<<<Назад
| СОДЕРЖАНИЕ
| Далее>>>
ГЛАВА 2. Принципы судопроизводства в хозяйственном
суде
Статья 5. Осуществление правосудия только
хозяйственным судом
Правосудие в хозяйственном судопроизводстве осуществляет-
ся только хозяйственным судом.
Дела рассматриваются судьями хозяйственного суда, назна-
ченными в установленном законодательством Республики Беларусь
порядке.
Статья 6. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел
Дела в хозяйственном суде рассматриваются как единолично,
так и коллегиально.
Порядок единоличного и коллегиального рассмотрения дел
определяется настоящим Кодексом.
Статья 7. Независимость судей хозяйственного суда
При осуществлении правосудия судьи хозяйственного суда
независимы и подчиняются только закону.
Какое-либо вмешательство в деятельность судей хозяйствен-
ного суда по осуществлению правосудия недопустимо и влечет от-
ветственность по законодательству.
Гарантии независимости судей хозяйственного суда устанав-
ливаются законодательными актами.
Статья 8. Равенство перед законом и хозяйственным
судом
Юридические лица при осуществлении правосудия в хозяйс-
твенном суде равны перед хозяйственным судом и законом незави-
симо от формы собственности, места нахождения, подчиненности,
характера деятельности, а граждане -- независимо от происхож-
дения, социального и имущественного положения, пола, расы, на-
циональности, языка, отношения к религии, политических и иных
убеждений, места жительства и других обстоятельств.
Статья 9. Состязательность и равноправие сторон
Судопроизводство в хозяйственном суде осуществляется на
основе состязательности и равноправия сторон.
В споре между собой стороны обязаны добросовестно пользо-
ваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять
процессуальные обязанности.
Статья 10. Язык судопроизводства
Судопроизводство в хозяйственном суде ведется на одном из
государственных языков Республики Беларусь.
Участвующим в деле лицам, не владеющим государственными
языками Республики Беларусь, обеспечиваются право ознакомления
с материалами дела, участие в судебных действиях через пере-
водчика и право выступать в хозяйственном суде на родном язы-
ке.
Статья 11. Гласность разбирательства дел
Разбирательство дел в хозяйственных судах открытое.
Лица, участвующие в деле, и граждане, присутствующие в
открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход раз-
бирательства с занимаемых ими мест. Кино- и фотосъемка, видео-
запись, аудиозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания
допускаются с разрешения хозяйственного суда с учетом мнения
лиц, участвующих в деле.
Слушание дела в целом или совершение отдельных процессу-
альных действий в закрытом заседании допускается в случаях,
предусмотренных законодательными актами о государственных сек-
ретах, а также при удовлетворении хозяйственным судом хода-
тайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходи-
мость сохранения коммерческого и иного охраняемого законода-
тельством секрета либо на иные обстоятельства, препятствующие
открытому разбирательству.
При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании
присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, а в
необходимых случаях также свидетели, эксперты, переводчики.
О разбирательстве дела в закрытом судебном заседании вы-
носится мотивированное определение.
Разбирательство дел в закрытом судебном заседании ведется
с соблюдением правил судопроизводства в хозяйственном суде.
Статья 12. Право на юридическую помощь
В хозяйственном судопроизводстве юридические лица, инди-
видуальные предприниматели, организации, не являющиеся юриди-
ческими лицами, и граждане пользуются юридической помощью ад-
вокатов и других правомочных лиц в целях защиты своих нарушен-
ных или оспариваемых прав и законных интересов.
Порядок оказания юридической помощи определяется законо-
дательством Республики Беларусь.
Статья 13. Диспозитивность
Лица, участвующие в деле, имеют право свободно распоря-
жаться принадлежащими им материальными и процессуальными пра-
вами, не нарушая при этом права и охраняемые законом интересы
других лиц.
Статья 14. Непосредственность судебного разбирательства
Хозяйственный суд при разбирательстве дела обязан непос-
редственно исследовать доказательства по делу.
Статья 15. Нормативные акты, применяемые при
разрешении хозяйственных
(экономических) споров
Хозяйственный суд разрешает споры на основании актов за-
конодательства.
Хозяйственный суд, установив при рассмотрении дела несо-
ответствие акта соответствующего государственного либо иного
органа Конституции Республики Беларусь или другим законода-
тельным актам, в том числе издание его с превышением полномо-
чий, принимает решение в соответствии с правовыми нормами,
имеющими большую юридическую силу, и ставит в установленном
порядке вопрос о признании соответствующего нормативного акта
неконституционным либо принимает меры по признанию ненорматив-
ного акта недействительным.
Если в международном договоре, заключенном Республикой
Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся
в законодательном акте, то применяются правила международного
договора.
В случае отсутствия норм права, регулирующих спорные пра-
воотношения, хозяйственный суд применяет нормы права, регули-
рующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разреша-
ет спор исходя из общих начал и смысла законодательства.
Хозяйственный суд в соответствии с законодательством при-
меняет нормы права других государств.
Статья 16. Применение норм иностранного права
В случае применения иностранного права хозяйственный суд
устанавливает существование и содержание его норм в соответс-
твии с их толкованием и практикой применения в соответствующем
иностранном государстве.
В целях установления существования и содержания норм
иностранного права хозяйственный суд может обратиться за со-
действием и разъяснением в компетентные органы и организации в
Республике Беларусь, за границей либо привлечь специалистов.
Если существование или содержание норм иностранного пра-
ва, несмотря на принятые меры, не установлено, хозяйственный
суд применяет соответствующие нормы права Республики Беларусь.
Статья 17. Обязательность судебных постановлений
Хозяйственный суд принимает судебные постановления (далее
-- судебные акты) в форме решений, определений, постановлений,
приказов.
Вступивший в законную силу судебный акт, а также законные
распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие судебные
обращения обязательны для всех без исключения государственных
органов, общественных объединений, должностных лиц, других лиц
и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Рес-
публики Беларусь.
Неисполнение судебных актов, а равно иное проявление неу-
важения к хозяйственному суду влечет ответственность, предус-
мотренную законодательными актами.
Обязательность судебного акта не лишает заинтересованных
лиц, не участвующих в деле, возможности обратиться в хозяйс-
твенный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав
и законных интересов.
Обязательность судебных актов судов иностранных госу-
дарств, международных судов и арбитражей на территории Респуб-
лики Беларусь определяется законодательными актами и междуна-
родными договорами Республики Беларусь.
|