ПРАВО

Главная страница

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopList Белорусский рейтинг be number one Rambler's Top100

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ВСТУПИЛ В СИЛУ 5 МАЯ 1999 г.)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

ГЛАВА 23. Производство по рассмотрению судебных актов в порядке надзора

Вступившие в законную силу судебные акты всех хозяйствен- 
ных судов Республики Беларусь могут быть пересмотрены в поряд- 
ке надзора по протесту должностных лиц, указанных в статье 200 
настоящего Кодекса, за исключением постановлений Пленума Выс- 
шего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 

Статья 200. Лица, имеющие право принесения протеста 

Протесты в порядке надзора вправе приносить: 
1) Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики 
Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь -- на су- 
дебные акты любого хозяйственного суда в Республике Беларусь, 
за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного 
Суда Республики Беларусь; 
2) заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда 
Республики Беларусь и заместители Генерального прокурора Рес- 
публики Беларусь -- на судебные акты любого хозяйственного су- 
да в Республике Беларусь, за исключением постановлений Прези- 
диума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и поста- 
новлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела- 
русь; 
3) председатели хозяйственных судов областей и приравнен- 
ных к ним судов, прокуроры областей и приравненные к ним про- 
куроры -- на постановления кассационной инстанции хозяйствен- 
ного суда области и приравненного к нему суда; 
4) прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, а 
также их заместители -- на не обжалованные в кассационном по- 
рядке и вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных 
судов областей и приравненных к ним судов. 

Статья 201. Надзорные инстанции 

Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 
рассматривает дела по протестам на судебные акты Президиума 
Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 
Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 
рассматривает дела по протестам на судебные акты коллегии Выс- 
шего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по проверке за- 
конности решений хозяйственных судов. 
Коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь 
по проверке законности решений хозяйственных судов рассматри- 
вает дела по протестам на судебные акты Высшего Хозяйственного 
Суда Республики Беларусь, вынесенные при разрешении дел в пер- 
вой инстанции, на постановления кассационных инстанций, а так- 
же на надзорные постановления председателя хозяйственного суда 
области и приравненного к нему суда. 
Председатель хозяйственного суда области и приравненного 
к нему суда рассматривает дела по протестам на не обжалованные 
в кассационном порядке и вступившие в законную силу судебные 
акты хозяйственного суда области и приравненного к нему суда. 
Если рассмотрение конкретного дела по объективным причи- 
нам невозможно в хозяйственном суде данной надзорной инстан- 
ции, хозяйственный суд направляет представление и дело вышес- 
тоящему должностному лицу для решения вопроса о принесении 
протеста в вышестоящую надзорную инстанцию. 

Статья 202. Приостановление исполнения судебного акта 

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела- 
русь и его заместители, а также председатель хозяйственного 
суда области и приравненного к нему суда вправе приостановить 
исполнение судебного акта хозяйственного суда до окончания 
производства в порядке надзора. 
Прокуроры, которым предоставлено право принесения протес- 
тов в порядке надзора, могут приостановить исполнение соот- 
ветствующих решений, определений и постановлений хозяйствен- 
ного суда до окончания производства в порядке надзора. 

Статья 203. Поводы и основания к истребованию дел и 
принесению протеста в порядке надзора 

Должностные лица, указанные в статье 200 настоящего Ко- 
декса, вправе истребовать дело из соответствующего хозяйствен- 
ного суда для проверки в порядке надзора и принести протест на 
вступившие в законную силу судебные акты только при наличии 
установленных настоящей статьей поводов и оснований. 
Поводом к истребованию дела, а также к принесению протес- 
та в порядке надзора являются жалобы лиц, указанных в статье 
204 настоящего Кодекса, либо представление судьи, участвующего 
в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, 
для которого вступивший в законную силу судебный акт имеет 
юридическое значение, а также ходатайство судьи по другим ос- 
нованиям. Основанием к истребованию дела являются содержащиеся 
в жалобе, представлении или ходатайстве доводы, вызывающие 
сомнения в законности судебного акта. 
Основанием к принесению протеста в порядке надзора на су- 
дебный акт является существенное нарушение норм материального 
и (или) процессуального права. 

Статья 204. Право на обращение с жалобой в порядке 
надзора 

С жалобой в порядке надзора вправе обратиться стороны и 
иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и охра- 
няемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным 
актом. 
Жалоба в порядке надзора может быть подана в течение года 
со дня вступления в законную силу судебного акта. 
Жалобы в порядке надзора на решения или определения хо- 
зяйственного суда первой инстанции, которые не обжаловались в 
кассационном порядке, принимаются к рассмотрению лишь в том 
случае, если причины, по которым не была подана кассационная 
жалоба, признаны уважительными. 

