ГЛАВА 26. Декларирование
Статья 168.
Декларирование товаров и транспортных
средств
Товары и транспортные средства,
перемещаемые через тамо-
женную границу Республики Беларусь,
товары и транспортные
средства, таможенный режим которых
изменяется, а также другие
товары и транспортные средства в случаях,
определяемых актами
законодательства Республики Беларусь,
подлежат декларированию
в таможенном органе Республики Беларусь.
Статья 169. Форма декларирования
Декларирование производится путем
заявления по установ-
ленной форме (письменной, устной, путем
электронной передачи
данных или иной) точных сведений о
товарах и транспортных
средствах, об их таможенном режиме и
других сведений, необхо-
димых для таможенных целей.
Форма и порядок декларирования, а также
перечень сведе-
ний, необходимых для таможенных целей,
определяются Государс-
твенным таможенным комитетом Республики
Беларусь.
Статья 170. Место декларирования
Товары декларируются в таможенном органе
Республики Бела-
русь, в котором производится таможенное
оформление товаров.
Транспортные средства, перевозящие
товары, декларируются
одновременно с товарами, за исключением
случаев, предусмотрен-
ных частью третьей настоящей статьи.
Речные и воздушные суда декларируются в
порту или аэро-
порту прибытия на таможенную территорию
Республики Беларусь
либо в порту или аэропорту отправления с
таможенной территории
Республики Беларусь.
Порожние транспортные средства и
транспортные средства,
перевозящие пассажиров, декларируются
при пересечении таможен-
ной границы Республики Беларусь.
Статья 171. Сроки подачи таможенной
декларации
Таможенная декларация подается в сроки,
устанавливаемые
Государственным таможенным комитетом
Республики Беларусь.
Эти сроки не могут превышать 15 дней с даты
представления
товаров и транспортных средств,
перевозящих товары, таможенно-
му органу Республики Беларусь.
При перемещении через таможенную границу
Республики Бела-
русь физическими лицами товаров не для
коммерческих целей в
ручной клади и сопровождаемом багаже
таможенная декларация по-
дается одновременно с представлением
товаров.
Въезжающие на таможенную территорию
Республики Беларусь
порожние транспортные средства и
транспортные средства, пере-
возящие пассажиров, декларируются не
позднее трех часов после
пересечения таможенной границы
Республики Беларусь, а выезжаю-
щие транспортные средства -- не позднее
чем за три часа до пе-
ресечения таможенной границы Республики
Беларусь.
Указанные сроки могут продлеваться в
порядке и на услови-
ях, определяемых Государственным
таможенным комитетом Респуб-
лики Беларусь.
Статья 172. Декларант
Декларантом может быть лицо,
перемещающее товары и транс-
портные средства, либо таможенный агент.
Декларантом может быть только
отечественное лицо, за иск-
лючением случаев перемещения через
таможенную границу Респуб-
лики Беларусь физическими лицами товаров
не для коммерческих
целей и иных случаев, определяемых
Государственным таможенным
комитетом Республики Беларусь.
Декларант выполняет все обязанности и
несет в полном объ-
еме ответственность, предусмотренную
настоящим Кодексом, неза-
висимо от того, является он лицом,
перемещающим товары и
транспортные средства через таможенную
границу Республики Бе-
ларусь, либо таможенным агентом.
Статья 173. Обязанности и права декларанта
При декларировании товаров и
транспортных средств декла-
рант обязан:
произвести декларирование товаров и
транспортных средств
в соответствии с порядком,
предусмотренным настоящим Кодексом;
по требованию таможенного органа
Республики Беларусь
предъявить декларируемые товары и
транспортные средства;
представить таможенному органу
Республики Беларусь доку-
менты и дополнительные сведения,
необходимые для таможенных
целей;
уплатить таможенные платежи либо
обеспечить их уплату;
оказывать таможенным органам Республики
Беларусь содейс-
твие в производстве таможенного
оформления, в том числе путем
совершения требуемых грузовых и иных
операций.
Помимо иных прав, предусмотренных
настоящим Кодексом, до
подачи таможенной декларации декларант
вправе под таможенным
контролем осматривать и измерять товары
и транспортные средс-
тва, с разрешения таможенного органа
Республики Беларусь брать
пробы и образцы товаров. Отдельная
таможенная декларация на
пробы и образцы товаров не подается при
условии, что они будут
охвачены таможенной декларацией,
подаваемой в отношении това-
ров.
Статья 174. Документы и дополнительные
сведения,
необходимые для таможенных целей
Подача таможенной декларации должна
сопровождаться предс-
тавлением таможенному органу Республики
Беларусь документов,
необходимых для таможенных целей.
