<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ
| Далее>>>
Глава I
Общие положения
Статья 1. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР регули-
рует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается
деятельность, связанная с использованием судов для перевозки
грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских
промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных,
ледокольных и спасательных операций, а также для других хо-
зяйственных, научных и культурных целей.
Статья 2. Перевозка и буксировка между портами СССР одно-
го и того же моря (малый каботаж) и разных морей (большой ка-
ботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным
флагом Союза ССР.
Изъятия из этого правила могут быть установлены Советом
Министров СССР.
В отношении каботажа рассматриваются как одно море:
1) Черное и Азовское моря;
2) Белое море и Северный Ледовитый океан;
3) Японское, Охотское и Берингово моря.
Статья 3. Перевозка и буксировка между портами СССР и
иностранными портами могут осуществляться как судами, плаваю-
щими под Государственным флагом Союза СССР, так и, при условии
взаимности, судами, плавающими под иностранным флагом.
Статья 4. Основными органами, в оперативном управлении
которых находятся морские суда, используемые для перевозки
грузов, пассажиров, багажа и почты, являются морские пароходс-
тва, подведомственные Министерству морского флота СССР.
Суда, используемые для рыбных и иных морских промыслов,
находятся в оперативном управлении организаций рыбной промыш-
ленности, руководство которыми осуществляется Министерством
рыбного хозяйства СССР. В ведении других министерств и ведомс-
тв могут находиться суда, используемые для добычи полезных ис-
копаемых, транспортного строительства, для иных хозяйственных,
научных и культурных целей, а также суда смешанного плавания
река - море), используемые для перевозок грузов и пассажиров.
1) пассажирское свидетельство, если судно перевозит более
12 пассажиров;
Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа Министерс-
твом морского флота СССР разрабатываются с участием Советов
Министров союзных республик и заинтересованных министерств и
ведомств СССР.
Правила перевозки почты утверждаются Министерством морс-
кого флота СССР по согласованию с Министерством связи СССР.
Правила перевозки грузов в прямом смешанном и прямом вод-
ном сообщении утверждаются Министерством морского флота СССР
совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых
находятся соответствующие виды транспорта.
Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплавани-
ем в СССР возлагается на Министерство морского флота СССР,
осуществляющее контроль за соблюдением законодательства о тор-
говом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплава-
нию международных договоров, в которых участвует СССР, надзор
за состоянием морских путей, общее руководство государственной
регистрацией морских судов, дипломированием специалистов морс-
кого флота, спасательной и лоцманской службой.
Статья 7. Технический надзор за морскими судами и их
классификация, независимо от ведомственной принадлежности суд-
на, осуществляются Регистром СССР согласно статье 29 настояще-
го Кодекса.
Регистр СССР издает правила, относящиеся к постройке су-
дов, использованию материалов в судостроении, оборудованию, а
также снабжению морских судов спасательными, противопожарными
и другими средствами, и осуществляет надзор за соблюдением
этих правил при проектировании, постройке и эксплуатации су-
дов.
Регистр СССР имеет право при невыполнении его правил и
требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов,
устройств и других судовых технических средств.
Регистр СССР действует на основании устава, утверждаемого
Министром морского флота СССР.
Статья 8. Отвод земельных и водных участков и строитель-
ство в зоне действия средств навигационной обстановки морских
путей должны быть согласованы с Министерством обороны СССР и
Министерством морского флота СССР, а в случаях, предусмотрен-
ных статьей 64 настоящего Кодекса (пункт 9), - с соответствую-
щим морским портом.
Организации и граждане, нарушившие правило, содержащееся
в настоящей статье, обязаны по требованию Министерства обороны
СССР или Министерства морского флота СССР произвести в указан-
ный ими срок за свой счет снос, перенос или необходимые изме-
нения зданий и сооружений, создающих помехи действию средств
навигационной обстановки.
Статья 9. Под судном в настоящем Кодексе понимается само-
ходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое:
1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для
рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископае-
мых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки
других судов и иных плавучих объектов, производства гидротех-
нических работ или подъема затонувшего в море имущества;
2) для несения специальной службы (для охраны промыслов,
санитарной и карантинной служб и т.п.);
3) для научных, учебных и культурных целей;
4) для спорта;
5) для иных целей.
Статья 10. Судовладельцем в смысле настоящего Кодекса
признается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, неза-
висимо от того, является ли оно собственником судна или ис-
пользует его на ином законном основании.
Статья 11. Правила настоящего Кодекса распространяются:
на морские суда - во время их плавания как по морским пу-
тям, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным
путям, поскольку специальным законом или соглашением СССР с
другим государством не установлено иное;
суда внутреннего плавания - во время их следования по
морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и дру-
гим водным путям при осуществлении перевозки с заходом в
иностранный морской порт и в случаях, предусмотренных статьями
252 и 260 настоящего Кодекса.
