ПРАВО

Главная страница

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopList Белорусский рейтинг be number one Rambler's Top100

КОДЕКС ЭТИКИ АУДИТОРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 июня 1998 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Кодекс обобщает этические нормы профессионального поведе- 
ния аудиторов, являющихся членами Аудиторской палаты Республи- 
ки Беларусь. 
Доверие общества к аудиторам зависит не только от профес- 
сиональной подготовки, знаний и опыта, но и от соблюдения эти- 
ческих норм и правил поведения. 
Каждый аудитор должен принимать все меры для создания и 
поддержания доверия и уважения к своей профессии, защищать 
нравственные, моральные ценности от всех возможных нарушений и 
посягательств. 
Аудитор, подвергшийся критике своих коллег по поводу эти- 
ки профессионального поведения, должен дать объяснение колле- 
гам. В случае несогласия с критикой аудитор имеет право на 
объективное публичное рассмотрение своих действий комиссией, 
созданной аудиторской палатой. По желанию аудитора расследова- 
ние может проводиться конфиденциально. 
Кодекс этики был выслан Британскому институту дипломиро- 
ванных бухгалтеров и аудиторов и с учетом полученных предложе- 
ний и рекомендаций международных экспертов соответствует меж- 
дународным нормам и принципам. 
Все аудиторы обязаны соблюдать требования и правила, из- 
ложенные в настоящем Кодексе, и придерживаться моральных пра- 
вил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и 
работать по совести.

ПРАВИЛО 1. Профессионализм, знания и компетентность

Аудитор должен: 
1.1. Выполнять свои обязанности честно и добросовестно с 
профессиональным умением, компетентностью и усердием. 
1.2. Заботиться о престиже своей профессии, проявлять се- 
бя достойным доверия, возложенного на профессию аудитора об- 
ществом и заказчиком. 
1.3. Постоянно повышать свою профессиональную квалифика- 
цию путем изучения нормативных документов по бухгалтерскому 
учету, хозяйственному и налоговому законодательству, других 
законодательных актов, норм и стандартов аудита. 
1.4. Гарантировать заказчику оказание аудиторских услуг 
высокого качества, основанных на современных методиках, зако- 
нодательных и иных нормативных актах за счет постоянного под- 
держания на должном уровне своих профессиональных знаний. 
Комментарий: 
Аудитор не должен оказывать заказчику аудиторские услуги, 
если он не обладает достаточной квалификацией в данной области 
или не уверен в правильности своих рекомендаций, выводов, зак- 
лючений. 
Аудитор не может оказывать профессиональные услуги, не 
владея бухгалтерскими и аудиторскими приемами -- методами ана- 
лиза и оценки активов и пассивов, доскональным знанием законо- 
дательства и нормативной базы в области учета и налогообложе- 
ния. При оказании аудиторских услуг аудитор обязан максимально 
применять свои знания и опыт. 
Минимально необходимые профессионально-образовательный 
уровень знаний и стаж практической работы аудитора определены 
Законом Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности". 
Гарантией качественного оказания аудиторских услуг явля- 
ется соблюдение требований законодательных и нормативных ак- 
тов, аудиторских стандартов и методик. 
Повышение профессиональной квалификации аудиторов подра- 
зумевает постоянное обновление знаний путем систематического 
изучения утвержденных и принятых законодательных, нормативных 
и инструктивных материалов, норм и стандартов по аудиту, а 
также посредством семинаров по различным вопросам финансовой, 
экономической деятельности субъектов хозяйствования.

