<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ
| Далее>>>
Глава XIII
Общая авария
Статья 232. Общей аварией признаются убытки, понесенные
вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных рас-
ходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и пере-
возимого на судне груза от общей для них опасности.
Общая авария распределяется между судном, фрахтом и гру-
зом соразмерно их стоимости.
Под фрахтом в настоящей главе подразумевается также плата
за перевозку пассажиров и их багажа.
Статья 233. Статьи 234 - 245 настоящего Кодекса применя-
ются в тех случаях, когда соглашением сторон не установлено
иное.
Статья 234. К общей аварии при наличии признаков, указан-
ных в статье 232 настоящего Кодекса, в частности, относятся:
1) убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза или при-
надлежностей судна, а также убытки от повреждения судна или
груза при принятии мер общего спасания, в частности вследствие
проникновения воды в трюмы через открытые для выбрасывания
груза люки или другие сделанные для этого отверстия;
2) убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара
на судне, включая убытки от произведенного для этой цели за-
топления горящего судна;
3) убытки, причиненные судну или грузу намеренной посад-
кой судна на мель;
4) убытки от повреждения двигателей, других машин или
котлов судна, находящегося на мели, причиненные стараниями
снять судно с мели;
6) убытки от повреждения или гибели груза, топлива или
предметов снабжения, причиненные перемещением их на судне,
выгрузкой из судна, обратной погрузкой и укладкой, а также при
хранении, в тех случаях, когда самые расходы по совершению
этих операций признаются общей аварией;
7) расходы, произведенные в целях получения помощи, а
также убытки, причиненные судну или грузу судами, которые ока-
зывали помощь;
8) потеря фрахта, вызванная утратой груза, в тех случаях,
когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей
аварии; при этом из фрахта исключаются расходы, которые были
бы в целях его получения произведены перевозчиком, но вследс-
твие пожертвования произведены не были.
Статья 235. К общей аварии также относятся или приравни-
ваются:
1) расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место
убежища или возвращением в место погрузки вследствие несчаст-
ного случая или какоголибо другого чрезвычайного обстоятельст-
ва, вызвавшего необходимость такого захода или возвращения ра-
ди общей безопасности;
2) расходы, связанные с выходом судна с первоначальным
грузом или частью его из места убежища либо из места погрузки,
в которое судно вынуждено было возвратиться;
3) расходы по перемещению или выгрузке груза, топлива ли-
бо предметов снабжения в месте погрузки, захода или убежища,
произведенные ради общей безопасности или для получения воз-
можности исправить судовые повреждения, вызванные несчастным
случаем или другими чрезвычайными обстоятельствами, если эти
исправления были необходимы для безопасного продолжения рейса;
4) расходы по обратной погрузке и укладке груза, топлива
и предметов снабжения, выгруженных или перемещенных при обсто-
ятельствах, указанных в пункте 3 настоящей статьи, вместе со
всеми расходами по хранению, включая страхование;
5) расходы по заработной плате и довольствию судового
экипажа, на топливо и предметы снабжения, понесенные в связи с
продлением рейса в результате захода судна в место убежища или
возвращения его в место погрузки при обстоятельствах, указан-
ных в пунктах 1 и 3 настоящей статьи;
6) расходы по заработной плате и довольствию судового
экипажа, возникшие при задержке судна в интересах общей безо-
пасности в каком-либо месте вследствие несчастного случая или
другого чрезвычайного обстоятельства либо для ремонта повреж-
дений, причиненных таким обстоятельством, если ремонт необхо-
дим для безопасного продолжения рейса. Расходы на топливо,
предметы снабжения и портовые расходы, возникшие за время за-
держки, возмещаются в порядке распределения общей аварии, за
исключением расходов, которые возникли из-за ремонта, не при-
нимаемого на общую аварию;
7) предусмотренные в пунктах 1 - 6 настоящей статьи рас-
ходы, вызванные необходимостью перехода судна из места убежища
в другое место ввиду невозможности произвести ремонт в месте
убежища;
8) стоимость временного ремонта судна, произведенного ра-
ди общей безопасности в месте погрузки, захода или убежища, а
также стоимость временного ремонта повреждений, принимаемых на
общую аварию; однако стоимость временного исправления случай-
ных повреждений, необходимого только для завершения рейса,
возмещается лишь в пределах тех предотвращений расходов, кото-
рые были бы отнесены к общей аварии, если бы это исправление
не было произведено;
9) все чрезвычайные расходы, произведенные вместо других
расходов, которые были бы отнесены к общей аварии; однако они
возмещаются лишь в пределах предотвращенных расходов безотно-
сительно к экономии, полученной кем-либо из участников общей
аварии в результате таких заменяющих расходов.
