<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ
| Далее>>>
ГЛАВА 23
Инициирование и назначение республиканского референдума
Статья 113. Право инициативы на проведение
республиканского референдума
Право инициативы на проведение республиканского референ-
дума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате предс-
тавителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь.
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на
проведение республиканского референдума выражается в виде
предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях
большинством голосов от полного состава каждой из палат, и
вносится Президенту Республики Беларусь.
Инициатива граждан на проведение республиканского рефе-
рендума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450
тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе
не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города
Минска.
Статья 114. Инициативная группа по проведению
республиканского референдума
В случае, если с инициативой о проведении республиканско-
го референдума выступают граждане, ими образуется группа по
проведению референдума (далее -- инициативная группа) из числа
лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не
менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих
граждан от каждой области и города Минска.
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с
заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проек-
та решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению при-
лагаются протокол собрания инициативной группы, на котором бы-
ло принято решение об образовании группы, выдвижении инициати-
вы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), пред-
лагаемом на референдум, избрании председателя группы и коорди-
наторов по областям и городу Минску, список участников собра-
ния, подписанный председателем и секретарем собрания, а также
список членов инициативной группы, давших согласие на участие
в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их
собственноручными подписями, подлинность которых подлежит но-
тариальному засвидетельствованию.
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем при-
няло участие более половины состава инициативной группы. Реше-
ния собрания принимаются большинством голосов его участников.
В списке инициативной группы указываются фамилия, имя,
отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер пас-
порта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности
каждого члена группы. На собрании инициативной группы из ее
состава избираются председатель группы, а также координаторы
по областям и городу Минску.
Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект
решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко
и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ.
Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на рефе-
рендум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о
чем должен быть представлен протокол собрания группы.
Документы, представленные инициативной группой о проведе-
нии республиканского референдума, и вопрос (проект решения),
предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией
на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики
Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта ре-
шения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соб-
людение порядка образования инициативной группы.
Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский
референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокура-
туры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регист-
рируются Центральной комиссией. В регистрации отказывается в
случае нарушения требований законодательства Республики Бела-
русь. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжа-
лован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь (жа-
лоба должна быть подписана большинством состава инициативной
группы).
После регистрации инициативной группы Центральная комис-
сия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для
сбора подписей граждан под предложением о проведении республи-
канского референдума (далее -- подписной лист), а членам ини-
циативной группы -- соответствующие удостоверения.
Материальное обеспечение агитации по инициированию рес-
публиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан
осуществляется за счет средств инициативной группы, которая
открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная
группа может использовать добровольные пожертвования организа-
ций (за исключением государственных), политических партий,
других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан
Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием
этих средств осуществляется Центральной комиссией.
На подготовку и проведение референдума использование
средств иностранных государств, предприятий, организаций,
иностранных граждан и международных организаций, предприятий
Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускает-
ся.
Статья 115. Сбор подписей граждан
Сбор подписей граждан под предложением о проведении рефе-
рендума осуществляется только членами инициативной группы в
двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.
Подписные листы должны содержать формулировку зарегистри-
рованного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изло-
жение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также
фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего
подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации иници-
ативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной
группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражда-
нина представить для ознакомления полный текст решения (зако-
нопроекта), предлагаемого на референдум.
В подписной лист могут быть включены только подписи граж-
дан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с ра-
йонным делением -- в одном районе города.
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество,
дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или
реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина
Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддер-
живающего предложение о проведении референдума. Данные о граж-
данине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражда-
нин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и
расписывается. Подписи нумеруются.
Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения
о проведении референдума только один раз.
Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициа-
тивной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии
руководителя либо заместителя руководителя местного исполни-
тельного и распорядительного органа, на территории которого
проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью
этого органа. На каждом подписном листе производится запись об
общем числе заверенных подписей и дате такого заверения.
Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения
подписи в подписном листе, а также использование противоправ-
ных форм сбора подписей запрещаются.
Ответственность за достоверность содержащихся в подписных
листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший
сбор подписей.
(Статья 115 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З;
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000
г., N 64, 2/181).
Статья 116. Рассмотрение инициативы граждан о проведении
республиканского референдума
Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее
истечения срока, установленного для сбора подписей, в район-
ный, городской исполнительный комитет, в районную администра-
цию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достовер-
ность подписей граждан в подписных листах. При этом должно
быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в под-
писных листах, сданных инициативной группой.
Определение порядка проверки и учета подписей граждан в
подписных листах, представленных в органы, указанные в части
первой настоящей статьи, а также признание недостоверными под-
писей граждан проводятся в порядке, предусмотренном частями
тринадцатой и четырнадцатой статьи 61 настоящего Кодекса. Не-
достоверными считаются также подписи граждан, собранные до ре-
гистрации инициативной группы.
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же
гражданина достоверной считается только одна подпись, а ос-
тальные подписи считаются недостоверными.
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных
подписей граждан составит более 15 процентов от количества
проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще
15 процентов подписей от количества подписей в подписных лис-
тах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответс-
твующий районный, городской исполнительный комитет, районную
администрацию в городе.
