ПРАВО

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopListbe number one Rambler's Top100

БАНКОВСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(ВСТУПАЕТ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2001 г.)

<<<Назад | СОДЕРЖАНИЕ | Далее>>>

РАЗДЕЛ V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ И УЧАСТНИКОВ БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 


ГЛАВА 15. Обеспечение стабильности банковской деятельности. Защита прав и интересов вкладчиков и кредиторов банка 

Статья 110. Обеспечение финансовой надежности банка 

В целях обеспечения финансовой надежности банк обязан 
осуществлять своевременное выявление, контроль и минимизацию 
рисков, угрожающих его финансовой надежности. Для компенсации 
финансовых потерь, возникающих в результате деятельности бан- 
ка, он обязан формировать резервы (фонды), размеры и порядок 
использования которых устанавливаются Национальным банком. 
Банк обязан постоянно осуществлять классификацию активов по 
степени их надежности, определяя к погашению сомнительные и 
безнадежные активы, и создавать резервы (фонды) на покрытие 
возможных убытков по ним с отнесением этих убытков на расходы 
до налогообложения в порядке, устанавливаемом Национальным 
банком. 
Банк обязан соблюдать устанавливаемые в соответствии с 
настоящим Кодексом экономические нормативы, запреты и ограни- 
чения, обеспечивающие его безопасную и надежную деятельность. 
Банк обязан организовать внутренний контроль, обеспечивающий 
надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и 
объемам проводимых банковских операций. 

Статья 111. Фонд обязательных резервов, размещаемый 
в Национальном банке 

Банк обязан депонировать часть привлеченных денежных 
средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Нацио- 
нальном банке. 
Посредством фонда обязательных резервов производится ре- 
гулирование денежного обращения в соответствии с целями и за- 
дачами денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также 
страхуются ликвидность и платежеспособность банка. 
Национальный банк на основании своего распоряжения вправе 
взыскивать недовнесенные в фонд обязательных резервов денежные 
средства путем бесспорного их списания с корреспондентского 
счета банка. 

Статья 112. Экономические нормативы, устанавливаемые 
Национальным банком для банков 

В целях поддержания стабильности и устойчивости банков- 
ской системы Республики Беларусь Национальный банк устанавли- 
вает для банков следующие экономические нормативы: 
минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого 
(реорганизованного) банка; 
минимальный размер собственных средств (капитала) для 
действующего банка; 
предельный размер неденежной части уставного фонда; 
нормативы ликвидности; 
нормативы достаточности капитала; 
максимальный размер риска на одного клиента (группу взаи- 
мосвязанных клиентов); 
максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных 
с ним лиц; 
максимальный размер крупных рисков; 
норматив участия банка в инвестиционной деятельности; 
норматив валютного риска (открытой валютной позиции); 
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); 
максимальный размер собственных вексельных обязательств; 
максимальный размер привлеченных средств физических лиц. 
Национальный банк устанавливает для небанковских кредит- 
но-финансовых организаций экономические нормативы в зависимос- 
ти от перечня осуществляемых ими банковских операций. 
Национальный банк устанавливает методики определения 
собственных средств, активов и размеров риска по активам для 
каждого из нормативов с учетом международных стандартов и кон- 
сультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами. 
О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета 
Национальный банк официально объявляет не позднее чем за месяц 
до введения их в действие. 
Национальный банк вправе дополнительно устанавливать иные 
экономические нормативы в целях ограничения рисков банковской 
деятельности и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. 
Под инсайдерами понимаются физические и юридические лица 
-- учредители (участники) банка, имеющие более пяти процентов 
акций, члены органов управления банка, члены кредитного совета 
(комитета), руководители обособленных и структурных подразде- 
лений банка. 
К инсайдерам также относятся лица, находящиеся в близком 
родстве или свойстве с инсайдерами, бывшие инсайдеры, а также 
юридические лица, которые могут повлиять на решение о выдаче 
кредита в силу связанности с учредителем (участником) банка. 

Статья 113. Размеры уставного фонда и собственных средств 
(капитала) банка 

Размер уставного фонда вновь создаваемого (реорганизован- 
ного) банка не может быть ниже минимального размера уставного 
фонда банка, устанавливаемого Национальным банком. 
Размер собственных средств (капитала) банка определяется 
как сумма уставного фонда, иных фондов и нераспределенной при- 
были с увеличением либо уменьшением ряда других составляющих 
собственных средств (капитала) банка, перечень и порядок рас- 
чета которых определяются Национальным банком. Составляющие 
собственных средств (капитала) банка определяются исходя из их 
способности покрывать убытки. 
Размер уставного фонда банка в неденежной форме не может 
превышать двадцати процентов уставного фонда этого банка в 
первые два года после его государственной регистрации и десяти 
процентов -- в последующие годы. 

