Информационный бюллетень профсоюзов предпринимателей Республики Беларусь

№24-27 (90-93)
сентябрь
2001г.

От редакции

Прошли выборы. Можно долго спорить об их справедливости. Никаких неожиданностей выборы не принесли. 
Наша задача в рамках профсоюзов: продолжать работу по защите Ваших прав и законных интересов, предупреждать конфликтные ситуации в масштабах республики. 
Вы обратили внимание, что законодательство в области предпринимательства и налогообложения медленно, но меняется в лучшую сторону.
Это обусловлено не только предвыборной ситуацией, но и рядом других факторов, а именно:
- предприниматели становятся организованной силой;
- в результате выборов в парламент, в органах законодательной власти появились люди с предпринимательским складом ума, т.е. предприниматели (раньше не было ни одного);
- руководство страны начало задумываться о путях выхода из кризиса.
Все это нормальные процессы, которые мы должны поддерживать и ускорять. Чем больше людей дела будет у
власти, тем быстрее будут идти преобразования. Многие предприниматели далеки от политики, им просто некогда этим заниматься. Но среди 160 тысячной армии предпринимателей много таких, которые могут и должны заниматься политикой. Необходимо поддерживать таких людей, давая им возможность заниматься этим делом профессионально. 
Не за горами выборы в местные советы, потом снова - парламентские и президентские. К этим выборам надо начинать готовиться сегодня. Политика - это дело партий, а не профсоюзов. А своей партии у нас нет. Партия - это тот орган, который будет защищать наши интересы путем выдвижения наших представителей на все уровни государственной власти и управления. Если мы этого не сделаем сегодня, то завтра опять выбирать будет не из кого. Ниже мы публикуем выдержки из проекта Программы партии. Данный проект можно дополнять, название партии пока остается открытым для обсуждения. С полным проектом Программы партии можно ознакомиться по адресу в Интернет: http://www.levonevski.net/newparty/programma.html 

 

Программа Партии (проект)

(дополнения и замечания к программе, отзывы здесь)

Почему мы создаем партию?

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
1. Сокращение государственных расходов
2. Налоговая реформа
3. Поощрение предпринимательства.
4. Приватизация.
5. Аграрная политика.
6. Инвестиционная и структурная политика

1.2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Жилищная политика.
Социальная поддержка отдельных категорий населения
Социальная политика в бюджетной сфере.
Финансирование мероприятий по социальной защите.
Минимальная заработная плата
Пенсионное обеспечение
Молодежная политика
Безработица
Белорусы за рубежом

1.3 ГОСУДАРСТВО
Парламент
Президент
Правительство.
Судебная реформа.
Правовая политика.
Права человека

1.4 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ЗДОРОВЬЕ СТРАНЫ

2.1 БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
2.2. ЭКОЛОГИЯ
2.3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
2.4. КУЛЬТУРА
2.5. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. БЕЛАРУСЬ В МИРЕ

3.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
1. Создание эффективной системы гражданского контроля 
Вооруженных Сил 
2. Реформирование внутренних порядков в Вооруженных Силах
3. Постепенный переход к профессиональной армии.
3.2.Отношение к России.
3.3.Отношение к странам ближайшего зарубежья

Заключительные положения



Почему мы создаем партию?

