ПРАВО

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ ПО СОСТОЯНИЮ НА 4 ИЮЛЯ 2000 г.)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

ГЛАВА 23
Инициирование и назначение республиканского референдума

Статья 113. Право инициативы на проведение 
республиканского референдума 

Право инициативы на проведение республиканского референ- 
дума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате предс- 
тавителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь. 
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на 
проведение республиканского референдума выражается в виде 
предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях 
большинством голосов от полного состава каждой из палат, и 
вносится Президенту Республики Беларусь. 
Инициатива граждан на проведение республиканского рефе- 
рендума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 
тысячами граждан, обладающих избирательным правом, в том числе 
не менее 30 тысячами граждан от каждой из областей и города 
Минска. 

Статья 114. Инициативная группа по проведению 
республиканского референдума 

В случае, если с инициативой о проведении республиканско- 
го референдума выступают граждане, ими образуется группа по 
проведению референдума (далее -- инициативная группа) из числа 
лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не 
менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих 
граждан от каждой области и города Минска. 
Инициативная группа обращается в Центральную комиссию с 
заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проек- 
та решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению при- 
лагаются протокол собрания инициативной группы, на котором бы- 
ло принято решение об образовании группы, выдвижении инициати- 
вы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), пред- 
лагаемом на референдум, избрании председателя группы и коорди- 
наторов по областям и городу Минску, список участников собра- 
ния, подписанный председателем и секретарем собрания, а также 
список членов инициативной группы, давших согласие на участие 
в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их 
собственноручными подписями, подлинность которых подлежит но- 
тариальному засвидетельствованию. 
Собрание инициативной группы правомочно, если в нем при- 
няло участие более половины состава инициативной группы. Реше- 
ния собрания принимаются большинством голосов его участников. 
В списке инициативной группы указываются фамилия, имя, 
отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер пас- 
порта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности 
каждого члена группы. На собрании инициативной группы из ее 
состава избираются председатель группы, а также координаторы 
по областям и городу Минску. 
Выносимый на республиканский референдум вопрос (проект 
решения) должен быть сформулирован инициативной группой четко 
и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. 
Формулировка вопроса (проекта решения), предлагаемого на рефе- 
рендум, может быть уточнена с согласия инициативной группы, о 
чем должен быть представлен протокол собрания группы. 
Документы, представленные инициативной группой о проведе- 
нии республиканского референдума, и вопрос (проект решения), 
предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией 
на заключение в Министерство юстиции и Прокуратуру Республики 
Беларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта ре- 
шения) требованиям законодательства Республики Беларусь и соб- 
людение порядка образования инициативной группы. 
Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский 
референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокура- 
туры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регист- 
рируются Центральной комиссией. В регистрации отказывается в 
случае нарушения требований законодательства Республики Бела- 
русь. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжа- 
лован в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь (жа- 
лоба должна быть подписана большинством состава инициативной 
группы). 
После регистрации инициативной группы Центральная комис- 
сия выдает ей свидетельство о регистрации и образец листа для 
сбора подписей граждан под предложением о проведении республи- 
канского референдума (далее -- подписной лист), а членам ини- 
циативной группы -- соответствующие удостоверения. 
Материальное обеспечение агитации по инициированию рес- 
публиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан 
осуществляется за счет средств инициативной группы, которая 
открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная 
группа может использовать добровольные пожертвования организа- 
ций (за исключением государственных), политических партий, 
других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан 
Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием 
этих средств осуществляется Центральной комиссией. 
На подготовку и проведение референдума использование 
средств иностранных государств, предприятий, организаций, 
иностранных граждан и международных организаций, предприятий 
Республики Беларусь с иностранными инвестициями не допускает- 
ся. 