Статья 114. Нормативы ликвидности банка 

Нормативы ликвидности банка устанавливаются как соотноше- 
ние: 
активов и пассивов с учетом сроков, сумм, типов активов и 
пассивов и других факторов; 
ликвидных активов (наличных денежных средств, требований 
до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легко ре- 
ализуемых активов в соответствии с перечнем, утверждаемым На- 
циональным банком) и суммарных активов. 

Статья 115. Нормативы достаточности капитала банка 

Нормативы достаточности капитала банка устанавливаются 
в виде предельных соотношений размера (части) собственных 
средств и активов, а также внебалансовых обязательств, оценен- 
ных по уровню риска. 

Статья 116. Нормативы максимального размера риска 

Максимальный размер риска на одного клиента или группу 
взаимосвязанных клиентов устанавливается в процентном соотно- 
шении к собственным средствам (капиталу) банка. 
Под взаимосвязанными клиентами (лицами) понимаются физи- 
ческие и юридические лица -- клиенты банка, связанные между 
собой экономически и (или) юридически: имеющие общую собствен- 
ность, взаимные гарантии и (или) обязательства, основные, до- 
черние и зависимые общества и (или) имеющие совмещение одним 
физическим лицом руководящих должностей таким образом, что фи- 
нансовые трудности одного клиента обуславливают или делают ве- 
роятным возникновение финансовых трудностей у другого клиента 
(клиентов). 
При определении размера риска учитываются сумма кредитов, 
а также средства, предоставленные в пользу клиента по иным ак- 
тивным операциям, и внебалансовые обязательства, выданные бан- 
ком в отношении этого клиента, предусматривающие исполнение в 
денежной форме. 
Размеры рисков, приходящиеся на инсайдеров банка, не 
должны превышать максимальных размеров рисков, установленных 
Национальным банком. 
Максимальный размер крупных рисков устанавливается как 
процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и 
собственных средств банка. 
Крупным риском является объем кредитов, средств, предо- 
ставленных в пользу клиента по иным активным операциям, внеба- 
лансовых обязательств в пользу одного клиента в размере свыше 
установленного Национальным банком процентного отношения к 
собственным средствам банка. 
Сумма крупных рисков по всем клиентам не может превышать 
ее максимального размера, установленного Национальным банком. 
Национальный банк ведет реестр крупных рисков банков и 
небанковских кредитно-финансовых организаций. 

Статья 117. Норматив валютного риска (открытой валютной 
позиции) 

Национальный банк устанавливает норматив валютного риска 
(открытой валютной позиции) для банков и небанковских кредит- 
но-финансовых организаций исходя из соотношения их активов и 
обязательств отдельно по каждому виду иностранной валюты. 

Статья 118. Норматив участия банка в инвестиционной 
деятельности 

Национальный банк устанавливает норматив участия банка в 
инвестиционной деятельности за счет собственных средств банка. 
Норматив участия банка за счет собственных средств в ус- 
тавном фонде одного юридического лица и уставных фондах всех 
юридических лиц в совокупности определяется Национальным бан- 
ком в виде предельного процентного отношения к собственным 
средствам банка. 
Банк сообщает Национальному банку обо всех случаях инвес- 
тирования средств в уставные фонды других юридических лиц. 
Участие банка в уставном фонде другого банка допускается 
только с согласия Национального банка. 
Осуществление банком инвестиций в размере, превышающем 
установленную Национальным банком долю участия банка в устав- 
ном фонде другого юридического лица, допускается только после 
получения разрешения Национального банка. 

Статья 119. Размеры собственных вексельных обязательств, 
рисков, приходящиеся на вкладчиков и 
кредиторов банка 

Максимальный размер собственных вексельных обязательств 
устанавливается как предельное процентное соотношение суммы 
выпущенных банком векселей, банковских акцептов, определенной 
Национальным банком доли обязательств по операциям с векселями 
и собственных средств банка. 
Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) 
банка устанавливается как предельное процентное соотношение 
величины вклада (депозита), полученного кредита, остатков по 
счетам одного кредитора (вкладчика) или группы взаимосвязанных 
кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка. 
Максимальный размер привлеченных денежных вкладов физи- 
ческих лиц устанавливается как предельное процентное соотноше- 
ние общей суммы привлеченных денежных вкладов физических лиц и 
собственных средств (капитала) банка. 