Беларусь переживает один из самых сложных периодов своей истории. 
Экономические, социальные и политические преобразования последних лет, не смотря на всю их неоднозначность, создали предпосылки для развития гражданского общества, рыночной экономики, демократического правового государства в Беларуси. Но объективные трудности переходного периода, непоследовательность в деятельности органов государственной власти, серьезные ошибки при осуществлении реформ породили в обществе настроения неуверенности и разочарования. 
Непрерывно растущие цены, разоряющие почти каждую белорусскую семью, всевластие и цинизм чиновников, преступность и коррупция, как в органах власти, так и в рядах радикальной оппозиции, довели общество до той черты, за которой реальными становятся хаос и диктатура. 
Этим пытаются воспользоваться организованные силы противников обновления: 
Органы законодательной и исполнительней власти всех уровней и судьи фактически назначаются Президентом единолично по признакам личной преданности. С другой стороны - «приватизация» оппозиционного поля бывшими соратниками А.Лукашенко по 1994 году делает Беларусь заложником амбиций нескольких людей.
Власть устраивает такая слабая и ручная оппозиция, оппозицию- власть, благодаря какой, можно получать помощь на борьбу с режимом и диктатурой. Т.е. личное благополучие отдельных людей от оппозиции и власти противостоит интересам большинства Белорусского народа.
В то же время политическая база начального периода реформ - демократическое движение - переживает кризис. Оно расколото на мелкие партии и организации, не имеющие массовой поддержки. 
Организационные формы, в которых движения по преобразованию Беларуси могло развиваться, исчерпали себя. В 1994 году, в 1996, 1999, 2001 году радикальная оппозиция показала всю свою беспомощность и неумение вести политическую борьбу за новую Беларусь. Надо отдать должное А.Лукашенко, он с легкостью побеждает своих бывших соратников по Верховному Совету тринадцатого созыва. 
Нам не нравится курс, выбранный А.Лукашенко. Он во многом популистский. Но мы должны доказать, что наш путь лучше. Мы должны доказать населению Беларуси, что люди могут и должны жить лучше.
Мы не осуждаем ни А.Лукашенко, ни радикальную оппозицию. Они действуют так, как умеют и как считают нужным. И те, и другие считают, что они действуют во благо народа. Скорее всего, они действуют искренне. За это нельзя осуждать. Любое демократическое общество - это и есть противоположность идей, идеологий, подходов.
Сегодня на протяжении уже нескольких лет побеждает идеология А.Лукашенко. Это не столько заслуга нынешнего Президента, сколько недоработка оппозиции. Радикальная оппозиция на протяжении 7 лет ничего не смогла противопоставить популисту А.Лукашенко. Ждать еще пять лет мы не имеем морального права. Ни у политики А.Лукашенко, ни у его оппонентов от радикалов нет будущего.
Действия радикальной оппозиции и нынешней власти порождают ряд негативных процессов в обществе, которым мы должны противостоять.
Сегодня государственные интересы ставятся выше интересов граждан, сегодня отдается приоритет государственным формам собственности. Нынешняя власть никогда не приемлет частной собственности, в том числе и на землю. Это противоречит истории развития цивилизации и здравому смыслу. Причины здесь глубинные. Кроятся они в самой системе большевистского управления государством. Суть этой системы заключается в том, что большевикам должно быть все подконтрольно. Прикрываясь государством и именем народа, верхушка большевиков бесконтрольно управляла недрами, собственностью, предприятиями, доходами граждан и организаций, купалась в роскоши. Они умеют только отбирать и делить. А Лукашенко и руководители радикальной оппозиции тоже продукты идеологии большевизма только в разных оболочках.
Приход к власти одной группы людей в таких государствах всегда сопровождался переделом собственности, сфер влияния и устранением соратников по приходу к власти. В 1917 году большевики уничтожали эсеров, анархистов, меньшевиков, в двадцатых - Сталин уничтожал троцкистов, бухаринцев и т.п. Каждый приход нового большевистского лидера сопровождался террором против своих подельщиков. Это делается по нескольким причинам. Перед приходом к власти создается коалиция. В данной коалиции (как правило, люди готовы друг другу подставить ножку) стороны договариваются о сферах влияния после прихода к власти. Лидер коалиции, придя к власти, всегда «передумывает» делиться властью и устраняет своих «товарищей», если те отказываются ему безропотно подчиняться. В 20-х годах «непокорных» исключительно расстреливали и высылали, в тридцатых - расстреливали и «сажали», в 50-х и 60-х - «сажали» и отправляли в «психушку», физически устраняли, используя достижения медицины.
В 1994-96 годах А.Лукашенко избавлялся от своих соратников в более мягкой форме, спровоцировав конституционный кризис. Все, кто отказался «плясать под его дудку», были отодвинуты от кормушки путем референдума и назначения на ключевые посты послушных людей. 
Основная идея радикальной оппозиции: поменяем А.Лукашенко на нас хороших, все сразу изменится. Не изменится. Произойдет очередной передел сфер влияния между кланами. Без изменения отношения к собственности этот круг будет вечным. Всегда будут желающие подчинить себе огромную «ничейную» государственную собственность, придя к политической власти. 
Такие процессы в принципе невозможны в обществе, где преобладает частная собственность, имеются независимые институты судебной, законодательной и исполнительной власти.
В нормальных странах смена власти не ведет к переделу собственности.
Если выбирается новый президент, то собственник земли, фабрики остается один и тот же. Все, что поступает в государственный или местный бюджет и расходуется из него, строго контролируется общественностью через соответствующие институты.
У нас же, в Беларуси, власть - это, практически, средство обогащения небольших групп людей за счет труда всего народа.
Поэтому сегодня жизненно необходима организованная политическая сила, способная сплотить и реализовать демократический и реформаторский потенциал общества. Для этого и создается "БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ" (БНДП). Мы должны внести свой вклад в подготовку Беларуси к переменам.
Свобода, собственность, закон - вот те условия, которые позволяют решить сложный комплекс задач, стоящих перед страной. В этих трех словах заключены важнейшие ориентиры нашей партийной концепции. 
Наша цель – создать общество свободных людей, где права человека являются высшим приоритетом и надежно защищены государством, где эффективная экономика основана на частной собственности и свободной конкуренции, где государственная власть ограничена законом, а сам закон неукоснительно соблюдается. Богатая, стабильная и процветающая Беларусь - это страна, благополучие которой складывается из благополучия ее граждан. Честный труд и предприимчивость должны обеспечивать им высокий уровень жизни и уважение окружающих. Демократическая Беларусь - это общество, которое будет опираться на нравственные ценности, патриотические и культурные традиции нашего народа. 
Надо много времени и сил для того, чтобы объяснить людям: 
- что в нормальном обществе каждый человек должен иметь возможность купить жилье (квартиру, дом) 
- что заработная плата должна покрывать расходы на нормальное питание, быт, учебу, отдых, здравоохранение, на содержание семьи 
- что пенсионер имеет право каждый вечер за свою пенсию отдохнуть в кафе, сходить в театр, что заслуженный отдых должен быть таковым, а не декларативным.
- что частная собственность это не зло, а благо. 
- что нажитое трудом должно охраняться государством
- что руководители местных органов власти должны выбираться народом, а не назначаться Президентом
- что права отдельно взятого гражданина должны быть защищены независимым судом
- что бесплатный сыр бывает только в мышеловке
- что большая часть государственной собственности, давно уже разделена между конкретными чиновниками, которые имеют с нее доход как собственный, и как временщики безжалостно эксплуатируют и уничтожают ее. Именно поэтому большинство предприятий в Беларуси выпускают неконкурентную продукцию, а многие колхозы и совхозы давно «лежачие».
Это работа долгая, трудная, но необходимая.
Задача нашей партии помочь сформироваться в Беларуси среднему классу- классу собственников. Мы должны быть одинаково богатыми, а не одинаково нищими. Государство богато тогда, когда богат каждый его гражданин. Каждый человек труда – это рабочий, крестьянин, врач, служащий, военнослужащий, предприниматель, преподаватель - должны жить зажиточно. Каждый нуждающийся в социальной поддержке должен ее получать от государства.
БНДП - партия, отвергающая любой экстремизм, она стоит на позициях гражданского мира, ответственности и реализма. Нравственные основы ее деятельности - ненасилие, уважение к правам и достоинству граждан, свобода вероисповедания, отрицание тоталитаризма, неприятие расовой, региональной, национальной, религиозной и классовой исключительности. 
БНДП - партия тех, для кого понятия свободы и прав человека - не пустой звук, кто верит, что только свободный труд свободных людей может вывести нашу страну из кризиса. 