Статья 236. Когда судно признано негодным к плаванию или
отказалось от продолжения рейса, из расходов по хранению,
страхованию, заработной плате судового экипажа и его довольст-
вию, топливу, судовому снабжению и портовых расходов (пункты 4
и 6 статьи 235 настоящего Кодекса) на общую аварию принимаются
лишь расходы, произведенные до признания судна негодным к пла-
ванию или до отказа от продолжения рейса, а если выгрузка к
этому времени не закончена, то до окончания выгрузки груза.
Статья 237. Убытки, не подпадающие под действие статей
232, 234 и 235 настоящего Кодекса, признаются частной аварией.
Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и
фрахтом. Их несет тот, кто их потерпел,или тот, на кого падает
ответственность за их причинение.
Статья 238. Не признаются общей аварией даже при наличии
признаков, указанных в статье 232 настоящего Кодекса:
1) стоимость выброшенного за борт самовозгоревшегося гру-
за и груза, перевозившегося на судне не в соответствии с пра-
вилами и обычаями торгового мореплавания;
2) убытки, причиненные тушением пожара тем частям судна
или груза, которые были в огне;
3) убытки, причиненные обрубанием обломков частей судна,
остатков рангоута или других предметов, ранее снесенных
вследствие морской опасности;
4) убытки, причиненные форсированием или иной работой
двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на
плаву;
5) убытки, причиненные намеренной посадкой судна на мель
при обстоятельствах, которые привели бы к посадке на мель не-
зависимо от принятых мер; однако убытки, причиненные снятием
такого судна с мели, признаются общей аварией;
6) всякие убытки или потери, понесенные судном или грузом
вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от прос-
тоя, изменения цен и т. д.).
Статья 239. Общая авария распределяется в порядке, ука-
занном в статье 232 настоящего Кодекса, и в том случае, когда
опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования,
возникла по вине одного из участников договора морской пере-
возки или третьего лица. Однако такое распределение не лишает
участников общей аварии права на взыскание с ответственного
лица понесенных убытков.
Статья 240. Убытки от повреждения или гибели предметов,
погруженных на судно без ведома судовладельца или его агентов,
а также от повреждения и гибели грузов, которые намеренно сда-
ны к перевозке под неправильным наименованием, не распределя-
ются в порядке, указанном в статье 232 настоящего Кодекса. Од-
нако, если это имущество было спасено, его владельцы обязаны
участвовать на общем основании во взносах по общей аварии.
Владельцы грузов, стоимость которых при сдаче к перевозке
была объявлена ниже их действительной стоимости, участвуют во
всех взносах по общей аварии в соответствии с действительной
стоимостью грузов, но получают возмещение убытков лишь в соот-
ветствии с их объявленной стоимостью.
Статья 241. Возмещаемый в порядке распределения общей
аварии убыток от повреждений судна, его машин или принадлеж-
ностей определяется действительной стоимостью исправления пов-
реждения или замены частей, но не может превышать обычной сто-
имости исправления повреждения или замены частей. В тех случа-
ях, когда старые материалы или части заменены новыми, с этой
стоимости делаются скидки "за новое вместо старого" по прави-
лам, установленным Регистром СССР.
Со стоимости временных исправлений судна, относимой к об-
щей аварии, скидки "за новое вместо старого" не производятся.
Когда исправление произведено не было, в расчет принима-
ется соответственное уменьшение стоимости судна, не превышаю-
щее, однако, нормальной стоимости исправления согласно смете.
В случае действительной или полной конструктивной гибели
судна сумма, причитающаяся в качестве возмещения по общей ава-
рии за повреждение судна, исчисляется исходя из оценочной сто-
имости судна в неповрежденном состоянии, за вычетом из нее
обычной стоимости исправления повреждений, не принимаемых на
общую аварию, и сумм, вырученных от продажи судна, если судно
продано.