Таможенный орган Республики Беларусь
вправе запросить до-
полнительные сведения в целях проверки
информации, содержащей-
ся в таможенной декларации,
представленных документах, и для
иных таможенных целей.
Перечень указанных документов и
дополнительных сведений
определяется Государственным таможенным
комитетом Республики
Беларусь.
Таможенный орган Республики Беларусь
вправе устанавливать
сроки для представления недостающих
документов и сведений.
С разрешения таможенного органа
Республики Беларусь могут
быть представлены документы,
составленные на иностранных язы-
ках, которыми владеют должностные лица
таможенного органа Рес-
публики Беларусь.
Статья 175. Принятие таможенной декларации
Поданная таможенная декларация
принимается таможенным ор-
ганом Республики Беларусь. Принятие
таможенной декларации
оформляется в порядке, определяемом
Государственным таможенным
комитетом Республики Беларусь.
С момента оформления принятия таможенной
декларации она
становится документом,
свидетельствующим о фактах, имеющих
юридическое значение.
Таможенный орган Республики Беларусь не
вправе отказать в
принятии таможенной декларации при
соблюдении установленного
порядка декларирования.
Статья 176. Изменение, дополнение и изъятие
таможенной декларации
С разрешения таможенного органа
Республики Беларусь све-
дения, указанные в таможенной декларации,
могут быть изменены
или дополнены, а поданная таможенная
декларация может быть
изъята.
Изменение, дополнение таможенной
декларации или ее изъ-
ятие может производиться только до:
начала проверки таможенной декларации;
начала досмотра товаров и транспортных
средств;
установления таможенным органом
Республики Беларусь не-
достоверности указанных сведений.
Изменение или дополнение таможенной
декларации не может
расширять или сужать сферу ее действия.
Должностные лица таможенных органов
Республики Беларусь
не вправе по собственной инициативе,
поручению или просьбе ли-
ца заполнять письменную таможенную
декларацию, изменять или
дополнять сведения, указанные в
таможенной декларации, за иск-
лючением внесения в нее тех сведений,
которые отнесены к ком-
петенции таможенных органов Республики
Беларусь, а также изме-
нения или дополнения кодированных
сведений, используемых для
машинной обработки, если такие сведения в
некодированном виде
имеются в таможенной декларации.
Статья 177. Временная или неполная
декларация
Если декларант в силу особых причин не
может подать пол-
ную таможенную декларацию, таможенный
орган Республики Бела-
русь в порядке, определяемом
Государственным таможенным коми-
тетом Республики Беларусь, вправе
разрешить подачу временной
или неполной таможенной декларации при
условии, что временная
или неполная таможенная декларация
содержит основные сведения,
необходимые для таможенных целей, и что
недостающие сведения
будут представлены в сроки,
устанавливаемые таможенным органом
Республики Беларусь.
Статья 178. Периодическая таможенная
декларация
При регулярном перемещении одних и тех же
товаров и
транспортных средств одним и тем же лицом
таможенный орган
Республики Беларусь может разрешить
подачу одной таможенной
декларации на все товары и транспортные
средства, перемещаемые
через таможенную границу Республики
Беларусь в течение опреде-
ленного времени.
Случаи и порядок подачи периодической
таможенной деклара-
ции определяются Государственным
таможенным комитетом Респуб-
лики Беларусь.
Статья 179. Упрощенный порядок
декларирования
товаров и транспортных средств
В целях совершенствования таможенного
оформления Госу-
дарственный таможенный комитет
Республики Беларусь вправе ус-
танавливать упрощенный порядок
декларирования товаров и транс-
портных средств.
ГЛАВА 27. Общие
положения
Статья 180. Проведение
таможенного контроля и его формы
Таможенный контроль проводится
должностными лицами тамо-
женных органов Республики Беларусь путем:
проверки документов и сведений,
необходимых для таможен-
ных целей;
таможенного досмотра (досмотра товаров и
транспортных
средств, личного досмотра как
исключительной формы таможенного
контроля);
учета товаров и транспортных средств;
устного опроса физических и должностных
лиц;
проверки системы учета и отчетности;
осмотра территорий и помещений складов
временного хране-
ния, таможенных складов, свободных
складов, свободных таможен-
ных зон, магазинов беспошлинной торговли
и других мест, где
могут находиться товары и транспортные
средства, подлежащие
таможенному контролю, либо
осуществляется деятельность, конт-
роль за которой возложен на таможенные
органы Республики Бела-
русь.