Статья 205. Содержание жалобы 

Жалоба должна содержать: 
1) имя (наименование) должностного лица, которому адресу- 
ется жалоба; 
2) имя (наименование) лица, подающего жалобу, его почто- 
вый адрес и процессуальное положение в деле; 
3) указание на обжалуемый судебный акт, а также имя (наи- 
менование) лиц, участвующих в деле, с указанием их почтовых 
адресов; 
4) указание на хозяйственные суды, рассматривавшие дело в 
первой и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими 
решений; 
5) указание, в чем заключается существенное нарушение ма- 
териального и (или) процессуального права и в чем состоит 
просьба лица, подающего жалобу. 
Если решение или определение хозяйственного суда не обжа- 
ловалось в кассационном порядке, в жалобе должны быть указаны 
причины, по которым оно не обжаловалось. 
Если жалоба подается лицом, не участвовавшим в деле, в 
ней должно быть указано, какие права или охраняемые законом 
интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судеб- 
ным актом. 
Если жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, в ней 
должно быть указано об этом, а также о решении, принятом по 
жалобе. 
Жалоба на судебный акт может быть подана в Высший Хозяйс- 
твенный Суд Республики Беларусь только в случае оставления ее 
без удовлетворения соответствующим должностным лицом хозяйс- 
твенного суда области и приравненного к нему суда, имеющим 
право на принесение протеста. 
Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или 
его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны 
быть приложены доверенность или другой документ, удостоверяю- 
щие полномочия представителя. 
К жалобе должны быть приложены: 
1) копии судебных актов, вынесенных по делу; 
2) документы, подтверждающие уплату государственной пош- 
лины; 
3) документы, подтверждающие направление копии жалобы 
другим лицам, участвующим в деле. 

Статья 206. Возвращение жалобы 

Жалоба, не отвечающая требованиям, предусмотренным стать- 
ей 205 настоящего Кодекса, либо поданная по истечении установ- 
ленного частью второй статьи 204 настоящего Кодекса срока, 
рассмотрению не подлежит и возвращается подавшему ее лицу, за 
исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. 
Подлежат возвращению также все ходатайства и заявления 
лиц, которым настоящим Кодексом не предоставлено право обжало- 
вания в порядке надзора судебных актов. Если жалоба подана с 
пропуском установленного срока и содержит просьбу о его восс- 
тановлении, вопрос о восстановлении срока на подачу жалобы ре- 
шается лицами, имеющими право принесения протеста. 
Отказ в восстановлении срока на подачу жалобы не является 
препятствием к разрешению этого вопроса в вышестоящей надзор- 
ной инстанции. 
Если жалоба подана на решение или определение хозяйствен- 
ного суда, которые не обжаловались в кассационном порядке, и 
содержит обоснование уважительности причин этого, вопрос о 
возможности рассмотрения такой жалобы решается в порядке, ус- 
тановленном частями второй и третьей настоящей статьи. 

Статья 207. Рассмотрение жалобы 

Жалоба рассматривается должностным лицом, имеющим право 
принесения протеста. В хозяйственном суде надзорной инстанции 
жалоба по поручению председателя хозяйственного суда или его 
заместителя может рассматриваться другим судьей этого суда. 
В результате рассмотрения жалобы принимается решение об: 
1) истребовании дела, если имеются сомнения в законности 
обжалуемого судебного акта; 
2) отказе в истребовании дела и принесении протеста, если 
из жалобы и представленных документов видно, что доводы жалобы 
не могут повлечь отмену судебного акта, либо по неуважительным 
причинам пропущен срок на подачу жалобы, либо по неуважитель- 
ным причинам не была подана кассационная жалоба. 
Решение об истребовании дела может быть изложено в форме 
резолюции на жалобе. 
Решение об отказе в истребовании дела и принесении про- 
теста излагается письменно, подписывается принявшим его долж- 
ностным лицом и направляется лицу, подавшему жалобу. 
В ответе на жалобу должны быть указаны: 
1) должностное лицо, принявшее решение; 
2) время и место принятия решения; 
3) дело, по которому принято решение; 
4) лицо, подавшее жалобу; 
5) по какому из указанных в пункте 2 части второй настоя- 
щей статьи оснований отказано в истребовании дела; 
6) разъяснение права лица, подавшего жалобу, обжаловать 
принятое по жалобе решение. 
Если в результате истребования дела уполномоченное долж- 
ностное лицо не найдет оснований для принесения протеста после 
проверки дела в порядке надзора, принимается решение об отказе 
в принесении протеста, о чем сообщается лицу, подавшему жало- 
бу. 
В случае отказа в принесении протеста жалоба и копии об- 
жалуемых судебных актов остаются в хозяйственном суде надзор- 
ной инстанции. 