Статья 242. Возмещаемый в порядке распределения общей
аварии убыток от повреждения или гибели пожертвованного груза
определяется в соответствии со стоимостью груза по цене, су-
ществующей в порту назначения груза на день окончания разгруз-
ки судна. Если судно не дошло до порта назначения груза, воз-
мещаемый убыток определяется в соответствии со стоимостью гру-
за по цене, существующей в месте и на день прекращения рейса.
В случае продажи поврежденного груза возмещаемый убыток
определяется разностью между стоимостью его в неповрежденном
состоянии, определяемой в соответствии с частью первой настоя-
щей статьи, и суммой, полученной от его продажи.
Статья 243. На сумму расходов, возмещаемых по общей ава-
рии кроме заработной платы и довольствия экипажа, а также сто-
имости топлива и предметов снабжения, не замененных во время
рейса), начисляются 2 процента в пользу стороны, осуществившей
эти расходы.
Статья 244. На сумму расходов и другие суммы, возмещаемые
в порядке распределения общей аварии, начисляются 5 процентов
годовых с момента, когда эти расходы были произведены, до
окончания составления диспаши. Однако, если в порядке возмеще-
ния расходов по общей аварии и убытков были произведены ка-
кие-либо выплаты ранее окончания составления диспаши, проценты
на уплаченные суммы начисляются по день их уплаты.
Статья 245. Общая стоимость имущества, участвующего в
покрытии общей аварии (контрибуционная стоимость), определяет-
ся по действительной чистой стоимости имущества по окончании
рейса с прибавлением к ней суммы, возмещаемой по общей аварии
за пожертвованное имущество, если только эта сумма в нее не
включена. При этом из суммы фрахта, находящейся на риске су-
довладельца, исключаются расходы и заработная плата экипажу по
данному рейсу, которые перевозчику не пришлось бы уплатить,
если бы судно и груз погибли при обстоятельствах, вызвавших
общую аварию.
Кроме того, исключаются из стоимости имущества все приз-
наваемые частной аварией расходы, которые были произведены в
отношении этого имущества после обстоятельств общей аварии.
Стоимость багажа и ручной клади пассажиров не включается
в контрибуционную стоимость.
Статья 246. Наличие общей аварии устанавливается и расчет
по ее распределению (диспаша) составляется по заявлению заин-
тересованных лиц диспашерами, состоящими при Всесоюзной торго-
вой палате и назначаемыми президиумом указанной палаты из лиц,
обладающих знаниями и опытом в области морского права.
Диспашеры действуют на основе положения, утвержденного
президиумом Всесоюзной торговой палаты.
Статья 247. На стороне, требующей распределения общей
аварии, лежит обязанность доказать, что заявленные убытки или
расходы действительно должны быть признаны общей аварией.
Все материалы, на основании которых составляется диспаша,
должны быть открыты для обозрения, и диспашер по требованию
заинтересованных лиц обязан за их счет выдавать им засвиде-
тельствованные копии этих материалов.
Статья 248. За составление диспаши взимается сбор, кото-
рый включается в диспашу и распределяется между всеми заинте-
ресованными лицами пропорционально долям их участия в общей
аварии.
Статья 249. Заинтересованные лица могут оспорить диспашу
в Московском городском суде в течение трехмесячного срока со
дня получения диспаши по общей аварии в малом каботаже и шес-
тимесячного срока по общей аварии в большом каботаже или заг-
раничном сообщении, с обязательным извещением об этом диспаше-
ра путем направления ему копии искового заявления.
Статья 250. Если диспаша не оспорена в сроки, предусмот-
ренные статьей 249 настоящего Кодекса, либо оспорена, но ос-
тавлена судом в силе, взыскание по ней может быть произведено
путем совершения нотариальной надписи. Для этого нотариальной
конторе должна быть предъявлена диспаша и справка диспашера о
том, что диспаша не отменена и не изменена судом.
Статья 251. При определении рода аварии, исчислении раз-
меров общей аварии и составлении диспаши диспашер, при непол-
ноте закона, руководствуется международными обычаями торгового
мореплавания.
|