы Республики Беларусь, являющиеся правоохранительными ор- 
ганами и составляющие единую систему, в которую входят Госу- 
дарственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни 
Республики Беларусь. 
Положение о Государственном таможенном комитете Республи- 
ки Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. 
Создание, реорганизация и ликвидация таможен осуществля- 
ются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь 
по согласованию с Президентом Республики Беларусь. 
Таможни действуют на основании положений, утверждаемых 
Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. 
Государственные органы и должностные лица, не осуществля- 
ющие руководства таможенными органами, а также местные органы 
власти, если иное не предусмотрено законодательными актами 
Республики Беларусь, не вправе принимать решения по вопросам, 
относящимся к компетенции таможенных органов, и иным образом 
вмешиваться в их деятельность, которая соответствует положени- 
ям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики 
Беларусь. 
Статья 9. Таможенные лаборатории, исследовательские 
учреждения, учебные заведения и предприятия, 
подведомственные Государственному таможенному 
комитету Республики Беларусь 
Для проведения экспертиз и исследований товаров в тамо- 
женных целях Государственный таможенный комитет Республики Бе- 
ларусь создает таможенные лаборатории. 
В целях проведения исследовательских работ в области та- 
моженного дела, подготовки кадров и повышения их квалификации 
в системе Государственного таможенного комитета Республики Бе- 
ларусь действуют исследовательские учреждения и учебные заве- 
дения подготовки кадров и повышения их квалификации. 
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь 
создает вычислительные центры, полиграфические, строитель- 
но-эксплуатационные и иные предприятия, деятельность которых 
способствует решению задач, возложенных на таможенные органы 
Республики Беларусь. 
Имущество таможенных органов Республики Беларусь, тамо- 
женных лабораторий, исследовательских учреждений и учебных за- 
ведений, предприятий, подведомственных Государственному тамо- 
женному комитету Республики Беларусь, является государственной 
собственностью. Правомочия собственника по управлению этим 
имуществом осуществляет Государственный таможенный комитет 
Республики Беларусь. Указанное имущество приватизации не под- 
лежит. 
При приватизации объектов государственной собственности 
имущество, используемое исключительно для таможенных целей, 
обособляется и передается на баланс таможенных органов Респуб- 
лики Беларусь. 
Если имущество не может быть обособлено в составе прива- 
тизируемого объекта, оно передается в бессрочное и безвозмезд- 
ное пользование таможенным органам Республики Беларусь. Собс- 
твенник имущества не вправе изменять условия пользования этим 
имуществом таможенным органом Республики Беларусь. 
Статья 10. Основные функции таможенных органов 
Республики Беларусь 
Таможенные органы Республики Беларусь выполняют следующие 
основные функции: 
1) участвуют в разработке таможенной политики Республики 
Беларусь и реализуют эту политику; 
2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за 
исполнением которого возложен на таможенные органы Республики 
Беларусь; 
3) принимают меры по защите прав и интересов граждан, 
предприятий, учреждений и организаций при осуществлении тамо- 
женного дела; 
4) обеспечивают в пределах своей компетенции экономичес- 
кую безопасность Республики Беларусь, являющуюся экономической 
основой суверенитета Республики Беларусь; 
5) защищают экономические интересы Республики Беларусь; 
6) применяют средства таможенного регулирования торго- 
во-экономических отношений; 
7) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные 
платежи; 
8) участвуют в разработке мер экономической политики в 
отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Рес- 
публики Беларусь, реализуют эти меры; 
9) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка пере- 
мещения товаров и транспортных средств через таможенную грани- 
цу Республики Беларусь; 
10) ведут борьбу с контрабандой, административными тамо- 
женными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через 
таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, 
оружия, предметов художественного, исторического и археологи- 
ческого достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объ- 
ектов интеллектуальной собственности, видов животных и расте- 
ний, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дерива- 
тов, других товаров, а также оказывают содействие специальным 
органам в борьбе с международным терроризмом, организованной 
преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэро- 
портах Республики Беларусь в деятельность международной граж- 
данской авиации; 
11) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и 
таможенное оформление, создают условия, способствующие ускоре- 
нию товарооборота через таможенную границу Республики Бела- 
русь; 
12) ведут таможенную статистику внешней торговли и специ- 
альную таможенную статистику; 
13) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической дея- 
тельности; 
14) содействуют развитию внешнеэкономических связей, осу- 
ществлению мер по защите государственной безопасности, общест- 
венного порядка, нравственности, жизни и здоровья граждан, за- 
щите животных и растений, охране окружающей природной среды, 
защите интересов отечественных потребителей ввозимых товаров; 
15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и 
других жизненно важных для интересов Республики Беларусь мате- 
риалов, а также валютный контроль в пределах своей компетен- 
ции; 
16) обеспечивают выполнение международных обязательств 
Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела; 
участвуют в разработке международных договоров Республики Бе- 
ларусь, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудни- 
чество с таможенными и иными компетентными органами иностран- 
ных государств, международными организациями, занимающимися 
вопросами таможенного дела; 
17) проводят исследовательские работы и консультирование 
в области таможенного дела, осуществляют подготовку, перепод- 
готовку и повышение квалификации специалистов в этой области 
для государственных органов, предприятий, учреждений и органи- 
заций; 
18) обеспечивают в установленном порядке Президента, Пар- 
ламент, Правительство Республики Беларусь, иные государствен- 
ные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан ин- 
формацией по таможенным вопросам; 
19) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, 
развивают материально-техническую и социальную базу таможенных 
органов, создают необходимые условия труда для работников этих 
органов. 
Статья 11. Нормативные акты Государственного 
таможенного комитета Республики Беларусь 
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными ак- 
тами законодательства Республики Беларусь, Государственный та- 
моженный комитет Республики Беларусь издает в пределах своей 
компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные 
для исполнения всеми таможенными органами Республики Беларусь 
и иными государственными органами Республики Беларусь, предп- 
риятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собс- 
твенности и подчиненности, а также должностными лицами и граж- 
данами. 
Нормативные акты Государственного таможенного комитета 
Республики Беларусь, касающиеся прав, свобод и обязанностей 
граждан или носящие межведомственный характер, вступают в силу 
по истечении тридцати дней после их опубликования, за исключе- 
нием случаев, когда эти акты устанавливают более льготные пра- 
вила, чем те, которые действуют, или если акты законодательст- 
ва Республики Беларусь обязывают Государственный таможенный 
комитет ввести нормативные акты по таможенному делу в действие 
в более короткие сроки. 
Статья 12. Флаг и опознавательный знак таможенных 
органов Республики Беларусь 
Таможенные органы Республики Беларусь и находящиеся в их 
распоряжении речные суда имеют флаг. 
Автотранспортные средства и воздушные суда, находящиеся в 
распоряжении таможенных органов Республики Беларусь, имеют 
опознавательный знак таможенных органов. 
Описание флага и опознавательного знака утверждается Пре- 
зидентом Республики Беларусь. 
Статья 13. Взаимодействие таможенных органов 
Республики Беларусь с иными государственными органами, 
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами 
Таможенные органы Республики Беларусь в целях решения за- 
дач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранитель- 
ными и другими государственными органами, предприятиями, уч- 
реждениями, организациями и гражданами. 
Государственные органы и их должностные лица в пределах 
их полномочий обязаны оказывать содействие таможенным органам 
Республики Беларусь в решении возложенных на них задач. 
В соответствии с законодательными актами Республики Бела- 
русь таможенные органы Республики Беларусь вправе допускать 
выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся 
к их компетенции, другими государственными органами, предприя- 
тиями, учреждениями и организациями. 
Статья 14. Предоставление служебных и бытовых 
помещений, оборудования и средств связи 
таможенным органам Республики Беларусь 
Предприятия, учреждения, организации и граждане, заинте- 
ресованные в том, чтобы таможенное оформление производилось 
непосредственно на их территориях или в их помещениях, предос- 
тавляют таможенным органам Республики Беларусь необходимые 
территории, служебные и бытовые помещения, оборудование и 
средства связи в безвозмездное пользование. 