Таможенный контроль может производиться
в других формах,
предусмотренных настоящим Кодексом и
иными актами законода-
тельства Республики Беларусь по
таможенному делу.
При проведении таможенного контроля
могут применяться
технические средства, безопасные для
жизни и здоровья челове-
ка, животных и растений и не причиняющие
ущерба товарам,
транспортным средствам, лицам.
Правила проведения таможенного контроля
определяются Го-
сударственным таможенным комитетом
Республики Беларусь в соот-
ветствии с настоящим Кодексом.
Статья 181. Зоны таможенного контроля
Для целей осуществления таможенного
контроля вдоль тамо-
женной границы Республики Беларусь, в
местах таможенного
оформления, нахождения таможенных
органов Республики Беларусь
и в иных местах, определяемых
Государственным таможенным коми-
тетом Республики Беларусь, создаются
зоны таможенного контро-
ля.
Порядок создания и обозначения зон
таможенного контроля
определяется Государственным таможенным
комитетом Республики
Беларусь.
Осуществление производственной и иной
коммерческой дея-
тельности, перемещение товаров,
транспортных средств, лиц,
включая должностных лиц иных
государственных органов, через
границы таких зон и в их пределах
допускаются только с разре-
шения таможенных органов Республики
Беларусь и под их контро-
лем, за исключением случаев,
предусмотренных законодательными
актами Республики Беларусь. В указанных
случаях доступ в зоны
таможенного контроля разрешается с
предварительного уведомле-
ния таможенных органов Республики
Беларусь.
Статья 182. Документы и сведения,
необходимые для
таможенного контроля
Лица, перемещающие товары и транспортные
средства через
таможенную границу Республики Беларусь
либо осуществляющие де-
ятельность, контроль за которой возложен
на таможенные органы
Республики Беларусь, обязаны
представлять этим органам доку-
менты и сведения, необходимые для
таможенного контроля.
Перечень документов и сведений, порядок
их представления
определяются Государственным таможенным
комитетом Республики
Беларусь в соответствии с настоящим
Кодексом и иными актами
законодательства Республики Беларусь.
Для проведения таможенного контроля
таможенные органы
Республики Беларусь вправе получать от
банков и иных кредитных
учреждений сведения и справки об
операциях и состоянии счетов
лиц, перемещающих товары и транспортные
средства через тамо-
женную границу Республики Беларусь,
таможенных агентов либо
иных лиц, осуществляющих деятельность,
контроль за которой
возложен на таможенные органы Республики
Беларусь.
Другие правоохранительные органы
Республики Беларусь, на-
логовые и иные контролирующие органы
Республики Беларусь по
собственной инициативе либо по запросу
таможенных органов Рес-
публики Беларусь информируют об
имеющихся сведениях, необходи-
мых для таможенного контроля.
Документы, необходимые для таможенного
контроля, должны
храниться лицами не менее трех лет.
Статья 183. Привлечение специалистов и
экспертов
для оказания содействия в
проведении таможенного контроля
Таможенные органы Республики Беларусь
вправе привлекать в
соответствии с законодательством
Республики Беларусь специа-
листов других правоохранительных и
контролирующих органов,
предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собс-
твенности и подчиненности, а также
экспертов для оказания со-
действия в проведении таможенного
контроля.
За специалистами и экспертами,
работающими в государс-
твенных органах, на государственных
предприятиях, в государс-
твенных учреждениях и организациях,
сохраняется средняя месяч-
ная оплата труда по месту работы.
Запрос таможенного органа Республики
Беларусь о привлече-
нии специалиста или эксперта для
оказания содействия в прове-
дении таможенного контроля является
обязательным для исполне-
ния руководителем соответствующего
государственного органа,
предприятия, учреждения или организации,
где этот специалист
или эксперт работает.
Статья 184. Доступ должностных лиц
таможенных
органов Республики Беларусь на
территорию
и в помещения для проведения таможенного
контроля
В целях проведения таможенного контроля
должностные лица
таможенных органов Республики Беларусь
на основании служебного
удостоверения имеют право доступа на
территорию и в помещения
любых лиц, где находятся или могут
находиться товары и транс-
портные средства, подлежащие такому
контролю, документы, необ-
ходимые для таможенного контроля, либо
осуществляется деятель-
ность, контроль за которой возложен на
таможенные органы Рес-
публики Беларусь, за исключением случаев,
предусмотренных за-
конодательными актами Республики
Беларусь или международными
договорами Республики Беларусь.