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВЫХОД ИЗ КРИЗИСА

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Мы выступаем за полную реализацию прав личности в сфере экономики и за сильное государство, как гаранта этих прав. Цель нашей экономической политики - стабильно и эффективно работающий хозяйственный механизм, обеспечивающий Беларуси достойное место в мире, а ее гражданам - высокий уровень жизни. 
Мы считаем, что необходимыми условиями экономического подъема являются, во-первых, финансовая стабилизация, во-вторых, широкое привлечение средств частных инвесторов, белорусских, российских и зарубежных. 
Поэтому важнейшими задачами являются борьба с инфляцией (опыт всех посткоммунистических стран показывает, что и реальный рост производства, и эффективное финансирование науки, культуры, образования и социальной сферы могут начаться лишь тогда, когда уровень инфляции не превышает 2-3 процентов в месяц) и создание условий для роста сбережений граждан и стимулирования инвестиций в экономику. 
Для решения этих задач ДП считает принципиально важными действия по следующим направлениям: 
1. Сокращение государственных расходов 
Сокращение государственных расходов создаст благоприятные условия для инвестирования: будет достигнута финансовая стабильность, снизятся уровень налоговых изъятий и ставка процента банковского кредита. 
Беларусь просто не в состоянии прокормить безмерно раздутый бюрократический аппарат. Ограничение его деятельности необходимо в условиях рыночной экономики потому, что действительно позволит существенно сократить число чиновников и перейти от деклараций по поводу борьбы с коррупцией к реальным действиям. 
Продолжение финансирования неэффективных производств и дотирования предприятий-банкротов способствует сохранению убыточных хозяйственных структур, препятствует прогрессивным преобразованиям и активизации экономической жизни, поскольку средства для поддержки нежизнеспособных предприятий изымаются у тех, кто способен к экономическому росту. 
Перед экономикой Беларуси стоит проблема сокращения и реструктуризации военных расходов. Поэтому необходима программа длительной военной реформы, которая предусматривала бы сокращение армии до 20.000 человек, переход на профессиональную и мобильную армию, оснащенную современной техникой. Основной приоритет - развитие ВДВ, авиации, систем противовоздушной и противокосмической обороны, систем раннего обнаружения, высокоточного вооружения, развитие лазерных технологий. 
Сегодня белорусская армия - это «пушечное мясо», вооруженное устаревшим оборудованием 50-70 годов, неповоротливая машина, обслуживанием которой занимаются дети в возрасте 18-20 лет. 90 процентов своего времени солдаты срочной службы занимаются хозяйственными работами и другой около военной подготовкой, что противоречит здравому смыслу. Огромные денежные средства списываются из бюджета на содержание давно устаревшей боевой техники. На эти деньги можно было бы давно обновить армию принципиально новыми видами вооружений. Один профессиональный военнослужащий, оснащенный современной техникой, способен выполнять задачу целого воинского подразделения.
Для успешного функционирования народного хозяйства следует повысить финансовую ответственность предприятий вплоть до констатации их несостоятельности (банкротства). Необходимо безусловное прекращение практики раздачи предприятиям заведомо невыполнимых финансовых обязательств со стороны государства, вследствие чего возникают цепочки неплатежей, останавливаются производства (даже потенциально прибыльные), задерживаются выплаты работникам. 
2. Налоговая реформа 
Снижение налогового бремени стимулирует деловую активность, поощряя производителей и инвесторов, повышает реальные доходы населения. Чрезвычайно высокие (конфискационные) налоги на труд и капиталовложения, напротив, больно бьют по предпринимателям и всему населению, а потому недопустимы. 
Реформировать налоговую систему следует в направлении ее стабильности, предсказуемости и в интересах стимулирования частной инвестиционной деятельности. 
Мы предлагаем снизить общий уровень налогов на доходы, по примеру России, усилив налогообложение земли и недвижимости. Налоговая система должна поощрять те отрасли и предприятия, которые ориентируются на снижение энерго- и металлоемкости производства и загрязнения окружающей среды, способствуют повышению конкурентоспособности белорусских предприятий. Надо также ликвидировать принудительные отчисления в отраслевые и внебюджетные фонды и сократить круг специальных налогов и поборов. 
3. Поощрение предпринимательства. 
Наряду со стимулированием крупных инвесторов необходимо создавать условия для развития мелкого и среднего бизнеса, способствовать конкуренции, ограничивая монополии, преодолевать произвол и злоупотребления чиновников. 
В центре внимания ДП будут правовое обеспечение здорового бизнеса, защита предпринимателей, в том числе, и от произвола государственных чиновников, развитие информационных систем конкурентного рынка, подготовка кадров, способных квалифицированно работать в условиях рыночной экономики. 
Основной сферой международного финансового и технического содействия белорусским реформам должно стать частное предпринимательство. 
Мы рассматриваем малый бизнес как одно из важнейших средств регулирования занятости населения без нагрузки на бюджет. Государство должно стимулировать развитие предпринимательской активности человека. Необходимо упростить процесс регистрации предпринимательских структур. В малом и среднем бизнесе необходимо применить заявочный принцип регистрации.
Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности, налоговой дисциплины производственных предприятий и фирм будут осуществляться не чаще одного раза в год, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств, предприятий с числом работников до 10 человек -не чаще одного раза в два года. На предприятиях, у предпринимателей, уплачивающих фиксированные ставки налогов (единый налог, патент и т.п.) проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся только в части своевременной уплаты налогов.
В целях развития частной инициативы и стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности , предприниматели, фермерские хозяйства, предприятия с числом работников до 10 человек должны уплачивать налоги в размере 50% в течение первого года своего существования, причем первые три месяца данные субъекты хозяйствования должны освобождаться от всех видов налогов. Перечень таких видов предпринимательской деятельности устанавливается Советом Министров.
Число лицензируемых видов деятельности необходимо сократить до минимума (не более 10). Виды деятельности, на которые необходима лицензия, устанавливаются только законом.
Законодательство в области развития предпринимательства и налогообложения должно изменяться не чаще одного раза в год. Причем об этих изменениях налогоплательщик должен знать как минимум за пол года. Законодательные акты, ухудшающие положение предпринимателя (предприятия, фермерского хозяйства), увеличивающие налогооблагаемую базу, не должны иметь обратной силы.
Мы будем добиваться отмены законодательных актов, позволяющих конфисковать имущество и денежные средства предпринимателей, предприятий, организаций, граждан по формальным и надуманным признакам.
Мы будем добиваться существенного снижения размеров административных штрафов и финансовых санкций за правонарушения, связанные с предпринимательской деятельностью. 
4. Приватизация. 
Приватизация есть важнейшая предпосылка экономического роста. Мы выступаем в защиту частной собственности, полученной законно из легальных источников.
В многоукладной белорусской экономике частный сектор будет сосуществовать и взаимодействовать с государственным. Однако надежды на обеспечение экономического роста, высокой занятости и увеличения реальных доходов населения связаны, прежде всего, с частным бизнесом. 
Приватизация должна осуществляться с учетом опыта соседних стран, таких как Россия, Украина, Польша. Приватизировать необходимо в первую очередь небольшие, убыточные предприятия и помещения.

5. Аграрная политика. 
Наша аграрная политика предполагает развитие реформы и формирование эффективной структуры собственности на селе, опору на частный сектор. Аграрную реформу необходимо достаточно обеспечить организационно и юридически, не отдавать ее проведение фактически на откуп председательскому корпусу и чиновникам - откровенным противникам радикальных преобразований на селе. 
Аграрно-промышленная номенклатура может:
пользуясь отсутствием контроля со стороны государства и общества, а также противоречиями законодательства, возвращать колхозам и совхозам (часть которых просто будет переименована в "акционерные общества" и "товарищества") землю из фермерского земельного фонда Беларуси (который мы предполагаем создать),
преграждать путь к земле уволенным в запас военнослужащим и сокращенным работникам бюджетной сферы, 
начинать "раскулачивание" крестьянских хозяйств, вводя необоснованные налоговые поборы и штрафы, разбазаривая льготные кредиты. 