Заявления и представления о возобновлении дела по вновь 
открывшимся обстоятельствам с целью отмены решения или опреде- 
ления суда первой инстанции рассматриваются хозяйственным су- 
дом, принявшим это решение или определение, при условии, что 
кассационная или надзорная инстанция хозяйственного суда не 
вносила в него изменений. 
При наличии повода и оснований должностное лицо, указан- 
ное в статье 200 настоящего Кодекса, приносит протест и нап- 
равляет его вместе с делом, жалобой, представлением или хода- 
тайством в соответствующую надзорную инстанцию хозяйственного 
суда. 
Протест может быть принесен в течение года со дня вступ- 
ления в законную силу судебного акта. 
Срок на принесение протеста восстанавливается, если жало- 
ба была подана с соблюдением установленного срока подачи, но 
решение по ней не было принято. Восстановление срока на прине- 
сение протеста должно быть в нем оговорено. 
Если протест приносится в связи с жалобой, поданной с на- 
рушением установленного статьей 204 настоящего Кодекса срока 
либо без обжалования решения или определения хозяйственного 
суда в кассационном порядке, то в нем должны быть приведены 
мотивы, по которым признается, что это произошло по уважитель- 
ным причинам. 

Статья 209. Содержание протеста 

Протест должен содержать: 
1) наименование надзорной инстанции, в которую приносится 
протест; 
2) указание на судебные акты, которые опротестовываются; 
3) изложение существа дела, по которому вынесены судебные 
акты; 
4) указание, в чем состоит существенное нарушение норм 
материального и (или) процессуального права, повлекшее вынесе- 
ние незаконного судебного акта; 
5) просьбу должностного лица, принесшего протест. 

Статья 210. Отзыв жалобы (протеста) 

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее, обратившись с 
соответствующим заявлением в надзорную инстанцию, рассматрива- 
ющую дело в порядке надзора. 
Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, 
вправе отозвать его до начала рассмотрения дела надзорной инс- 
танцией. Об отзыве протеста надзорная инстанция извещает лиц, 
участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела протест не может 
быть ни отозван, ни изменен. 
Отзыв жалобы (протеста), если он не нарушает прав и охра- 
няемых законом интересов других лиц, влечет прекращение произ- 
водства в надзорной инстанции. 

Статья 211. Сроки рассмотрения жалоб в порядке надзора 

Жалоба, поданная в порядке надзора, подлежит рассмотрению 
в срок до одного месяца со дня ее поступления в хозяйственный 
суд, а в случае истребования дела -- в течение двух месяцев со 
дня поступления дела. 

Статья 212. Пределы рассмотрения дела в порядке надзора 

При рассмотрении дела в порядке надзора надзорная инстан- 
ция проверяет правильность применения и толкования норм мате- 
риального и процессуального права хозяйственным судом первой и 
кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам. 

Статья 213. Сроки рассмотрения дел, по которым принесен 
протест 

Дела, по которым принесены протесты, рассматриваются в 
следующие сроки: 
1) председателями хозяйственных судов областей и прирав- 
ненных к ним судов -- в течение одного месяца; 
2) коллегией Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела- 
русь по проверке законности решений хозяйственных судов -- в 
течение одного месяца, а в необходимых случаях -- двух меся- 
цев; 
3) Пленумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Бела- 
русь и Президиумом Высшего Хозяйственного Суда Республики Бе- 
ларусь -- в соответствии с Законом Республики Беларусь "О хо- 
зяйственных судах в Республике Беларусь". 

Статья 214. Извещение лиц, участвующих в деле. 
Направление копий протеста 

Лицам, участвующим в деле, надзорной инстанцией направля- 
ются копии протеста, принесенного по делу. Время рассмотрения 
дела в порядке надзора назначается с таким расчетом, чтобы ли- 
ца, участвующие в деле, имели возможность представить письмен- 
ные возражения на протест. 
В необходимых случаях лица, участвующие в деле, извещают- 
ся о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не 
препятствует его рассмотрению в порядке надзора. 