Статья 185. Идентификация товаров,
транспортных
средств, помещений и других мест
Транспортные средства, помещения и
другие места, где на-
ходятся или могут находиться товары и
транспортные средства,
подлежащие таможенному контролю, места,
где осуществляется де-
ятельность, контроль за которой возложен
на таможенные органы
Республики Беларусь, а также товары и
транспортные средства,
находящиеся под таможенным контролем,
могут идентифицироваться
таможенными органами Республики
Беларусь.
Идентификация производится путем
наложения пломб, печа-
тей, нанесения цифровой, буквенной и иной
маркировки, иденти-
фикационных знаков, проставления штампов,
взятия проб и образ-
цов, описания товаров и транспортных
средств, составления чер-
тежей, изготовления масштабных
изображений, фотографий, ил-
люстраций, использования
товаросопроводительной и иной доку-
ментации и других средств идентификации.
Средства идентификации могут изменяться
или уничтожаться
только таможенными органами Республики
Беларусь или с их раз-
решения, за исключением случаев, если
существует реальная уг-
роза уничтожения, безвозвратной утраты
или существенной порчи
товаров и транспортных средств.
Таможенному органу Республики
Беларусь незамедлительно сообщается об
изменении, удалении или
уничтожении средств идентификации и
представляются доказатель-
ства существования указанной угрозы.
Статья 186. Проверка финансово-хозяйственной
деятельности
В целях обеспечения соблюдения
законодательства Республи-
ки Беларусь и международных договоров
Республики Беларусь,
контроль за исполнением которых возложен
на таможенные органы
Республики Беларусь, при наличии
оснований полагать, что ука-
занные законодательство и международные
договоры не соблюдают-
ся либо соблюдаются не в полной мере,
таможни и вышестоящие
таможенные органы Республики Беларусь
вправе назначать либо
проводить в пределах своей компетенции
проверку финансово-хо-
зяйственной деятельности лиц,
перемещающих товары и транспорт-
ные средства через таможенную границу
Республики Беларусь, та-
моженных агентов либо иных лиц,
осуществляющих деятельность,
контроль за которой возложен на
таможенные органы Республики
Беларусь.
При проведении проверки финансово-хозяйственной
деятель-
ности должностные лица таможенных
органов Республики Беларусь
вправе:
требовать безвозмездного предоставления
и ознакомления с
любой документацией (включая банковскую)
и информацией, касаю-
щейся осуществления внешнеэкономической
и иной хозяйственной
деятельности, имеющей отношение к
таможенному делу и функциям
таможенных органов Республики Беларусь;
получать от должностных лиц и других
работников справки,
письменные и устные объяснения;
опечатывать помещения;
изымать по акту, составляемому по форме,
устанавливаемой
Государственным таможенным комитетом
Республики Беларусь, до-
кументы, если они будут проверяться в
другом месте. Изъятые
документы должны возвращаться в возможно
короткий срок.
При необходимости должностными лицами
таможенных органов
Республики Беларусь могут
устанавливаться место и время для
ознакомления с документацией и
информацией.
Действия должностных лиц таможенных
органов Республики
Беларусь при осуществлении проверки не
должны причинять непра-
вомерного ущерба лицу, чья финансово-хозяйственная
деятель-
ность проверяется. Результаты проверки
незамедлительно сообща-
ются этому лицу.
Вся полученная в ходе проверки
информация является конфи-
денциальной, и на нее распространяется
действие статьи 16 нас-
тоящего Кодекса.
Статья 187. Выборочность таможенного
контроля
При проведении таможенного контроля
таможенные органы
Республики Беларусь используют, как
правило, те его формы, ко-
торые являются достаточными для
обеспечения соблюдения законо-
дательства Республики Беларусь о
таможенном деле, иного зако-
нодательства Республики Беларусь и
международных договоров
Республики Беларусь, контроль за
исполнением которых возложен
на таможенные органы Республики Беларусь.
Неприменение других форм таможенного
контроля либо осво-
бождение от них не должно означать, что
лица освобождаются от
обязанности соблюдать положения
настоящего Кодекса, актов и
договоров, указанных в части первой
настоящей статьи.
При необходимости таможенные органы
Республики Беларусь
могут использовать все формы таможенного
контроля, упомянутые
в настоящем Кодексе, за исключением
случаев, указанных в
статье 188.
Статья 188. Освобождение от определенных
форм
таможенного контроля
Освобождение от определенных форм
таможенного контроля
устанавливается настоящим Кодексом.
Таможенному досмотру не подлежит личный
багаж Президента
Республики Беларусь и следующих вместе с
ним членов его семьи.