В случае, если суммарное количество недостоверных подпи-
сей граждан, выявленных при проверках, составит более 15 про-
центов от общего количества проверенных подписей в подписных
листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах район-
ным, городским исполнительным комитетом, районной администра-
цией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных
подписных листах не учитываются при определении результата
сбора подписей в районе, городе, районе в городе.
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в
поддержку инициативы о проведении республиканского референдума
принимается решение соответствующего районного, городского ис-
полнительного комитета, районной администрации в городе, кото-
рое направляется соответственно в областной, Минский городской
исполнительный комитет. В решении указываются общее количество
подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы;
количество подписей, достоверность которых проверялась; коли-
чество подписей, признанных достоверными, и количество подпи-
сей, признанных недостоверными.
Подписные листы должны находиться на хранении в соответс-
твующих районных, городских исполнительных комитетах, районных
администрациях в городах.
Областной, Минский городской исполнительный комитет при
необходимости в пятидневный срок может также проверить досто-
верность подписей граждан в подписных листах. На основании ре-
шений районных, городских исполнительных комитетов, районных
администраций в городах об установлении количества граждан,
поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку иници-
ативы о проведении референдума, и результатов проведенных об-
ластным, Минским городским исполнительным комитетом проверок
достоверности подписей граждан в подписных листах областной,
Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора
подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение
и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются
данные, предусмотренные частью шестой настоящей статьи. Копия
решения передается координатору инициативной группы.
После принятия решений областными и Минским городским ис-
полнительными комитетами инициативная группа составляет заклю-
чительный акт о сборе подписей и представляет его в Централь-
ную комиссию.
Центральная комиссия:
проверяет соответствие заключительного акта инициативной
группы и поступивших решений областных, Минского городского
исполнительных комитетов требованиям настоящего Кодекса и иных
актов законодательства Республики Беларусь;
составляет заключение о соблюдении инициативной группой
требований настоящего Кодекса и протокол о результатах сбора
подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей
граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от
каждой из областей и города Минска.
Заключительный акт инициативной группы вместе со своим
заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отк-
лонения предложения о проведении референдума, Центральная ко-
миссия передает Президенту Республики Беларусь.
Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении
референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президен-
ту Республики Беларусь в случаях:
нарушения срока для сбора подписей граждан;
отсутствия требуемого количества подписей;
выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора
подписей, зафиксированных в установленном Центральной комисси-
ей порядке;
представления инициативной группой более 15 процентов не-
достоверных подписей от общего количества проверенных подписей
граждан в подписных листах;
установления в представленных документах других нарушений
требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства
Республики Беларусь.
Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по
проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в
Верховный Суд Республики Беларусь (жалоба должна быть подписа-
на большинством состава инициативной группы).
Повторное инициирование гражданами проведения референдума
по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год
после отклонения предложения о проведении референдума и не ра-
нее чем через три года после проведения референдума по этому
вопросу.
Статья 117. Решение о назначении республиканского
референдума
Президент Республики Беларусь назначает республиканский
референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок
после внесения на его рассмотрение в соответствии с настоящим
Кодексом предложений палат Национального собрания Республики
Беларусь либо граждан.
В указе Президента Республики Беларусь о назначении рефе-
рендума, как правило, предусматриваются:
дата проведения референдума;
юридическая сила решения, принятого референдумом;
формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопро-
сов);
иные организационные мероприятия по обеспечению проведе-
ния референдума.
Если на референдум выносится законопроект, то он прилага-
ется к указу Президента Республики Беларусь о назначении рефе-
рендума.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее
трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Бела-
русь о назначении референдума.
Указ Президента Республики Беларусь о назначении референ-
дума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесен-
ных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в дру-
гих средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом
Президентом Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложе-
ние о проведении референдума, если оно не соответствует требо-
ваниям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Рес-
публики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об
отклонении референдума оформляется указом.
Статья 118. Бюллетень для голосования
В бюллетене для голосования точно воспроизводится форму-
лировка вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и
указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за"
или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на референдум нескольких вопросов они вклю-
чаются в один бюллетень для голосования и последовательно ну-
меруются. Если предлагаются альтернативные проекты решения
(закона) по одному и тому же вопросу или альтернативные вари-
анты какой-либо нормы проекта решения (закона), они также по-
следовательно нумеруются.
При вынесении на референдум проекта закона Центральная
комиссия может принять решение о публикации в печати текстов
проекта закона, выносимого на референдум, и действующего зако-
на, который предлагается отменить, изменить или дополнить.
Указанные тексты должны находиться в помещении каждого участка
для голосования для всеобщего ознакомления.
В случае проведения одновременно республиканского и мест-
ного референдумов бюллетени для голосования, используемые в
каждом из них, должны различаться по цвету или иметь отличи-
тельный знак.
Бюллетени для голосования печатаются на белорусском или
русском языке.
Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о
порядке его заполнения.
На оборотной стороне бюллетеня для голосования ставятся
подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комис-
сии по референдуму.
Участковые комиссии по референдуму обеспечиваются бюлле-
тенями для голосования не позднее чем за семь дней до референ-
дума.
(Статья 118 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З;
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000
г., N 64, 2/181).
|