ПРАВИЛО 2. Профессиональная независимость

2.1. Аудитор, оказывая профессиональные услуги, должен 
быть независим в своем суждении при проведении аудита, выпол- 
нять свои профессиональные обязанности объективно и бесприст- 
растно. В противном случае он должен отказаться от их выполне- 
ния. 
Комментарий: 
Независимость аудитора обусловлена тем, что он не являет- 
ся сотрудником государственного органа управления, никакие го- 
сударственные органы, заказчики аудита и любая третья сторона 
не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность аудито- 
ра. 
Аудитор при проведении аудиторских проверок не должен вы- 
полнять указаний какой-либо организации или физического лица, 
придающих проверке тенденциозный, целенаправленный характер. 
Мнение аудитора по финансовым вопросам не должно зависеть 
от суммы оплаты за выполненную работу. 
При оказании консультационной помощи аудитор должен стре- 
миться к защите интересов заказчиков, отыскивать и рекомендо- 
вать законные пути, облегчающие их коммерческую или хозяйс- 
твенную деятельность. Аудитор не должен превращаться в сборщи- 
ка отрицательных факторов, разоблачителя и обвинителя. Замеча- 
ния в адрес заказчика должны быть доведены в корректной форме 
как пожелания, советы, рекомендации и т.п. Однако аудитор дол- 
жен сознавать, что чрезмерная поддержка заказчика, фактически 
ставящая аудитора в положение работника заказчика, может отри- 
цательно сказаться на его независимости. 
Получение от заказчика товаров и услуг может быть угрозой 
независимости. Товары и услуги не должны приниматься аудитором 
или близкими ему родственниками бесплатно или на более льгот- 
ных условиях. 
Аудитор не должен получать ссуду от заказчика или иметь 
займы банка, гарантируемые заказчиком. Это не относится к ссу- 
дам банков при выполнении обычных процедур кредитования. Фи- 
нансовая связь с заказчиком отрицательно скажется на независи- 
мости аудитора. 
Уставным капиталом аудиторской организации должны владеть 
аудиторы. Может допускаться владение капиталом аудиторской ор- 
ганизации другими лицами при условии, что не менее 70% устав- 
ного капитала и право голоса остаются за аудиторами. 
Кроме указанных этических принципов независимости аудито- 
ра могут быть, как это показывает зарубежный опыт, и другие. 
Так, один и тот же аудитор не может проводить проверки на 
предприятии в течение многих лет (более 5--7), в связи с чем 
должна быть предусмотрена ротация аудиторов.

ПРАВИЛО 3. Честность, справедливость и объективность

3.1. Аудитор должен быть честным в своей профессиональной 
работе. 
3.2. Аудитор не должен вызывать предубеждения и влиять на 
других, чтобы исказить объективность. 
3.3. Аудитору должно быть присуще беспристрастное отноше- 
ние к объекту проверки. 
3.4. Аудитор не должен принимать участия в конфликте ин- 
тересов субъектов хозяйствования и сознательно представлять 
факты неточно и предвзято. 
Комментарий: 
Аудитор, выступая в различных качествах, должен быть 
правдивым и честным при выполнении своих профессиональных обя- 
занностей. 
Аудитор обязан быть справедливым и не допускать, чтобы 
предрассудки, предвзятость и другие факторы оказывали влияние 
на объективность его мнения. 
Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, кото- 
рые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, 
либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость дав- 
ления на аудитора в любой форме.

ПРАВИЛО 4. Конфиденциальность

Аудитор обязан: 
4.1. Гарантировать заказчику конфиденциальность представ- 
ляемых им и выявленных в ходе аудиторских работ любой информа- 
ции и данных результатов проверки и финансового состояния за- 
казчика. 
4.2. Не использовать в своих целях или в интересах треть- 
их лиц полученную в результате аудиторской проверки информа- 
цию. 
4.3. Обеспечить сохранность документов, полученных на 
проверяемом субъекте хозяйствования, а также составленных в 
ходе проверки. 
Комментарий: 
Конфиденциальность подразумевает неразглашение аудитором 
во всех случаях полученной в процессе оказания аудиторских ус- 
луг информации, за исключением случаев: 
-- когда это разрешает заказчик с учетом интересов всех 
сторон, которые она может затронуть; 
-- когда это предусмотрено законодательными актами или 
решениями судебных органов; 
-- для защиты профессиональных интересов аудитора в ходе 
официального расследования или частного разбирательства, про- 
водимого руководителями или уполномоченными представителями 
заказчика; 
-- когда заказчик намеренно и незаконно вовлек аудитора в 
действия, противоречащие профессиональным нормам. 
Аудитор несет ответственность по действующему законода- 
тельству за использование информации в личных целях и несанк- 
ционированное разглашение служебной информации третьим лицам. 
Конфиденциальность полученной информации сохраняется ау- 
дитором и после прекращения отношений между ним и заказчиком. 
Аудитор обязан сообщать заказчику в ходе проведения ауди- 
та в письменной форме о фактах, свидетельствующих о серьезных 
нарушениях законодательства Республики Беларусь, в результате 
которых предприятие или государство понесли либо могут понести
ущерб.