Статья 115. Сбор подписей граждан 

Сбор подписей граждан под предложением о проведении рефе- 
рендума осуществляется только членами инициативной группы в 
двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы. 
Подписные листы должны содержать формулировку зарегистри- 
рованного вопроса, предлагаемого на референдум, и (или) изло- 
жение существа предлагаемого решения (законопроекта), а также 
фамилию, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего 
подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации иници- 
ативной группы и органа, выдавшего его. Член инициативной 
группы, проводящий сбор подписей, обязан по требованию гражда- 
нина представить для ознакомления полный текст решения (зако- 
нопроекта), предлагаемого на референдум. 
В подписной лист могут быть включены только подписи граж- 
дан, проживающих в одном населенном пункте, а в городах с ра- 
йонным делением -- в одном районе города. 
В подписном листе указываются фамилия, имя и отчество, 
дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или 
реквизиты заменяющего его удостоверения личности гражданина 
Республики Беларусь, обладающего избирательным правом, поддер- 
живающего предложение о проведении референдума. Данные о граж- 
данине вносятся в подписной лист рукописным способом. Гражда- 
нин собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и 
расписывается. Подписи нумеруются. 
Гражданин имеет право подписаться в поддержку предложения 
о проведении референдума только один раз. 
Каждый подписной лист заверяется подписью члена инициа- 
тивной группы, осуществлявшего сбор подписей, в присутствии 
руководителя либо заместителя руководителя местного исполни- 
тельного и распорядительного органа, на территории которого 
проводился сбор подписей, и немедленно удостоверяется печатью 
этого органа. На каждом подписном листе производится запись об 
общем числе заверенных подписей и дате такого заверения. 
Принуждение граждан Республики Беларусь с целью получения 
подписи в подписном листе, а также использование противоправ- 
ных форм сбора подписей запрещаются. 
Ответственность за достоверность содержащихся в подписных 
листах данных несет член инициативной группы, осуществлявший 
сбор подписей. 
(Статья 115 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181). 

Статья 116. Рассмотрение инициативы граждан о проведении 
республиканского референдума 

Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее 
истечения срока, установленного для сбора подписей, в район- 
ный, городской исполнительный комитет, в районную администра- 
цию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достовер- 
ность подписей граждан в подписных листах. При этом должно 
быть проверено не менее 20 процентов подписей граждан в под- 
писных листах, сданных инициативной группой. 
Определение порядка проверки и учета подписей граждан в 
подписных листах, представленных в органы, указанные в части 
первой настоящей статьи, а также признание недостоверными под- 
писей граждан проводятся в порядке, предусмотренном частями 
тринадцатой и четырнадцатой статьи 61 настоящего Кодекса. Не- 
достоверными считаются также подписи граждан, собранные до ре- 
гистрации инициативной группы. 
В случае обнаружения нескольких подписей одного и того же 
гражданина достоверной считается только одна подпись, а ос- 
тальные подписи считаются недостоверными. 
Если количество обнаруженных при проверке недостоверных 
подписей граждан составит более 15 процентов от количества 
проверенных подписей, проводится дополнительная проверка еще 
15 процентов подписей от количества подписей в подписных лис- 
тах, сданных членом (членами) инициативной группы в соответс- 
твующий районный, городской исполнительный комитет, районную 
администрацию в городе. 
В случае, если суммарное количество недостоверных подпи- 
сей граждан, выявленных при проверках, составит более 15 про- 
центов от общего количества проверенных подписей в подписных 
листах, дальнейшая проверка подписей в подписных листах район- 
ным, городским исполнительным комитетом, районной администра- 
цией в городе прекращается, и все подписи граждан в сданных 
подписных листах не учитываются при определении результата 
сбора подписей в районе, городе, районе в городе. 
О результатах сбора подписей граждан в подписных листах в 
поддержку инициативы о проведении республиканского референдума 
принимается решение соответствующего районного, городского ис- 
полнительного комитета, районной администрации в городе, кото- 
рое направляется соответственно в областной, Минский городской 
исполнительный комитет. В решении указываются общее количество 
подписей в подписных листах, принятых от инициативной группы; 
количество подписей, достоверность которых проверялась; коли- 
чество подписей, признанных достоверными, и количество подпи- 
сей, признанных недостоверными. 
Подписные листы должны находиться на хранении в соответс- 
твующих районных, городских исполнительных комитетах, районных 
администрациях в городах. 
Областной, Минский городской исполнительный комитет при 
необходимости в пятидневный срок может также проверить досто- 
верность подписей граждан в подписных листах. На основании ре- 
шений районных, городских исполнительных комитетов, районных 
администраций в городах об установлении количества граждан, 
поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку иници- 
ативы о проведении референдума, и результатов проведенных об- 
ластным, Минским городским исполнительным комитетом проверок 
достоверности подписей граждан в подписных листах областной, 
Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора 
подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение 
и направляет его в Центральную комиссию. В решении указываются 
данные, предусмотренные частью шестой настоящей статьи. Копия 
решения передается координатору инициативной группы. 
После принятия решений областными и Минским городским ис- 
полнительными комитетами инициативная группа составляет заклю- 
чительный акт о сборе подписей и представляет его в Централь- 
ную комиссию. 
Центральная комиссия: 
проверяет соответствие заключительного акта инициативной 
группы и поступивших решений областных, Минского городского 
исполнительных комитетов требованиям настоящего Кодекса и иных 
актов законодательства Республики Беларусь; 
составляет заключение о соблюдении инициативной группой 
требований настоящего Кодекса и протокол о результатах сбора 
подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей 
граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от 
каждой из областей и города Минска. 
Заключительный акт инициативной группы вместе со своим 
заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отк- 
лонения предложения о проведении референдума, Центральная ко- 
миссия передает Президенту Республики Беларусь. 
Центральная комиссия отклоняет предложение о проведении 
референдума и сообщает об этом инициативной группе и Президен- 
ту Республики Беларусь в случаях: 
нарушения срока для сбора подписей граждан; 
отсутствия требуемого количества подписей; 
выявления нарушений принципа добровольности в ходе сбора 
подписей, зафиксированных в установленном Центральной комисси- 
ей порядке; 
представления инициативной группой более 15 процентов не- 
достоверных подписей от общего количества проверенных подписей 
граждан в подписных листах; 
установления в представленных документах других нарушений 
требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства 
Республики Беларусь. 
Решение Центральной комиссии об отклонении предложения по 
проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в 
Верховный Суд Республики Беларусь (жалоба должна быть подписа- 
на большинством состава инициативной группы). 
Повторное инициирование гражданами проведения референдума 
по одному и тому же вопросу допускается не ранее чем через год 
после отклонения предложения о проведении референдума и не ра- 
нее чем через три года после проведения референдума по этому 
вопросу. 