Для создания предпосылок для продвижения аграрной реформы необходимо:
-узаконить частную собственность на землю и новые формы ведения сельскохозяйственного производства; 
-землю и фонды передать производителям; 
-выработать механизмы создания семейных фермерских хозяйств; 
-снять ограничения на личные подсобные хозяйства. 
-выделять под дачные участки не менее 30 соток земли.
- в перерабатывающих отраслях, обслуживающих аграрный сектор, начать приватизацию. 
-постепенно начать либерализацию рынка сельхозпродукции (сократить сферу государственных закупок и централизованного распределения ресурсов; цены на продовольствие, сырье, а также торговля на внешнем рынке должны быть постепенно либерализованы). 
Главное в аграрной реформе – это создание рыночной инфраструктуры для производителей и формирование адекватной государственной политики. Фермерские хозяйства и реорганизованные крупные аграрные предприятия смогут работать нормально только в том случае, если они будут обеспечены системами сбыта, снабжения, сервиса и доступным кредитом. 
Государственное регулирование агропромышленного комплекса (АПК) не должно выходить за рамки рыночной экономики. 
Исходя из этого нашими ближайшими задачами являются: 
5.1. Поддержка частного и кооперативного бизнеса в областях сбыта, переработки продукции сельского хозяйства и его снабжения; формирование системы оптовых рынков; развитие фьючерсного принципа торговли зерном и другими продуктами растениеводства (когда производитель получает плату за продукцию еще до сбора урожая); демонополизация этой сферы АПК. 
5.2. Дальнейшая либерализация сельскохозяйственных рынков, конкурсное определение подрядчиков госзаказов на основные продукты сельского хозяйства, запрет на межрайонные и межобластные барьеры для этой продукции. 
5.3. Формирование кредитной системы для сельского хозяйства: залоговое, в том числе (и в особенности) ипотечное кредитование, сельская кредитная кооперация. Эта система должна опираться на бюджетную поддержку. 
Распределения государственных кредитов через не кредитные учреждения не должно допускаться. 
5.4. Обеспечение сельскохозяйственных производителей государственной системы рыночной и производственной информацией. 
5.5. Формирование механизмов регулируемого земельного рынка для перераспределения собственности на землю (в целях наибольшей эффективности ее использования) и для оценки реальной стоимости земель; создание государственного земельного кадастра и усиление ответственности за использование земель. 
5.6. Передача социальной инфраструктуры на селе с балансов сельхозпредприятий в местные бюджеты и соответствующее изменение налоговой системы. 
5.7. Протекционизм отечественным производителям для зашиты их от демпингового импорта и от резких перепадов мировой конъюнктуры; разумные формы протекционизма помогут адаптации нашего сельского хозяйства к мировым стандартам. 
Мы намерены реализовать эти задачи путем развития земельного, налогового и фермерского законодательства. 
Будучи принципиальными сторонниками частной собственности, мы, тем не менее, решительно выступаем против насильственной деколлективизации, навязываемой сверху. Выбор должен быть за человеком, и никто не вправе решать за него. 
6. Инвестиционная и структурная политика 
Дальнейшая защита слабых и неэффективных производств означает сохранение нашей отсталости и зависимости от внешнего мира. Правительственные субсидии государственным предприятиям должны быть резко сокращены, а особое субсидирование колхозов и совхозов следует исключить. 
Мы предлагаем активную структурную политику: поддержку эффективных предприятий, которые на деле доказали свою конкурентоспособность на мировом рынке; стимулирование ориентированных на экспорт предприятий обрабатывающей промышленности, при необходимом свертывании неэффективных производств - социальную защиту и переподготовку высвобождаемых работников. 
Наши задачи в связи с этим: 
6.1. В области топлива и энергетики - последовательное снижение энергоемкости отечественного производства, продвижение энергосберегающих технологий, комплексное использование топливно-энергетического сырья. 
6.2. В военно-промышленном комплексе - формирование «точек прорыва», в которых белорусские производители могли бы завоевать серьезные позиции на мировом рынке, создавая высокотехнологичную продукцию. 
Передовые отрасли ВПК, определяющие военно-технические потребности страны в будущем, должны сохраняться и развиваться при поддержке государства. 
6.3. В агропромышленном комплексе - повышение его эффективности, сокращение потерь, приоритетное развитие индустрии переработки и хранения продовольствия. 
6.4. В области транспорта и инфраструктуры - обеспечение надежности доставки и сохранности грузов, соблюдение сроков перевозок. 
Нельзя терять время при реализации этих программ: затягивание их лишь усиливает тяготы переходного периода, мешает коллективам использовать возможности рынка, тормозит работу передовых, перспективных предприятий. 
Колоссальные богатства Беларуси - ее люди и ресурсы - надежная гарантия ее способности занять достойное место в мировой экономике. Последовательное проведение предлагаемой нами активной структурной политики позволит Белорусским производителям в сжатые сроки закрепиться на мировых рынках.
Хозяйственные реформы, стимулирование экономического роста принесут нам финансовую и денежную устойчивость, гарантию от кризисов бюджета и неплатежей. 
Работающие по найму смогут оценить устойчивость своих растущих доходов, которым уже не грозит инфляция. 
Инвесторам будут предоставлены стабильные и предсказуемые условия для капиталовложений и открыт доступ к кредитным ресурсам. 
Граждане Беларуси будут жить в стране, где государство, освобожденное от несвойственных ему функций, способно обеспечить законность и правопорядок, защитить тех, кто в этом нуждается, обеспечить качественное образование и здравоохранение. 
Все налогоплательщики ощутят, как ослабевает налоговое бремя, почувствуют реальный рост доходов и выгоды от динамичного развития здорового предпринимательства.

1.2 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Демократическая партия считает своей приоритетной целью обеспечение в стране социального прогресса и защиту прав граждан. 
Задачами государственной социальной политики должно быть: 
- достижение баланса интересов трех основных групп населения: наемных работников, предпринимателей и социально незащищенных граждан; 
- обеспечение наемным работникам экономических условий для достойного материального вознаграждения за высокопроизводительный и эффективный труд, широкого участия в прибылях предприятий, формирования сбережений и их эффективного использования; 
- стимулирование накопления капитала для создания рабочих мест в сфере производства товаров и услуг; 
- создание механизма социальной адресной защиты нетрудоспособного населения и граждан, не имеющих возможностей для трудоустройства; 
- проведение структурных преобразований в сферах здравоохранения, культуры, образования, жилищно-коммунального хозяйств; 
- постепенное повышение доли расходов на социальные цели в государственном бюджете и валовом внутреннем продукте, выделение средств на социальные нужды в первоочередном порядке. 
Эти задачи могут быть решены при соблюдении следующих принципиальных условий: 
- при отказе от излишней государственной опеки и переносе основной доли ответственности за формирование достойного уровня жизни на самих граждан; 
- при ответственности государства за безусловное предоставление минимальных социальных гарантий в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также комплекса услуг социального обслуживания нетрудоспособных; 
- при равноправном участии в выработке основ социальной политики всех заинтересованных субъектов общественно-политического процесса; 
- при понимании того, что эффективная социальная политика невозможна в условиях высокой инфляции и вне строгих бюджетных рамок, что чем выше инфляция, тем меньше реальное финансирование бюджетной сферы и тяжелее положение незащищенных слоев населения; 
- при распределении выделенных средств по объективным основаниям, а не по произволу чиновников. 
По конкретным направлениям социальной политики партия придерживается следующих позиций: 
Жилищная политика. 
ДП ставит жилищную проблему в центр своей социальной политики. Мы считаем, что именно жилищное строительство, может стать тем локомотивом, который выведет из кризиса нашу экономику. 
Разумеется, жилищная проблема не может быть решена до тех пор, пока ресурсы и квартиры продолжают распределять чиновники, а привлечение средств граждан к жилищному строительству тормозится архаическим законодательством, отсутствием рынка жилья и системы ипотечного кредита. Создание соответствующей законодательной базы - одна из наших задач. Более того, будучи принципиальными противниками льготного кредитования мы считаем, что льготные кредиты на строительство жилья - это единственное исключение, на которое может и должно пойти государство, несмотря на все тяготы переходного периода. 
Выступая за развитие рыночных отношений в жилищной сфере, ускорение процесса приватизации жилого фонда, мы, тем не менее, считаем, что государство должно осуществлять поддержку в виде льготных долгосрочных кредитов молодым семьям.
Социальная поддержка отдельных категорий населения. 
Государство содержится сильными и работоспособными гражданами. Но при этом оно должно занимать патерналистскую позицию по отношению к тем, кто не может обеспечить себе нормальный уровень жизни. 
Выступая за либеральную экономику и принцип личной ответственности, партия ДП готова реализовывать социалистические, уравнительные принципы только по отношению к социально незащищенным согражданам. 
Объектом особого внимания нашей социальной политики всегда будут работники бюджетной сферы. 
Относительно низкая, в сравнении с частным сектором, зарплата должна быть компенсирована для них высоким уровнем социальных гарантий: государственными выплатами в Пенсионный фонд, медицинскими страховками, высокими пособиями на случай потери работы. 
Финансирование мероприятий по социальной защите. 
Средства для этих целей должны концентрироваться в районных бюджетах, что позволит расширять перечень социальных льгот по сравнению с установленными на республиканском уровне минимальными социальными гарантиями, увеличивать абсолютные размеры соответствующих выплат в зависимости от местных экономических и финансовых возможностей. Вместе с тем, на республиканском уровне должен быть создан Фонд субвенций, средства которого целевым образом направляются на поддержание социального развития отдельных территорий (например: районы нового хозяйственного освоения и т.д.). 
В период структурной перестройки экономики обеспечить всех трудоспособных граждан работой по профессии невозможно, поэтому необходимо выделить достаточные средства на переподготовку кадров. При первой возможности снижения налогов предоставлять льготы предпринимателям и предприятиям, создающим новые рабочие места. 
Государство должно установить реальный уровень минимальной заработной платы во всех секторах экономики равный прожиточному минимуму, перейти к определению тарифных ставок и окладов работникам путем контрактов между государством, работодателями и объединениями наемных работников, а также обеспечить обязательное страхование населения, в том числе - от безработицы. 
В области пенсионного обеспечения мы будем добиваться существенного увеличения пенсий. Пенсия должна полностью покрывать текущие расходы пенсионера на полноценное питание, быт, отдых, содержание жилья.
Залогом успешного хода реформ мы считаем и проведение эффективной молодежной политики. Необходимо реформировать систему образования таким образом, чтобы молодые люди после окончания школы или специального учебного заведения могли найти применение своим знаниям на рынке трудовых ресурсов. 
Молодежная политика должна осуществляться через реализацию специальных программ по трудоустройству молодых, поддержке студенчества, организации отдыха и занятий спортом. Специальное законодательство призвано защитить права молодежи на этапе ее вступления в самостоятельную жизнь. 