ПРАВИЛО 5. Несовместимые, дискредитирующие действия

Несовместимые действия аудитора регламентированы Законом 
Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности". 
Аудитору, занимающемуся аудиторской деятельностью, запре- 
щается: 
5.1. Непосредственно заниматься другими видами предприни- 
мательской деятельности, за исключением преподавательской и 
научной деятельности. 
5.2. Совершать действия, дискредитирующие его профессию. 
Комментарий: 
Аудитор не вправе совершать действия, дискредитирующие 
его профессию, а именно: 
-- отказываться возвращать заказчику документы, даже если 
он не оплатил за оказанные аудиторские услуги; 
-- вносить фиктивные или неточные записи в бухгалтерские 
(финансовые) отчеты; 
-- не соблюдать принятые аудиторские нормы и стандарты; 
-- привлекать заказчиков путем обмана, введения в заблуж- 
дение и ложных утверждений или действий, так как это может 
привести к снижению эффективности и качества аудита; 
-- выдавать аудиторские заключения без доскональной про- 
верки вопросов, изложенных в этом заключении, а также выдавать 
заключения, не соответствующие действительному положению дел.

ПРАВИЛО 6. Вежливость и внимание к заказчику

6.1. Аудитор обязан проявлять к заказчику доброжелатель- 
ное, вежливое и внимательное отношение. Поведение и внешний 
облик аудитора должны соответствовать нормам делового этикета 
и вызывать у заказчика уважение к профессии аудитора. 
Комментарий: 
Вежливость и предусмотрительность при общении с заказчи- 
ком должны быть для аудиторов одним из основных правил. И хотя 
такт и дипломатичность очень важны, у заказчика должна быть 
полная ясность в позиции аудитора по основным вопросам. Ни 
один аудитор не подчинит соображениям вежливости свои суждения 
и выводы и не изменит лишь из вежливости свое объективное мне- 
ние. 
Аудитор, работая у заказчика, не имеет права демонстриро- 
вать свое превосходство, показывать разницу в образовательном 
уровне между собой и заказчиком, позволить себе быть небреж- 
ным, грубым и невнимательным. Правила вежливости должны быть 
соблюдены в любых случаях, даже если заказчик и не прав.

ПРАВИЛО 7. Налоговые отношения

7.1. Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законода- 
тельство о налогообложении во всех аспектах; они не должны 
сознательно занижать налогооблагаемую базу как свою, так и за- 
казчика или иным образом нарушать налоговое законодательство в 
своих интересах либо в интересах других лиц. 
Комментарий: 
При оказании профессиональных услуг по налогообложению 
аудитор руководствуется интересами заказчика. При этом он обя- 
зан соблюдать налоговое законодательство и не должен способс- 
твовать фальсификациям с целью уклонения заказчика от уплаты 
налогов и обмана налоговой службы. 
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фак- 
тах нарушения налогового законодательства, ошибок в расчетах и 
уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить ру- 
ководителю субъекта хозяйствования и предупредить о возможных 
последствиях, а также о путях исправления нарушений и ошибок. 
Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор 
обязан представлять заказчику только в письменной форме. При 
этом он стремится не обнадеживать заказчика в том, что его ре- 
комендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а 
также должен предупредить заказчика, что ответственность за 
составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой 
отчетности лежит на самом субъекте хозяйствования. 
При проведении аудита соблюдения налогового законодатель- 
ства юридическими лицами негосударственной формы собственности 
аудитор должен изучить вопросы из Примерного перечня, утверж- 
денного Аудиторской палатой Республики Беларусь 30 августа 
1996 года, N 01-3/88 и согласованного с Главной государствен- 
ной налоговой инспекцией при Кабинете Министров Республики Бе- 
ларусь 30.08.96 г., N 07-02-8/7448 и Министерством финансов 
Республики Беларусь 30.08.96 г., N 15-1/430.