Статья 117. Решение о назначении республиканского 
референдума 

Президент Республики Беларусь назначает республиканский 
референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок 
после внесения на его рассмотрение в соответствии с настоящим 
Кодексом предложений палат Национального собрания Республики 
Беларусь либо граждан. 
В указе Президента Республики Беларусь о назначении рефе- 
рендума, как правило, предусматриваются: 
дата проведения референдума; 
юридическая сила решения, принятого референдумом; 
формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопро- 
сов); 
иные организационные мероприятия по обеспечению проведе- 
ния референдума. 
Если на референдум выносится законопроект, то он прилага- 
ется к указу Президента Республики Беларусь о назначении рефе- 
рендума. 
Дата проведения референдума устанавливается не позднее 
трех месяцев со дня издания указа Президента Республики Бела- 
русь о назначении референдума. 
Указ Президента Республики Беларусь о назначении референ- 
дума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесен- 
ных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в дру- 
гих средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом 
Президентом Республики Беларусь. 
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложе- 
ние о проведении референдума, если оно не соответствует требо- 
ваниям настоящего Кодекса и иных актов законодательства Рес- 
публики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об 
отклонении референдума оформляется указом. 

Статья 118. Бюллетень для голосования 

В бюллетене для голосования точно воспроизводится форму- 
лировка вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и 
указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" 
или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. 
При вынесении на референдум нескольких вопросов они вклю- 
чаются в один бюллетень для голосования и последовательно ну- 
меруются. Если предлагаются альтернативные проекты решения 
(закона) по одному и тому же вопросу или альтернативные вари- 
анты какой-либо нормы проекта решения (закона), они также по- 
следовательно нумеруются. 
При вынесении на референдум проекта закона Центральная 
комиссия может принять решение о публикации в печати текстов 
проекта закона, выносимого на референдум, и действующего зако- 
на, который предлагается отменить, изменить или дополнить. 
Указанные тексты должны находиться в помещении каждого участка 
для голосования для всеобщего ознакомления. 
В случае проведения одновременно республиканского и мест- 
ного референдумов бюллетени для голосования, используемые в 
каждом из них, должны различаться по цвету или иметь отличи- 
тельный знак. 
Бюллетени для голосования печатаются на белорусском или 
русском языке. 
Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о 
порядке его заполнения. 
На оборотной стороне бюллетеня для голосования ставятся 
подписи не менее двух лиц, входящих в состав участковой комис- 
сии по референдуму. 
Участковые комиссии по референдуму обеспечиваются бюлле- 
тенями для голосования не позднее чем за семь дней до референ- 
дума. 
(Статья 118 -- в редакции Закона от 04.07.2000 N 406-З; 
Национальный рееестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 
г., N 64, 2/181).

<<< На содержание

Hosted by uCoz