Безработица
В Беларуси большая проблема с безработицей. Официальные данные безработицы явно занижены (в 3-5 раз). Сделано это с целью создания видимости относительного благополучия с этой проблемой в стране. Подсчет безработных ведется исключительно по числу зарегистрированных безработных с одной стороны. С другой стороны государство создала целую систему по отказу в регистрации гражданам в качестве безработных. Если сопоставить цифры трудоспособного населения страны и реально работающих людей, то безработица составит примерно 20%.
Поэтому занятость населения для нас одна из первоочередных задач. Решить эту проблему можно устранив препятствия в развитии мелко- товарного производства, сферы услуг, сети обслуживания, отдыха и т.п. Т.е. везде там, где не требуется больших капитальных вложений для начала своего дела.

Для реализации прав граждан Беларуси на их профессиональную деятельность за рубежом необходимо решить комплекс вопросов политического, юридического и организационного характера, включая надежную систему социальной защиты белорусов как в период их работы за рубежом, так и по возвращении в Беларусь.

1.3 ГОСУДАРСТВО
Наша цель - эффективно работающая и не слишком обременительная для граждан государственная система. Для этого нужно подвергнуть коренной реформе государственный аппарат, где чересчур много чиновников, а функции управления дублируются различными ведомствами. 
Мы будем добиваться четкого разграничения полномочий внутри государственного аппарата, передачи законодательных функций в исключительную компетенцию парламента.
Парламент. 
Единственный источник законодательной власти
Его задачи – принятие законов, принятие бюджета и контроль за его исполнением: парламентский надзор за деятельностью исполнительной власти (консультации при назначениях членов правительства, парламентские запросы и слушания, создание временных парламентских комиссий для прояснения конкретных обстоятельств того или иного события). 
Президент.
Глава исполнительной власти. Гарант соблюдения Конституции и прав граждан.
Имеет право приостанавливать законы, принятые парламентом, для рассмотрения их в Конституционном Суде. Решение Конституционного Суда по спорному вопросу является окончательным
Правительство. 
Необходимо разграничение полномочий Совета Министров и администрации Президента. Сейчас во всех трех структурах существуют подразделения с дублирующими или пересекающимися функциями, и число их растет. Недопустимо, чтобы функции аппарата правительства перекрывали сферу деятельности министерств, как это происходит сейчас. 
Судебная реформа.
К сожалению, суды сегодня сильно зависят от исполнительной власти, судьи назначаются из вчерашних студентов, не имеющих практического опыта работы, социальная защита судей оставляет желать лучшего. 
Низкая заработная плата судейских работников порождает много негативных процессов. 
Мы будем добиваться действительной независимости судей, формирования судов высокопрофессиональными юристами со стажем работы не менее 10 лет, высокой заработной платы. 

Правовая политика. 
На сегодняшний день правовая база развита явно недостаточно. Считая обеспечение прав граждан и их защиту от произвола чиновников приоритетной задачей, мы обратим особое внимание на приведение белорусского законодательства в области прав человека в соответствие с международными нормами и соблюдение Конституции Республики Беларусь на всей территории страны. Конституционные нормы должны войти в практику принятия судебных решений. 
Многие граждане сегодня не могут обратиться в суд из-за высоких государственных пошлин и дорогих услуг адвокатов. За несколько лет государственные пошлины для граждан за подачу заявлений в суд выросли в десятки раз. Мы будем добиваться существенного снижения ставок государственных пошлин при обращениях граждан в суды за защитой своих прав и законных интересов, развития сети бесплатных юридических консультаций и некоммерческих общественных правозащитных организаций
Законодательство в области налогообложения, предпринимательства, экономики запутано, громоздко, не стимулирует отечественных и иностранных инвесторов, фактически привело страну к экономическому развалу и параличу производственно- хозяйственной деятельности. 
Необходимо в корне менять данное законодательство. Оно должно быть направлено на увеличение числа налогоплательщиков, стимулирование труда, инициативы и занятости населения.
Избирательная система. 
Партия будет добиваться принятия пакета избирательных законов, гарантирующих свободное волеизъявление народа. 
Для того, чтобы избирательная система позволяла выявлять подлинную волю граждан, а избирательные комиссии работали надежно и эффективно, без вмешательства со стороны местных органов исполнительной власти, необходимо: 
- законодательно обеспечить полноправное вхождение в состав избирательных комиссий представителей всех участвующих в выборах избирательных объединений и партий, а также беспрепятственную деятельность общественных наблюдательных советов с широкими полномочиями по наблюдению и контролю за ходом голосования и подсчетом голосов; 
-привести Избирательный Кодекс Республики Беларусь в соответствие с международными нормами и рекомендациями ОБСЕ.

