ПРАВО

Главная страница

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopList Белорусский рейтинг be number one Rambler's Top100

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР
(утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

Глава I
Общие положения

Статья 1. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР регули- 
рует отношения, возникающие из торгового мореплавания. 
Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается 
деятельность, связанная с использованием судов для перевозки 
грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских 
промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, 
ледокольных и спасательных операций, а также для других хо- 
зяйственных, научных и культурных целей. 

Статья 2. Перевозка и буксировка между портами СССР одно- 
го и того же моря (малый каботаж) и разных морей (большой ка- 
ботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным 
флагом Союза ССР. 
Изъятия из этого правила могут быть установлены Советом 
Министров СССР. 
В отношении каботажа рассматриваются как одно море: 
1) Черное и Азовское моря; 
2) Белое море и Северный Ледовитый океан; 
3) Японское, Охотское и Берингово моря. 

Статья 3. Перевозка и буксировка между портами СССР и 
иностранными портами могут осуществляться как судами, плаваю- 
щими под Государственным флагом Союза СССР, так и, при условии 
взаимности, судами, плавающими под иностранным флагом. 

Статья 4. Основными органами, в оперативном управлении 
которых находятся морские суда, используемые для перевозки 
грузов, пассажиров, багажа и почты, являются морские пароходс- 
тва, подведомственные Министерству морского флота СССР. 
Суда, используемые для рыбных и иных морских промыслов, 
находятся в оперативном управлении организаций рыбной промыш- 
ленности, руководство которыми осуществляется Министерством 
рыбного хозяйства СССР. В ведении других министерств и ведомс- 
тв могут находиться суда, используемые для добычи полезных ис- 
копаемых, транспортного строительства, для иных хозяйственных, 
научных и культурных целей, а также суда смешанного плавания 
река - море), используемые для перевозок грузов и пассажиров. 

1) пассажирское свидетельство, если судно перевозит более 
12 пассажиров; 
Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа Министерс- 
твом морского флота СССР разрабатываются с участием Советов 
Министров союзных республик и заинтересованных министерств и 
ведомств СССР. 
Правила перевозки почты утверждаются Министерством морс- 
кого флота СССР по согласованию с Министерством связи СССР. 
Правила перевозки грузов в прямом смешанном и прямом вод- 
ном сообщении утверждаются Министерством морского флота СССР 
совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых 
находятся соответствующие виды транспорта. 

Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплавани- 
ем в СССР возлагается на Министерство морского флота СССР, 
осуществляющее контроль за соблюдением законодательства о тор- 
говом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплава- 
нию международных договоров, в которых участвует СССР, надзор 
за состоянием морских путей, общее руководство государственной 
регистрацией морских судов, дипломированием специалистов морс- 
кого флота, спасательной и лоцманской службой. 

Статья 7. Технический надзор за морскими судами и их 
классификация, независимо от ведомственной принадлежности суд- 
на, осуществляются Регистром СССР согласно статье 29 настояще- 
го Кодекса. 
Регистр СССР издает правила, относящиеся к постройке су- 
дов, использованию материалов в судостроении, оборудованию, а 
также снабжению морских судов спасательными, противопожарными 
и другими средствами, и осуществляет надзор за соблюдением 
этих правил при проектировании, постройке и эксплуатации су- 
дов. 
Регистр СССР имеет право при невыполнении его правил и 
требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, 
устройств и других судовых технических средств. 
Регистр СССР действует на основании устава, утверждаемого 
Министром морского флота СССР. 

Статья 8. Отвод земельных и водных участков и строитель- 
ство в зоне действия средств навигационной обстановки морских 
путей должны быть согласованы с Министерством обороны СССР и 
Министерством морского флота СССР, а в случаях, предусмотрен- 
ных статьей 64 настоящего Кодекса (пункт 9), - с соответствую- 
щим морским портом. 
Организации и граждане, нарушившие правило, содержащееся 
в настоящей статье, обязаны по требованию Министерства обороны 
СССР или Министерства морского флота СССР произвести в указан- 
ный ими срок за свой счет снос, перенос или необходимые изме- 
нения зданий и сооружений, создающих помехи действию средств 
навигационной обстановки. 

Статья 9. Под судном в настоящем Кодексе понимается само- 
ходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое: 
1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для 
рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископае- 
мых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки 
других судов и иных плавучих объектов, производства гидротех- 
нических работ или подъема затонувшего в море имущества; 
2) для несения специальной службы (для охраны промыслов, 
санитарной и карантинной служб и т.п.); 
3) для научных, учебных и культурных целей; 
4) для спорта; 
5) для иных целей. 

Статья 10. Судовладельцем в смысле настоящего Кодекса 
признается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, неза- 
висимо от того, является ли оно собственником судна или ис- 
пользует его на ином законном основании. 

Статья 11. Правила настоящего Кодекса распространяются: 
на морские суда - во время их плавания как по морским пу- 
тям, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным 
путям, поскольку специальным законом или соглашением СССР с 
другим государством не установлено иное; 
суда внутреннего плавания - во время их следования по 
морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и дру- 
гим водным путям при осуществлении перевозки с заходом в 
иностранный морской порт и в случаях, предусмотренных статьями 
252 и 260 настоящего Кодекса. 