Статья 120. Отчетность банка 

Банк представляет в Национальный банк отчетность (отчет- 
ную документацию) о своей деятельности в форме, порядке и 
срок, устанавливаемые Национальным банком. 
Банк публикует в официальных республиканских средствах 
массовой информации годовой отчет (включая бухгалтерский ба- 
ланс и отчет о прибыли и убытках) после подтверждения его дос- 
товерности аудиторской организацией в форме и срок, устанавли- 
ваемые Национальным банком. 
В случае, если банк имеет в собственности более пятидеся- 
ти процентов голосующих акций (долей) другого юридического ли- 
ца, он представляет в Национальный банк консолидированную от- 
четность о своей деятельности и деятельности его дочерних под- 
разделений, включая консолидированный баланс и консолидирован- 
ный отчет о прибыли и убытках, в форме, порядке и срок, уста- 
навливаемые Национальным банком. 

Статья 121. Гарантии возврата привлекаемых банками 
средств физических лиц 

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками 
средств физических лиц и компенсации потери дохода по вложен- 
ным средствам в соответствии с законодательством Республики 
Беларусь могут разрабатываться различные формы гарантирования 
возврата привлекаемых банками средств физических лиц. 
Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, 
созданных государством, и банках, в уставном фонде которых го- 
сударству принадлежит более пятидесяти процентов голосующих 
акций, гарантируются государством в порядке, установленном за- 
конодательными актами Республики Беларусь. 

Статья 122. Банковская тайна 

Сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о нали- 
чии счета в данном банке, его владельце, номере и других рек- 
визитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во 
вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях 
по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хране- 
нии в банке, являются банковской тайной и не подлежат разгла- 
шению. 
Национальный банк и банки гарантируют соблюдение банков- 
ской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Служащие 
Национального банка и банков обязаны хранить банковскую тайну, 
а также тайну об иных сведениях, устанавливаемых Национальным 
банком и банками, если это не противоречит законодательству 
Республики Беларусь. 
Сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и 
индивидуальных предпринимателей, представляются банком им са- 
мим, их представителям при наличии у них соответствующих пол- 
номочий, аудиторским организациям (аудиторам), осуществляющим 
их аудит, а также в случаях, предусмотренных законодательными 
актами Республики Беларусь: 
судам (судьям) по находящимся в их производстве уголовным 
и гражданским делам; 
прокурору; 
с санкции прокурора -- органам дознания и предварительно- 
го следствия по находящимся в их производстве уголовным делам; 
органам Комитета государственного контроля Республики Бе- 
ларусь; 
налоговым и таможенным органам; 
Национальному банку. 
Банки обязаны представлять Главному государственному каз- 
начейству Министерства финансов Республики Беларусь данные о 
состоянии счетов республиканских органов государственного уп- 
равления, а также организаций, использующих средства республи- 
канского и местных бюджетов и государственных целевых бюджет- 
ных и внебюджетных фондов. 
Сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, 
за исключением индивидуальных предпринимателей, представляются 
банком им самим, их представителям при наличии у них соответс- 
твующих полномочий, а также в случаях, предусмотренных законо- 
дательными актами Республики Беларусь: 
органам дознания и предварительного следствия и судам по 
находящимся в их производстве уголовным делам, по которым в 
соответствии с законом может быть применена конфискация иму- 
щества, а также судам по гражданским делам, вытекающим из уго- 
ловных дел; 
судам по находящимся в их производстве гражданским делам 
о взыскании алиментов (при отсутствии заработка или иного иму- 
щества, на которое может быть обращено взыскание), либо о раз- 
деле имущества, находящегося в совместной собственности супру- 
гов, либо о взыскании сумм, полученных в виде займов, и по 
иным гражданским делам. 
Справка по счету и вкладу в случае смерти их владельца 
выдается банком лицам, указанным владельцем счета или вклада в 
завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находя- 
щимся в их производстве наследственным делам, а в отношении 
счетов иностранных граждан -- иностранным консульским учрежде- 
ниям. 
Лица, указанные в настоящей статье, не вправе разглашать 
иным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, если иное 
не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. 
За противоправное получение и разглашение банковской тай- 
ны физические лица, должностные лица и работники государствен- 
ных органов, банков, аудиторских и иных организаций несут от- 
ветственность в порядке, установленном законодательством Рес- 
публики Беларусь. 