Права человека
Без соблюдения основных прав человека, движение вперед невозможно.
К сожалению, практически все основные права человека в сегодняшней Беларуси подавляются. Вот только некоторые примеры: 
Штрафные и административные санкции за несанкционированный пикет в несколько раз превышают ответственность за воровство, хулиганство, должностные и другие правонарушения. С нашей точки зрения, законодательство в области свободы проведения митингов, пикетов, демонстраций и уличных шествий необходимо изменить. Проведение таких мероприятий должно иметь исключительно заявочный характер, не требующий специального разрешения властей. Единственное, что необходимо согласовывать с властями, это мероприятия, направленные по недопущению создания препятствий в работе транспорта. Административная ответственность за нарушение в этой области должна быть минимальной и наступать только тогда, когда имели место умышленные действия организаторов и участников по организации беспорядков (создание препятствий в работе транспорта, кидание предметов и т.п.)
Нынешние власти создали максимальные трудности для создания некоммерческих общественных организаций, профсоюзов и партий. Не имея стартового капитала в 500 долл.США, создать некоммерческую общественную организацию или профсоюз невозможно. То есть создание самостоятельной общественной организации или профсоюза в Беларуси - это удел богатых. Мы будем добиваться создания условий для того, чтобы люди с низкими доходами имели возможность объединяться в профсоюзы и некоммерческие общественные организации. 
Мы будем добиваться осуществления основного права человека на труд и на достойную оплату труда. Государство должно обеспечить человека рабочим местом, при необходимости предоставить ему возможность переучиться или повысить квалификацию. Средняя оплата труда должна обеспечивать нормальное содержание семьи из четырех человек, в ценах 2001 года, например это не менее 250 долл. США.
Право на сохранность личного имущества, собственности, сбережений.
Государство изобрело много способов по изъятию личного имущества граждан, собственности, сбережений, имущества. Это повышение цен, введение огромного числа штрафов, задержки в выплате зарплаты, конфискация имущества по формальным и надуманным признакам. Причем, деятельность по конфискации имущества и денежных средств всячески поощряется государством.
Такое положение вещей нас не устраивает.
Мы будем добиваться существенного сокращения административных штрафов. Административный штраф для граждан не может превышать половины средней месячной заработной платы. Необходимо существенно уменьшить необоснованно огромное число поводов для привлечения граждан к административной ответственности. 
Мы будем добиваться отмены законодательных актов, позволяющих безвозмездно конфисковать имущество и денежные средства граждан по формальным и надуманным признакам.
Мы будем добиваться реального индексирования вкладов населения, находящихся на сбережениях в банках.

1.4 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Законодательство о местном самоуправлении должно основываться на следующих положениях: 
1. Местное самоуправление осуществляется в пределах населенного пункта. Объединение нескольких населенных пунктов в единую систему самоуправления возможно в тех случаях, когда этого требуют местные исторические или иные традиции. Однако система местного самоуправления должна строиться на одном уровне, без соподчинения - в противном случае она будет громоздкой, дорогой и малоэффективной. 
2. Вопрос о разделении поселений на округа и районы решается исключительно на местном уровне. 
3. Местное самоуправление осуществляется через сходы, референдумы или через выборные органы. 
Законодательство о местном самоуправлении должно закрепить круг его прав и обязанностей. Главная цель местного самоуправления - обеспечить условия, при которых люди могли бы спокойно жить и работать. Местный бюджет следует формировать за счет постоянных источников (плата за землю, налог на недвижимость, местные налоги, при необходимости - специальные сборы, механизм которых четко оговаривается и закрепляется). Допустима и государственная дотация, но в оговоренных размерах и на определенные цели. Если местный бюджет недостаточен, а дотации не восполняют его в нужной степени, органы местного самоуправления передают часть своих функций государственной администрации. 
Успех деятельности местного самоуправления будет зависеть от разумного и четкого разделения прав и обязанностей его органов и органов государственной власти. 
Мы считаем необходимой также систему общественного самоуправления на уровне квартала и дома, взаимодействующую с местным самоуправлением. Однако конкретные формы такой деятельности граждан должны строиться с учетом новых социально-экономических условий.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ЗДОРОВЬЕ СТРАНЫ
Только здоровая страна может добиться окончательного выздоровления экономики и достижения высокого уровня жизни. Здоровье страны - это защита безопасности граждан, сохранение физического здоровья людей и культурно-исторических традиций, развитие науки и образования. 
Мы считаем, что необходимо оказывать бесплатную медицинскую помощь людям, а также внедрять новые, зарекомендовавшие себя в мире формы здравоохранения.
Необходимо усилить борьбу с алкоголизмом, курением, наркоманией - главными вызовами XXI века. Использовать для этого новейшие медицинские достижения. Спорт станет непременным условием жизни людей. Государство будет способствовать развитию физкультурно-массового движения.

2.1 БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
Уровень общеуголовной скрытой преступности и коррупции представляет сегодня прямую угрозу экономическим преобразованиям, развитию демократии в Беларуси и национальной безопасности страны. Особенность белорусской преступности заключается в том, что произошло фактическое сращивание преступного мира и государственного аппарата. Все вопросы можно решить либо за деньги, либо имея связи. Тюрьмы и колонии переполнены людьми за сравнительно мелкие правонарушения. Люди, имеющие деньги или какое-нибудь отношение к власти, даже за серьезные преступления не привлекаются к какой либо ответственности.
Особое место в преступлениях против человека, его собственности, основных прав и свобод осуществляются вполне законно на основании Декретов Президента и на основании принятых законов и нормативных актов. Фактически узаконена конфискация имущества у граждан, незаконный арест, привлечение к огромным штрафам и финансовым санкциям граждан по формальным и надуманным признакам. Конституция Республики Беларусь и Международные договора, ратифицированные Республикой Беларусь, повсеместно не соблюдаются органами исполнительной и законодательной власти, судами, правоохранительными и силовыми органами. Создана порочная система, при которой на правоохранительные, налоговые, судебные органы, органы исполнительной и законодательной власти фактически возлагаются функции по подавлению основных прав и свобод граждан и их фактическому грабежу (через систему конфискаций, штрафов, поборов, низкой заработной платы и т.п.).
Это очень опасная тенденция приобрела статус национальной трагедии. Сегодня государство - это А.Лукашенко. Он требует от всех органов власти и управления ставить государственные, т.е. фактически свои интересы, выше интересов граждан.
От такой политики государства граждане и экономика Республики Беларусь пострадали куда больше, чем от всех преступлений вместе взятых. Это один из серьезных минусов нынешней власти. 
ДП считает профилактику и пресечение всех видов преступлений одним из политических приоритетов, более того - своим гражданским долгом. Граждане Беларуси должны быть избавлены от постоянной тревоги за жизнь и безопасность своей семьи и близких, за сохранность своего имущества, в том числе и преступных посягательств государства. 
Партия считает, что программа борьбы с преступностью должна разрабатываться и реализовываться на трех уровнях: 
- планомерная профилактическая работа по нейтрализации причин и условий правонарушений; 
- комплекс первоочередных мероприятий по пресечению наиболее социально опасных преступлений. 
- отмена законодательных актов, позволяющих грабить граждан, подавлять основные права и свободы граждан органами государственной власти и управления на законных основаниях. 
Центр тяжести в профилактике правонарушений должен быть перенесен на последовательное разрешение экономических, социальных, политических, морально-психологических и иных общественных противоречий. Задача демократического правового государства - всемерное стимулирование законопослушного поведения, издание разумных законов, а уже потом применение запретительно-карательных мер. 
Основные меры профилактики правонарушений тесно сопряжены с реформой и укреплением судебной системы.
Наша задача - вернуть судебным и правоохранительным органам дееспособность. Прежние программы борьбы с преступностью не предусматривали существенного перераспределения бюджетных ассигнований для решения этой задачи. Именно это мы предлагаем сделать. Подготовка юристов должна быть расширена, судам необходимо построить просторные помещения, а работники правоохранительных органов должны быть более высокооплачиваемыми и намного лучше оснащены Без этого все разговоры о борьбе с преступностью останутся пустым звуком. 
Первоочередные меры для борьбы с наиболее опасными видами преступлений (посягательство на жизнь, здоровье и имущество граждан, уличная преступность, коррупция, организованная преступность, преступления, направленные против новых экономических структур) включают в себя: 
- создание и укрепление муниципальной милиции, ее патрульно-постовой службы: усиление ее частями внутренних войск, а при необходимости - частями министерства обороны; 
- перевод милиции на прогрессивные формы работы: стационарные посты на улицах, автопатрули, телекамеры и т. п.; 
- правовую и оперативную защиту новых экономических структур от криминальных посягательств; 
-реформирование Министерства внутренних дел; 
-передача института исполнения наказаний под юрисдикцию министерства юстиции. 