Статья 12. Правила настоящего Кодекса, за исключением 
случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на 
суда, плавающие под военноморским флагом. 
К морским воинским перевозкам правила настоящего Кодекса 
применяются в части, не предусмотренной специальным законода- 
тельством, регулирующим эти перевозки. 

Статья 13. К перевозкам в прямом смешанном и прямом вод- 
ном сообщении, осуществляемым с участием морского транспорта, 
правила настоящего Кодекса применяются в случаях, прямо в нем 
указанных, а также в части, не предусмотренной специальным за- 
конодательством, регулирующим эти перевозки. 

Статья 14. Правила настоящего Кодекса применяются: 
1) содержащиеся в главе II "Судно" (за исключением статьи 
38) и в главе III "Экипаж судна" - к судам, плавающим под Го- 
сударственным флагом Союза ССР; 
2) содержащиеся в главе IV "Морской порт" - к морским не- 
военным портам СССР; 
3) содержащиеся в главе V "Государственные морские лоцма- 
ны" - к отношениям, возникающим в связи с проводкой судов на 
подходах к портам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в 
пределах вод этих портов, а также между этими портами; 
4) содержащиеся в главе VI "Затонувшее в море имущество" 
- к отношениям, возникающим в связи с имуществом, затонувшим в 
пределах территориальных или внутренних морских вод СССР; 
5) содержащиеся в главе VII "Планирование и организация 
перевозок грузов" - к отношениям между советскими государс- 
твенными, кооперативными и общественными организациями; 
6) содержащиеся в главе XIII "Общая авария" - в случаях 
перевозки груза на судне, плавающем под Государственным флагом 
Союза ССР, а также на судне, плавающем под иностранным флагом, 
когда оно заканчивает рейс в порту СССР; 
7) содержащиеся в главе XIV "Возмещение убытков от столк- 
новения судов" и в главе XV "Вознаграждение за спасение на мо- 
ре"- в случаях, когда спор рассматривается в СССР, с тем, од- 
нако, что к спорам о распределении вознаграждения между судов- 
ладельцем и экипажем судна, а также между членами экипажа при- 
меняется закон флага судна, оказавшего помощь; 
8) содержащиеся в главе XVI "Пределы ответственности су- 
довладельца" - к судовладельцам, суда которых плавают под Го- 
сударственным флагом Союза ССР; 
9) содержащиеся в главе XVII "Привилегированные требова- 
ния" - в случаях, когда спор рассматривается в СССР; 
10) содержащиеся в главе XVIII "Морские протесты" (за 
исключением статьи 292) - в случаях, когда морской протест за- 
является нотариусу или иному должностному лицу СССР; 
11) содержащиеся в главе XIX "Претензии и иски"- в тех 
случаях, когда соответствующие отношения подлежат действию 
правил настоящего Кодекса; однако статьи 294 - 304 применяются 
только к отношениям между советскими государственными, коопе- 
ративными и общественными организациями, к их отношениям с 
гражданами Союза ССР и с находящимися в СССР иностранными 
гражданами. 
Права и обязанности сторон по договору морской перевозки 
груза (глава VIII), договору морской перевозки пассажира (гла- 
ва IX), договору фрахтования судна на время (глава X), догово- 
ру морской буксировки (глава XI) и договору морского страхова- 
ния (глава XII) определяются по законам места заключения дого- 
вора, если иное не установлено соглашением сторон (статья 15 
настоящего Кодекса). Место заключения договора определяется по 
советскому закону. 
Правила, содержащиеся в главе VIII "Договор морской пере- 
возки груза", применяются к отношениям между советскими госу- 
дарственными, кооперативными и общественными организациями, 
поскольку иное не вытекает из главы VII настоящего Кодекса. 
Правила, содержащиеся в главе X "Договор фрахтования суд- 
на на время" (за исключением статей 181, 183, 184, 186), при- 
меняются также при фрахтовании судна без экипажа. (в ред. Ука- 
за Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N 
6001-VIII). 

Статья 15. Включение в договоры, предусмотренные настоя- 
щим Кодексом, условий о применении иностранных законов и обы- 
чаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда сто- 
роны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от 
установленных им правил. 
Иностранный закон не применяется, если его применение 
противоречило бы основам советского строя. 

Статья 16. Связанный с торговым мореплаванием имуществен- 
ный спор, в котором участвует иностранный гражданин или иност- 
ранная организация, может быть по соглашению сторон передан на 
рассмотрение иностранного суда или арбитража. 

Статья 17. Если международным договором, в котором участ- 
вует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержат- 
ся в настоящем Кодексе, применяются правила международного до- 
говора. 

Статья 18. К гражданским, административным и иным право- 
отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регули- 
руемым настоящим Кодексом, соответственно применяются правила 
гражданского, административного или иного законодательства Со- 
юза ССР и союзных республик.

<<< На содержание

Hosted by uCoz