Статья 215. Рассмотрение дела 

Рассмотрение дела по протесту в порядке надзора начинает- 
ся с доклада председательствующего или другого судьи надзорной 
инстанции хозяйственного суда. 
Лица, участвующие в деле, если они извещались о времени и 
месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, вправе 
дать объяснения после доклада дела. 
В рассмотрении дела в порядке надзора по протесту долж- 
ностного лица прокуратуры вправе принять участие прокурор, ко- 
торый дает объяснение после доклада дела и объяснений лиц, 
участвующих в деле. Неявка прокурора, извещенного о времени и 
месте рассмотрения дела, не является препятствием к его расс- 
мотрению. 
При рассмотрении дела в порядке надзора в коллегиальном 
составе все вопросы решаются по большинству голосов. При рав- 
ном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и 
против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным. 

Статья 216. Основания к отмене судебного акта в порядке 
надзора 

Основаниями к отмене судебного акта в порядке надзора яв- 
ляются существенные нарушения норм материального и (или) про- 
цессуального права. 
Судебный акт не может быть отменен по формальным сообра- 
жениям. 

Статья 217. Постановление надзорной инстанции 

Надзорные инстанции хозяйственных судов в Республике Бе- 
ларусь по результатам рассмотрения протеста выносят мотивиро- 
ванные постановления. 
В постановлении надзорной инстанции должны быть указаны: 
1) наименование надзорной инстанции, вынесшей постановле- 
ние; 
2) время и место вынесения постановления; 
3) дело, по которому вынесено постановление; 
4) лицо, подавшее жалобу; 
5) лицо, принесшее протест; 
6) ссылки на обжалуемые судебные акты; 
7) мотивы и акты законодательства, на основании которых 
вынесено постановление; 
8) решение, принятое по результатам рассмотрения протес- 
та. 
Постановление надзорной инстанции подписывается председа- 
тельствующим в судебном заседании, а также судьями хозяйствен- 
ного суда, входящими в состав коллегии по пересмотру конкрет- 
ного дела. 
Постановление Президиума или Пленума Высшего Хозяйствен- 
ного Суда Республики Беларусь подписывается также секретарем. 
Постановление надзорной инстанции, в том числе Президиума 
или Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 
направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с 
уведомлением в пятидневный срок со дня его принятия. 

Статья 218. Оставление протеста без рассмотрения 

Надзорная инстанция оставляет протест без рассмотрения, 
если: 
1) протест принесен без повода, предусмотренного статьей 
203 настоящего Кодекса, и (или) к нему не приложены жалоба, 
представление или ходатайство; 
2) протест не отвечает требованиям, предусмотренным 
статьями 208 и 209 настоящего Кодекса. 
Оставление протеста без рассмотрения по основаниям, пре- 
дусмотренным частью первой настоящей статьи, не препятствует 
повторному принесению протеста после устранения его недостат- 
ков и с соблюдением всех других правил. 

Статья 219. Полномочия надзорной инстанции 

Надзорная инстанция вправе: 
1) оставить судебные акты первой, кассационной или над- 
зорной инстанций без изменения, а протест -- без удовлетворе- 
ния; 
2) отменить судебные акты первой, кассационной или над- 
зорной инстанций полностью либо в части и направить дело на 
новое рассмотрение; 
3) отменить судебные акты первой, кассационной или над- 
зорной инстанций полностью или в части и оставить заявление 
без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 
4) оставить в силе один или несколько судебных актов, вы- 
несенных по делу; 
5) отменить либо изменить судебные акты первой, кассаци- 
онной или надзорной инстанций и вынести новый судебный акт, не 
передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в 
применении и толковании норм материального и (или) процессу- 
ального права, но все обстоятельства дела установлены полно и 
правильно и подтверждаются необходимыми доказательствами. 

Статья 220. Вступление постановлений надзорной 
инстанции в законную силу 

Постановления надзорной инстанции вступают в законную си- 
лу немедленно после их принятия. 
Указания надзорной инстанции являются обязательными для 
хозяйственного суда, вновь рассматривающего дело. 
Надзорная инстанция не вправе устанавливать или считать 
доказанными обстоятельства, которые не были установлены в ре- 
шении, определении, постановлении либо отвергнуты в них, пред- 
решать вопросы о достоверности или недостоверности того или 
иного доказательства, преимущественности одних доказательств 
перед другими и какое решение, определение, постановление 
должно быть принято при новом рассмотрении дела.

<<< На содержание

Hosted by uCoz