Борьба с преступностью должна осуществляться в сжатые сроки и без компромиссов. Но антикриминальные меры не должны ущемлять права и свободы граждан, гарантированные Конституцией. Нельзя допускать и того, чтобы под предлогом борьбы с преступностью тормозились демократические реформы в экономике, политике и социальной сфере - от этого граждане Беларуси могут пострадать не меньше, чем от криминальных элементов. 
Наши ближайшие намерения в законодательной сфере: разработка и внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исправительный кодексы.

2.2. ЭКОЛОГИЯ 
От решения экологических проблем зависит судьба нынешнего и будущего поколений, здоровье и жизнь каждого из нас. Устойчивое экономическое и социальное развитие общества невозможно без поддержания экологического баланса. Среди важнейших прав человека - право на жизнь в здоровой природной среде.
В частности, мы намерены: 
- снять ведомственную секретность. Каждый гражданин Беларуси вправе получать информацию об экологической ситуации в месте проживания, работы или отдыха; 
- развивать социальные программы защиты жертв экологических катастроф; 
- разрабатывать и осуществлять предложения по экономическому стимулированию предприятий, деятельность которых соответствует критериям экологической безопасности; 
- способствовать сохранению биологического разнообразия Беларуси путем создания новых и поддержки уже имеющихся заповедников, заказников, национальных парков; 
- развивать экологическое просвещение и образование; 
- активно сотрудничать с неправительственными экологическими организациями; 
- расширять природоохранное сотрудничество с другими странами. 
Особое внимание чернобыльской проблеме.
Наше государство оказалось неспособным решить проблемы переселенцев, оказания помощи «чернобыльцам», не говоря уже о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Полным ходом идет выращивание и производство продуктов питания на загрязненных территориях. Меры вынужденные, но с нашей точки зрения неоправданные. 
Должна быть понятная и научно обоснованная программа реструктуризации экономики, зараженных территорий. Необходимо активнее привлекать науку, для ликвидации последствий аварии. Разработка новых технологий по дезактивации территорий и ликвидации последствий аварии должна иметь приоритетное финансирование из государственного бюджета. 

2.3. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Здоровье человека не должно зависеть от его материальной обеспеченности и общественного положения. Забота о здоровье всех граждан страны - общегосударственная задача. Политические конфронтации не вправе препятствовать ее решению. 
В данный период реформирования экономики основой белорусской медицины должна оставаться государственная сфера. Однако к бюджетному источнику ее финансирования следует добавить фонд обязательного медицинского страхования. С внедрения такого страхования и начнется, как мы считаем, реформа системы здравоохранения. 
Наряду с развитием системы добровольного медицинского страхования уже сейчас необходимо разработать программу государственного медицинского страхования как пенсионеров, так и лиц, доходы которых ниже «черты бедности» . 
Важнейшим направлением развития белорусского здравоохранения должна стать приватизация. Аптеки, фармацевтические базы и предприятия, заводы по изготовлению медицинского оборудования, часть институтов и больниц необходимо передать от государства владельцам, способным обеспечить высокую эффективность их деятельности. Первый опыт коммерческих аптек наглядно показывает их преимущества в отношении качества и выбора лекарств.
К сожалению, государство в дальнейшем стало создавать препятствия в развитии этого сектора экономики, что привело к росту цен в аптеках и снижению ассортимента.
Введение института частной врачебной практики в сочетании с частными некоммерческими больницами позволит создать реальную конкуренцию, будет способствовать повышению эффективности труда врачей и среднего медицинского персонала, лучшему использованию оборудования и помещений. Все это в интересах населения страны. 
Мы ставим своей целью и повышение уровня бесплатной медицинской помощи. Как государственные, так и частные медицинские учреждения должны иметь лицензию, удостоверяющую качество оказываемой ими помощи. Необходимо сохранить бесплатное лечение больных раком, туберкулезом и сахарным диабетом. 
Мы будем добиваться принятия законов, направленных на охрану здоровья матерей и детей, инвалидов и престарелых, а также принятия нормативных актов, закрепляющих ответственность администрации и работодателей за ущерб, причиненный по их вине здоровью работников и населения.

2.4. КУЛЬТУРА
Сохранение историко-культурного наследия страны и поддержание культурной преемственности требует того, чтобы государство взяло на себя в этой области определенные обязательства. Прежде всего, необходимо радикальное изменение принципа финансирования учреждений культуры. Имеющиеся средства должны распределять не чиновники, а комиссии, состоящие из независимых экспертов. Эти средства в первую очередь должны направляться на обеспечение приоритетных культурных программ и на поддержку крупнейших центров отечественной культуры. 
В числе культурных приоритетов можно назвать следующие: 
- виды художественной культуры, традиционно определяющие высокий мировой статус Беларуси; 
- возрождение и развитие культуры белорусской провинции; 
- образование в области культуры и искусства; 
- сохранение и развитие национальных школ и направлений культуры, в том числе прикладного искусства (народных ремесел и т.д.); 
- социальная поддержка деятелей культуры. 
Однако условие существования культуры в обществе - не искусственное подкармливание ее государством, а принятие и поддержка широкими слоями общества. Партия ДП намерена проводить культурную политику, направленную на возрождение и развитие традиций белорусского меценатства. 
Наше понимание культурной политики включает заботу о музеях, театрах, библиотеках, творческих союзах, материальную поддержку одаренных людей. Мы считаем абсолютно нетерпимым бедственное положение художественных, театральных, кинематографических высших учебных заведений, иных учреждений культуры, крайне низкие зарплаты работников театров, музеев, библиотек. Мы будем последовательно добиваться коренного изменения, как принципов финансирования, так и статуса культуры в нашей стране.