Статья 123. Ограничения деятельности банков 

Банкам, за исключением Национального банка, запрещается 
предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь на 
покрытие кассовых разрывов между доходами и расходами респуб- 
ликанского бюджета. 
Условия предоставления кредитов учредителям (участникам), 
инсайдерам и работникам банка не должны быть льготными по 
сравнению с условиями предоставления кредитов иным заемщикам 
банка. 
Условия приема денежных средств инсайдеров и работников 
банка во вклады (депозиты) не должны быть льготными по сравне- 
нию с условиями приема денежных средств иных вкладчиков банка. 
Должностным лицам и специалистам банков запрещается од- 
новременно занимать руководящие должности или работать в дру- 
гих коммерческих организациях, а также заниматься предпринима- 
тельской деятельностью, за исключением осуществления препода- 
вательской, научной и творческой деятельности в соответствии с 
законодательными актами Республики Беларусь. 
Банки не могут передаваться в управление другим банкам 
или лицам, за исключением случаев, предусмотренных настоящим 
Кодексом. 
Банки не вправе уменьшать свой уставный фонд без предва- 
рительного письменного разрешения Национального банка. 
Учредители (участники) банка не имеют права выходить из 
состава учредителей (участников) банка в течение первых трех 
лет со дня его государственной регистрации. 

Статья 124. Требования к членам органов управления банка 
и иным лицам при приобретении акций банка 

Члены органов управления банка обязаны сообщать Нацио- 
нальному банку, а также исполнительному органу банка о приоб- 
ретении ими акций банка и обо всех своих сделках с этими акци- 
ями в течение пяти дней после их заключения. 
Несоблюдение членами органов управления банка требований, 
предусмотренных настоящей статьей, влечет ответственность в 
соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. 
Приобретение в результате одной или нескольких сделок од- 
ним юридическим или физическим лицом, либо группой юридических 
и (или) физических лиц, связанных между собой договором, либо 
группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми 
по отношению друг к другу, более пяти процентов акций в устав- 
ном фонде банка требует в десятидневный срок уведомления Наци- 
онального банка, а более десяти процентов -- разрешения Нацио- 
нального банка. 
Национальный банк имеет право отказать в даче согласия на 
совершение купли-продажи более десяти процентов акций банка 
при установлении судом экономической несостоятельности приоб- 
ретателя акций, несоответствия приобретателя акций требовани- 
ям, предъявляемым к учредителям банка настоящим Кодексом, а 
также в иных случаях, предусмотренных законодательством Рес- 
публики Беларусь. 

Статья 125. Сделки банка с собственными акциями 

Банк должен согласовывать с Национальным банком сделки по 
выкупу собственных акций при объеме сделок, превышающем пять 
процентов общего количества акций банка. 

Статья 126. Деятельность банков по привлечению вкладов 
и выдаче кредитов 

Отношения банков с клиентами строятся на договорной осно- 
ве. 
Банки самостоятельно определяют условия и порядок привле- 
чения и использования денежных средств в пределах, установлен- 
ных настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами Нацио- 
нального банка. 
Банки обеспечивают доступность сведений о средних про- 
центных ставках по кредитам и вкладам (депозитам). 
В случае принятия Президентом Республики Беларусь или 
Правительством Республики Беларусь решений о предоставлении 
банками кредитов на льготных условиях компенсация потерь бан- 
кам осуществляется за счет средств республиканского бюджета. 

Статья 127. Особенности проведения проверок деятельности 
банка 

Уполномоченные лица органа, обладающего в соответствии с 
законодательством Республики Беларусь правом на проведение 
проверок деятельности банка, вправе осуществлять проверку дея- 
тельности банка на основании письменного предписания руководи- 
теля этого органа. 
Информация, полученная в результате проверки деятельности 
банка, должна быть передана уполномоченным лицом исключительно 
контролирующему органу. 
Уполномоченные лица органа, обладающего в соответствии с 
законодательством Республики Беларусь правом на проведение 
проверок деятельности банка, при их проведении вправе требо- 
вать в пределах своей компетенции от должностных лиц и работ- 
ников банка необходимые документы, а также письменные объясне- 
ния по вопросам, относящимся к проверяемой деятельности банка.

.

<<< На содержание

Hosted by uCoz