Статья 12. Правила настоящего Кодекса, за исключением
случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на
суда, плавающие под военноморским флагом.
К морским воинским перевозкам правила настоящего Кодекса
применяются в части, не предусмотренной специальным законода-
тельством, регулирующим эти перевозки.
Статья 13. К перевозкам в прямом смешанном и прямом вод-
ном сообщении, осуществляемым с участием морского транспорта,
правила настоящего Кодекса применяются в случаях, прямо в нем
указанных, а также в части, не предусмотренной специальным за-
конодательством, регулирующим эти перевозки.
Статья 14. Правила настоящего Кодекса применяются:
1) содержащиеся в главе II "Судно" (за исключением статьи
38) и в главе III "Экипаж судна" - к судам, плавающим под Го-
сударственным флагом Союза ССР;
2) содержащиеся в главе IV "Морской порт" - к морским не-
военным портам СССР;
3) содержащиеся в главе V "Государственные морские лоцма-
ны" - к отношениям, возникающим в связи с проводкой судов на
подходах к портам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в
пределах вод этих портов, а также между этими портами;
4) содержащиеся в главе VI "Затонувшее в море имущество"
- к отношениям, возникающим в связи с имуществом, затонувшим в
пределах территориальных или внутренних морских вод СССР;
5) содержащиеся в главе VII "Планирование и организация
перевозок грузов" - к отношениям между советскими государс-
твенными, кооперативными и общественными организациями;
6) содержащиеся в главе XIII "Общая авария" - в случаях
перевозки груза на судне, плавающем под Государственным флагом
Союза ССР, а также на судне, плавающем под иностранным флагом,
когда оно заканчивает рейс в порту СССР;
7) содержащиеся в главе XIV "Возмещение убытков от столк-
новения судов" и в главе XV "Вознаграждение за спасение на мо-
ре"- в случаях, когда спор рассматривается в СССР, с тем, од-
нако, что к спорам о распределении вознаграждения между судов-
ладельцем и экипажем судна, а также между членами экипажа при-
меняется закон флага судна, оказавшего помощь;
8) содержащиеся в главе XVI "Пределы ответственности су-
довладельца" - к судовладельцам, суда которых плавают под Го-
сударственным флагом Союза ССР;
9) содержащиеся в главе XVII "Привилегированные требова-
ния" - в случаях, когда спор рассматривается в СССР;
10) содержащиеся в главе XVIII "Морские протесты" (за
исключением статьи 292) - в случаях, когда морской протест за-
является нотариусу или иному должностному лицу СССР;
11) содержащиеся в главе XIX "Претензии и иски"- в тех
случаях, когда соответствующие отношения подлежат действию
правил настоящего Кодекса; однако статьи 294 - 304 применяются
только к отношениям между советскими государственными, коопе-
ративными и общественными организациями, к их отношениям с
гражданами Союза ССР и с находящимися в СССР иностранными
гражданами.
Права и обязанности сторон по договору морской перевозки
груза (глава VIII), договору морской перевозки пассажира (гла-
ва IX), договору фрахтования судна на время (глава X), догово-
ру морской буксировки (глава XI) и договору морского страхова-
ния (глава XII) определяются по законам места заключения дого-
вора, если иное не установлено соглашением сторон (статья 15
настоящего Кодекса). Место заключения договора определяется по
советскому закону.
Правила, содержащиеся в главе VIII "Договор морской пере-
возки груза", применяются к отношениям между советскими госу-
дарственными, кооперативными и общественными организациями,
поскольку иное не вытекает из главы VII настоящего Кодекса.
Правила, содержащиеся в главе X "Договор фрахтования суд-
на на время" (за исключением статей 181, 183, 184, 186), при-
меняются также при фрахтовании судна без экипажа. (в ред. Ука-
за Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N
6001-VIII).
Статья 15. Включение в договоры, предусмотренные настоя-
щим Кодексом, условий о применении иностранных законов и обы-
чаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда сто-
роны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от
установленных им правил.
Иностранный закон не применяется, если его применение
противоречило бы основам советского строя.
Статья 16. Связанный с торговым мореплаванием имуществен-
ный спор, в котором участвует иностранный гражданин или иност-
ранная организация, может быть по соглашению сторон передан на
рассмотрение иностранного суда или арбитража.
Статья 17. Если международным договором, в котором участ-
вует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержат-
ся в настоящем Кодексе, применяются правила международного до-
говора.
Статья 18. К гражданским, административным и иным право-
отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регули-
руемым настоящим Кодексом, соответственно применяются правила
гражданского, административного или иного законодательства Со-
юза ССР и союзных республик.
|