2.5. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Беларусь одна из самых высокоинтеллектуальных стран мира. Этот статус мы намерены и в дальнейшем укреплять.
В области науки мы выдвигаем следующие приоритеты: 
- обеспечение законодательных гарантий бюджетной поддержки актуальной исследовательской деятельности и фундаментальной науки; 
- реформирование системы ведомственной (отраслевой) науки, существующая структура которой ущемляет права научных коллективов и приводит к всевластию чиновников; 
- поддержка приоритетных направлений науки и техники посредством целевых механизмов финансирования; 
- поддержка выдающихся научных и инженерных школ в академической, вузовской и отраслевой науке; 
- реализация специальных процедур приватизации для тех объектов науки, которые сохраняют единый технологический цикл исследования и производства; 
- освобождение от налогов спонсорских вкладов на поддержку школ, вузов, учреждений науки и культуры. 
Государственную политику в сфере науки мы намерены строить в тесном взаимодействии с союзами ученых и научными обществами. 
Наши задачи в области образования: 
- максимально приспособить систему образования к новой социальной и экономической ситуации; 
- сформировать ее как непрерывную, открытую и многоуровневую; 
- предусмотреть возможность доступа к образованию в зависимости от склонностей и способностей учащегося, а не от его финансового положения; 
- реформировать систему управления образованием, осуществив переход от централизованного управления к государственно-общественным формам. 
Задача, требующая срочного решения - создание системы образования для взрослых, которая обеспечивала бы повышение квалификации и переподготовку кадров. Эту систему, как и образование в целом, необходимо соотнести с потребностями рынка труда в специалистах. 
Наряду с общеобразовательными и профессиональными должны существовать учебные заведения для особо одаренных детей. 
Сохранение и укрепление здоровья учащихся требует дотаций на питание, обязательной диспансеризации, улучшения условий для занятия физической культурой, для амбулаторного и стационарного лечения. 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. БЕЛАРУСЬ В МИРЕ

3.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 
С точки зрения ДП, национальные интересы Беларуси включают в себя: нейтралитет, стабильность на глобальном и региональном уровнях; сохранение исторических сфер влияния Беларуси, в первую очередь, на территории бывшего СССР; соблюдение прав белорусов в новом зарубежье; обеспечение полноправного участия Беларуси в разрешении конфликтов, затрагивающих ее интересы; реинтеграция нашей страны в Европу; выход Беларуси в Азиатско-Тихоокеанский регион; исключение возможностей формирования новых военно-политических блоков, враждебных России и НАТО; ликвидация искусственных препятствий для выхода на рынки конкурентоспособной белорусской продукции. 
Мы считаем, что надо шире использовать возможности взаимодействия со всеми европейскими странами, уделяя особое внимание государствам бывших структур СЭВ и ОВД. Более открытая политика может проводиться в отношении Америки, включая Латинскую, а также на азиатском и азиатско-тихоокеанском направлениях. На Ближнем Востоке и в Африке нужно стремиться сохранить традиционные связи, ориентируясь на углубление взаимодействия с умеренными арабскими регионами, Израилем и ЮАР. Надо добиваться скорейшего вступления Беларуси в Совет Европы и ГАТТ, распространения на отношения с нашей страной международных экономических режимов, последовательной интеграции с ЕС и НАТО, углубления взаимодействия с Европарламентом, сотрудничества в рамках многосторонних региональных, европейских и иных организаций, превращения СБСЕ в главный и самый авторитетный общеевропейский форум. Особое внимание при этом должно уделяться обеспечению эффективности международной поддержки белорусских реформ. 
Проблемы, возникающие на пути построения новых отношений Беларуси с внешним миром, связаны со сложным периодом взаимной адаптации и носят, в основном, естественный характер. 
Важной составляющей обеспечения безопасности Беларуси должен стать окончательный демонтаж советской системы политического сыска. Определяя цели и задачи в области национальной безопасности и внешней политики, необходимо четко представлять себе роль и место Вооруженных Сил и военной мощи. 
Мы исходим из того, что военная мощь является важным элементом обеспечения национальной безопасности Беларуси. Но мы понимаем, что невозможно создать динамично развивающуюся экономику и обеспечить безопасность государства без глубокой военной реформы. 
Непозволительно сохранять столь многочисленные, слабо финансируемые и плохо оснащенные Вооруженные Силы. 
Бессмысленно содержать огромное количество устаревшего оружия и военной техники. 
Беларуси нужна цивилизованная Армия, отличающаяся высоким моральным духом, достойно обеспеченная материально, оснащенная передовой военной техникой, способная обеспечить мирное и демократическое развитие Беларуси, надежно защитить ее суверенитет и территориальную целостность. 
Главной целью военной политики должно быть предотвращение военных конфликтов, укрепление системы глобальной, региональной и внутренней безопасности и стабильности. 
Народ Беларуси не рассматривают ни одно государство мира в качестве противника. 
Беларуси нужна военная промышленность, работающая в режиме мирного времени, но способная обеспечить армию современным вооружением, комплектующими и быть конкурентоспособной на мировом рынке. 
Исходя из стратегических интересов и экономических возможностей Беларуси, на основе отечественного исторического опыта, с учетом мировых достижений в этой области, военная реформа Беларуси предусматривает: 
1. Создание эффективной системы гражданского контроля Вооруженных Сил, включающей в себя: 
- Министерство обороны, возглавляемое гражданскими лицами (непосредственное управление боевой подготовкой осуществляет Генеральный штаб); 
- Комитеты и Комиссии Парламента по вопросам обороны и безопасности; 
- Уполномоченного по правам военнослужащих, в рамках государственных учреждений по правам человека; 
- независимой от Министерства обороны военной юстиции (суда и прокуратуры); 
- открытый военный бюджет. 
2. Реформирование внутренних порядков в Вооруженных Силах: 
- решительный переход от традиций тоталитарной системы, основанных на подавлении личности, к порядкам, обеспечивающим уважение личности защитника Родины; 
- создание системы, обеспечивающей выдвижение командиров и начальников с учетом не только их высоких профессиональных, но и нравственных качеств; 
- разумное ограничение единоначалия правовыми юридическими нормами и общественными организациями - в виде офицерских собраний; 
- реформирование системы военного образования, обучения и воспитания личного состава. 
3. Постепенный переход к профессиональной армии. 
Упущенное время и экономический кризис не позволяют решить эту неотложную задачу немедленно, поэтому необходима ее поэтапная реализация: 
- введение института младших командиров-профессионалов; 
- упорядочение системы призыва; 
- сокращение срока срочной службы; 
- введение альтернативной службы; 
- совершенствование контрактной службы; 
- упразднение военно-строительных отрядов; 
- создание условий для прохождения срочной службы вблизи от места жительства военнослужащих; 
- создание условий для получения кадровыми военными перед их увольнением в запас гражданских специальностей; 
- строительство или приобретение жилья для увольняемых профессиональных военных, обеспечение их служебными квартирами во время службы; 
- последовательное создание надежной системы социальной защиты военнослужащих, адресной помощи ветеранам войны и ВС. 
Сокращение структур и численности Вооруженных Сил, приведение в разумные пропорции числа генералов, офицеров и рядового состава должно стать средством улучшения материального положения и упрочнения социальных гарантий военнослужащим. 
Для достижения поставленных целей нужна политическая воля, максимально эффективное использование выделяемых финансовых средств и искоренение злоупотреблений. 
На основе изложенных принципов мы способны провести военную реформу твердо и последовательно с наименьшими издержками для общества и без ущерба обороноспособности Беларуси.
3.2.Отношение к России.
Приоритетные. Расширение экономического и политического сотрудничества.

3.3..Отношение к странам ближайшего зарубежья 
Самые добрососедские в рамках самостоятельных государств.


Заключительные положения

Без создания огромной армии частных собственников у Беларуси никогда не будет нормального развития.
Величие Беларуси в благосостоянии ее граждан. Сила Беларуси - не в оружии, а в высоком интеллектуальном и нравственном потенциале народа. Величие Беларуси - в нас самих. 
Наши приоритеты - свобода, собственность, закон.

 

SUPERTOPTopListbe number one

Hosted by uCoz