ПРАВИЛО 8. Отношения между аудиторами

Аудитор должен: 
8.1. Стремиться к установлению доброжелательных, деловых 
отношений с коллегами по профессии и совместной работе. 
8.2. Воздерживаться от необоснованной критики деятельнос- 
ти других аудиторов, аудиторских организаций, не допускать 
привлечения заказчика средствами, которые могут привести к 
принижению роли профессии аудитора. 
Комментарий: 
Аудитору необходимо соблюдать исключительную корректность 
и тактичность в процессе общения с коллегами и сотрудниками. 
Аудитор не имеет права перекладывать на кого-либо свою 
ответственность за дачу аудиторских заключений о финансовом 
состоянии заказчика. 
Критические замечания по поводу действий коллег по сов- 
местно выполняемой работе аудитор должен высказывать объектив- 
но, только лишь после выяснения всех обстоятельств, при кото- 
рых они были совершены. 
Если заказчику потребуются услуги, которые аудитор в силу 
разных обстоятельств не сможет исполнить, то он (аудитор), с 
согласия заказчика, может пригласить другого аудитора. 
Аудиторы, привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздер- 
живаться от обсуждения с представителями заказчика деловых и 
профессиональных качеств других аудиторов, проявлять макси- 
мальную лояльность к коллегам. 
Взаимоотношения сотрудников и аудиторской организации 
должны основываться на взаимной ответственности за выполнение 
профессиональных обязанностей, постоянном совершенствовании 
организации аудиторских услуг. 
Аудитор, перешедший в другую аудиторскую организацию, 
обязан воздерживаться от осуждения или восхваления своих преж- 
них коллег, от обсуждения с кем бы то ни было организации ме- 
тодов работы в прежней организации. 
Руководители аудиторских организаций воздерживаются от 
обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств 
своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, 
когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями имущест- 
венный ущерб профессии аудитора и интересам аудиторской орга- 
низации. 
Аудитор в случае прекращения трудовых отношений с ауди- 
торской организацией обязан добросовестно и в полном объеме 
передать всю имеющуюся у него документальную и иную информа- 
цию, не оставляя у себя копий, черновых записей, рабочих доку- 
ментов, связанных с аудиторскими проверками.

ПРАВИЛО 9. Реклама

9.1. Реклама аудиторских услуг должна содержать правдивую 
и достоверную информацию об аудиторских организациях и аудито- 
рах. 
Комментарий: 
Аудитор может принимать меры, чтобы получить преимущество 
благодаря рекламе в средствах массовой информации. 
Информировать заказчика и общество необходимо объективно, 
информация должна быть правдивой и достоверной, содержать рек- 
визиты лицензий. 
Не допускается назойливое предложение аудиторских услуг, 
вызывающее раздражение (рассылка писем, факсов, телефонные 
звонки). 
При рекламе нельзя: 
-- представлять информацию, вводящую в заблуждение заказ- 
чика; 
-- составлять необъективные, самовосхваляющие положения; 
-- проводить сравнения с другими аудиторами; 
-- указывать виды услуг, выполнение которых запрещено За- 
коном Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности". 
Аудиторы обязаны воздерживаться от участия в различного 
рода сравнительных исследованиях и рейтингах, результаты кото- 
рых предполагается публиковать для всеобщего сведения, либо от 
оплаты услуг журналистов, публикующих благоприятную информацию 
о них. 

ПРАВИЛО 10. Оплата за аудиторские услуги

10.1. Оплата за аудиторские услуги производится в зависи- 
мости от объема и сроков выполнения работы. 
10.2. Отношения между аудиторами и заказчиком строятся на 
основе договора, в котором оговаривается сумма оплаты за ока- 
занные услуги и ответственность сторон. 
Комментарий: 
Аудитор не должен заключать договор на проведение аудита, 
если стоимость работ ставится в зависимость от достижения оп- 
ределенного результата. 
В случае возникновения материальной заинтересованности в 
результатах деятельности проверяемого объекта аудитор должен 
отказаться от проведения аудита. 
Определение соответствующих ставок -- дело каждого ауди- 
тора. 
Оплата труда аудитора должна отражать стоимость услуг 
профессионального характера, выполненных для заказчика, с уче- 
том: 
-- времени, затраченного аудитором на выполнение ауди- 
торских услуг; 
-- объема работ. 
Заказчик и аудитор должны быть заинтересованы в том, что- 
бы соглашения по оплате были оформлены до начала выполнения 
обязательств, что позволило бы избежать непонимания в отноше- 
нии оплаты. 

ПРАВИЛО 11. Разрешение конфликтов

11.1. Определенные ситуации могут привести к возникнове- 
нию конфликтов между аудитором и заказчиком, аудитором и руко- 
водителем аудиторской организации, между аудиторами. 
Комментарий: 
В случае возникновения конфликта аудитору следует предп- 
ринять следующее: 
-- проанализировать проблему конфликта с непосредственным 
руководителем. Если проблема не разрешается, то аудитор может 
обратиться в аудиторскую палату; 
-- при невозможности разрешения -- в судебном порядке.

ПРАВИЛО 12. Соответствие настоящего Кодекса международным нормам

Нормы профессионального поведения, определяемые настоящим 
Кодексом, основаны на международных этических нормах, разрабо- 
танных Международной федерацией бухгалтеров (IFA), и проекта 
Кодекса профессиональной этики аудиторов, разработанного рабо- 
чей группой по аудиту Координационного совета по методологии 
бухгалтерского учета стран СНГ.

<<< Кодексы Республики Беларусь

Hosted by uCoz