Статья 15. Предоставление земельных участков 
таможенным органам Республики Беларусь 
Земельные участки для таможенных целей предоставляются 
таможенным органам Республики Беларусь в постоянное пользова- 
ние в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 
Статья 16. Отношение к информации, представленной 
таможенным органам Республики Беларусь 
государственными органами, предприятиями, 
учреждениями, организациями и гражданами 
для таможенных целей 
Информация, представленная таможенным органам Республики 
Беларусь государственными органами, предприятиями, учреждения- 
ми, организациями и гражданами в соответствии с настоящим Ко- 
дексом и иными актами законодательства Республики Беларусь по 
таможенному делу, должна использоваться исключительно в тамо- 
женных целях. Информация, составляющая государственную, ком- 
мерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а 
также конфиденциальная информация (не являющаяся общедоступной 
и могущая нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам 
предоставившего ее лица) не должны разглашаться, использовать- 
ся должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь 
в личных целях, передаваться третьим лицам или другим госу- 
дарственным органам, за исключением случаев, предусмотренных 
законодательными актами Республики Беларусь. 
Статья 17. Обжалование решений, действий или 
бездействия таможенных органов Республики 
Беларусь и их должностных лиц 
Решения, действия или бездействие таможенных органов Рес- 
публики Беларусь и их должностных лиц могут быть обжалованы в 
порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. 
Статья 18. Основные понятия, используемые в 
настоящем Кодексе 
В настоящем Кодексе используются основные понятия в сле- 
дующих значениях: 
1) товары -- любое движимое имущество, в том числе валю- 
та, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды 
энергии и транспортные средства, за исключением транспортных 
средств, указанных в пункте 4 настоящей статьи; 
2) отечественные товары -- товары, происходящие из Рес- 
публики Беларусь, либо товары, выпущенные в свободное обраще- 
ние на территории Республики Беларусь; 
3) иностранные товары -- товары, не указанные в пункте 2 
настоящей статьи; 
4) транспортные средства -- любые средства, предназначен- 
ные для международных перевозок пассажиров и товаров, включая 
контейнеры и другое транспортное оборудование; 
5) валюта Республики Беларусь -- денежные средства, нахо- 
дящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством 
на всей территории Республики Беларусь; 
6) валютные ценности -- иностранная валюта и другие цен- 
ности, перечень которых устанавливается законодательством Рес- 
публики Беларусь; 
7) культурные ценности -- предметы и ценности, представ- 
ляющие историческую, научную, художественную или иную культур- 
ную ценность, перечень которых устанавливается законодательст- 
вом Республики Беларусь; 
8) международные почтовые отправления -- посылки и отп- 
равления письменной корреспонденции, являющиеся объектами поч- 
тового обмена между государствами; 
9) ввоз и вывоз -- фактическое перемещение товаров и 
транспортных средств через таможенную границу Республики Бела- 
русь; 
10) перемещение через таможенную границу Республики Бела- 
русь -- совершение действий по ввозу на таможенную территорию 
Республики Беларусь или вывозу с этой территории товаров или 
транспортных средств любым способом, включая пересылку в меж- 
дународных почтовых отправлениях, использование трубопроводно- 
го транспорта и линий электропередач. К указанным действиям 
относятся: 
при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную 
территорию Республики Беларусь и при ввозе с территории сво- 
бодных таможенных зон и со свободных складов на остальную 
часть таможенной территории Республики Беларусь -- фактическое 
пересечение таможенной границы Республики Беларусь; 
при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной 
территории Республики Беларусь и при ввозе товаров или транс- 
портных средств с остальной части таможенной территории Рес- 
публики Беларусь на территорию свободных таможенных зон и на 
свободные склады -- представление таможенной декларации или 
иное действие, непосредственно направленное на реализацию на- 
мерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транс- 
портные средства; 
11) лица -- юридические и физические лица, резиденты и 
нерезиденты Республики Беларусь; 
12) резиденты (отечественные лица): 
физические лица, имеющие постоянное местожительство в 
Республике Беларусь, в том числе физические лица, временно на- 
ходящиеся за пределами Республики Беларусь; 
юридические лица с местонахождением в Республике Бела- 
русь, созданные в соответствии с законодательством Республики 
Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерези- 
дентов Республики Беларусь; 
предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли- 
цами, с местонахождением в Республике Беларусь, созданные в 
соответствии с законодательством Республики Беларусь; 
дипломатические и другие официальные представительства 
Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Бела- 
русь; 
представительства резидентов, указанных в абзацах третьем 
и четвертом настоящего пункта, находящиеся за пределами Рес- 
публики Беларусь; 
13) нерезиденты (иностранные лица): 
физические лица, имеющие постоянное местожительство за 
пределами Республики Беларусь, в том числе физические лица, 
временно находящиеся в Республике Беларусь; 
юридические лица с местонахождением за пределами Респуб- 
лики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством 
иностранных государств, в том числе юридические лица с инвес- 
тициями резидентов Республики Беларусь; 
предприятия и организации, не являющиеся юридическими ли- 
цами, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, 
созданные в соответствии с законодательством иностранных госу- 
дарств; 
дипломатические и другие официальные представительства 
иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь; 
международные организации, их филиалы и представительст- 
ва; 
представительства нерезидентов, указанных в абзацах 
третьем и четвертом настоящего пункта; 
14) лица, перемещающие товары, -- лица, являющиеся собс- 
твенниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступа- 
ющие в ином качестве, достаточном в соответствии с законода- 
тельством Республики Беларусь для совершения с товарами дейс- 
твий, предусмотренных настоящим Кодексом, от собственного име- 
ни; 
15) декларант -- лицо, перемещающее товары, и таможенный 
агент (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляю- 
щие товары и транспортные средства, подлежащие таможенному 
оформлению, от собственного имени; 
16) перевозчик -- лицо, фактически перемещающее товары 
либо являющееся ответственным за использование транспортного 
средства; 
17) таможенный перевозчик -- юридическое лицо -- резидент 
Республики Беларусь, получивший лицензию Государственного та- 
моженного комитета Республики Беларусь на осуществление дея- 
тельности в качестве таможенного перевозчика; 
18) таможенный режим -- совокупность положений, определя- 
ющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через 
таможенную границу Республики Беларусь, для таможенных целей; 
19) выпуск -- передача таможенными органами Республики 
Беларусь товаров или транспортных средств после их таможенного 
оформления в полное распоряжение лица; 
20) условный выпуск -- выпуск товаров и транспортных 
средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении уста- 
новленных ограничений, требований или условий; 
21) таможенное оформление -- процедура помещения товаров 
и транспортных средств под определенный таможенный режим и за- 
вершения действия этого режима в соответствии с требованиями и 
положениями настоящего Кодекса; 
22) таможенный контроль -- совокупность мер, осуществляе- 
мых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспече- 
ния соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможен- 
ном деле, а также законодательства Республики Беларусь и меж- 
дународных договоров Республики Беларусь, контроль за исполне- 
нием которых возложен на таможенные органы Республики Бела- 
русь; 
23) меры экономической политики -- ограничения на ввоз в 
Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и 
транспортных средств, установленные исходя из соображений эко- 
номической политики Республики Беларусь, которые могут вклю- 
чать в себя квотирование, лицензирование, установление мини- 
мальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования 
внешнеэкономической деятельности; 
24) таможенные платежи -- таможенная пошлина, налоги, та- 
моженные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие пла- 
тежи, взимаемые таможенными органами в порядке, установленном 
законодательством Республики Беларусь; 
25) таможенная пошлина -- платеж, взимаемый таможенными 
органами Республики Беларусь при ввозе товаров на таможенную 
территорию Республики Беларусь или вывозе товаров с этой тер- 
ритории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или 
вывоза; 
26) таможенный сбор -- отдельный вид таможенных платежей, 
взимаемый таможенными органами помимо таможенной пошлины; 
27) налоги и сборы -- налоги и сборы, взимание которых 
возложено на таможенные органы Республики Беларусь; 
28) таможенная задолженность -- неисполненная плательщи- 
ком в установленные законодательством Республики Беларусь сро- 
ки обязанность по уплате таможенных платежей; 
29) транзит -- перемещение товаров и транспортных средств 
под таможенным контролем через территорию Республики Беларусь 
между двумя пунктами Государственной границы Республики Бела- 
русь. 

<<< На содержание

Hosted by uCoz