Личный багаж депутатов Палаты
представителей Национально-
го собрания Республики Беларусь, членов
Совета Республики На-
ционального собрания Республики
Беларусь и членов Правительст-
ва Республики Беларусь освобождается от
таможенного досмотра,
если указанные лица пересекают
таможенную границу Республики
Беларусь в связи с исполнением своих
депутатских или служебных
обязанностей. Освобождаются от
таможенного досмотра иностран-
ные военные корабли (суда), боевые и
военно-транспортные воз-
душные суда и военная техника, следующая
своим ходом.
От таможенного досмотра также
освобождаются:
военное имущество, которое согласно
специальным заявлени-
ям Министерства обороны Республики
Беларусь перемещается через
таможенную границу в военно-оперативных
целях;
выполняющие международные авиарейсы
иностранные воздушные
суда в период стоянки в зонах таможенного
контроля в междуна-
родных аэропортах Республики Беларусь;
имущество, досмотр которого не
производится в связи с та-
моженными льготами, предоставленными его
владельцу настоящим
Кодексом и иными законодательными актами
Республики Беларусь;
дипломатическая почта и консульская
вализа иностранных
государств;
письменная корреспонденция, не
содержащая вещей, запре-
щенных к пересылке в международных
почтовых отправлениях.
Председатель Государственного
таможенного комитета Рес-
публики Беларусь или лицо, его замещающее,
вправе освобождать
отдельных лиц, отдельные товары и
транспортные средства от оп-
ределенных форм таможенного контроля в
случаях, когда это от-
вечает жизненно важным интересам
Республики Беларусь.
Освобождение от определенных форм
таможенного контроля в
соответствии с международными
договорами Республики Беларусь
осуществляется после вступления в силу
этих договоров.
Статья 189. Личный досмотр
Личный досмотр как исключительная форма
таможенного конт-
роля может быть проведен по письменному
разрешению начальника
таможенного органа Республики Беларусь
или должностного лица,
его замещающего, при наличии достаточных
оснований предпола-
гать, что физическое лицо, следующее
через таможенную границу
Республики Беларусь либо находящееся в
зоне таможенного конт-
роля или транзитной зоне аэропорта,
открытого для международ-
ного сообщения, скрывает при себе и не
выдает товары, являющи-
еся объектами нарушения
законодательства Республики Беларусь
или международного договора Республики
Беларусь, контроль за
исполнением которых возложен на
таможенные органы Республики
Беларусь.
Перед началом личного досмотра
должностное лицо таможен-
ного органа Республики Беларусь обязано
предъявить физическому
лицу письменное решение начальника
таможенного органа Респуб-
лики Беларусь или лица, его замещающего, о
проведении личного
досмотра, ознакомить физическое лицо с
его правами и обязан-
ностями при проведении такого досмотра и
предложить доброволь-
но выдать скрываемые товары.
Личный досмотр проводится должностными
лицами таможенного
органа Республики Беларусь одного пола с
досматриваемым в при-
сутствии двух понятых того же пола в
изолированном помещении,
отвечающем санитарно-гигиеническим
требованиям. Доступ в это
помещение других физических лиц и
возможность наблюдения за
проведением личного досмотра с их
стороны должны быть исключе-
ны. Обследование тела досматриваемого
должно проводиться толь-
ко медицинским работником.
О проведении личного досмотра
составляется протокол по
форме, устанавливаемой Государственным
таможенным комитетом
Республики Беларусь и согласованной с
Прокуратурой Республики
Беларусь.
Протокол подписывается должностным
лицом таможенного ор-
гана Республики Беларусь, проводившим
личный досмотр, физичес-
ким лицом, в отношении которого был
проведен личный досмотр,
понятыми, а при обследовании тела
досматриваемого -- и меди-
цинским работником. Физическое лицо, в
отношении которого был
проведен личный досмотр, вправе сделать
заявление в протоколе.
Комментарий (от редакции):
Как правило, личный досмотр на таможне осуществляется без предварительного письменного разрешения начальника таможенного органа. На практике Вас сперва досмотрят, и если найдут валюту или еще что-то на Вас, то только тогда оформляются все необходимые документы: оформляют разрешения начальника, знакомят Вас с вашими правами и т.п. Наш совет, если у вас, что-то нашли без соблюдения процедуры, указанной в ст.189, прямо указывайте об этом в протоколе (раздел: объяснения нарушителя), а именно: « у меня личный досмотр проводился без наличия письменного на то разрешения, меня не ознакомили с моими правами перед началом досмотра». Еще одно существенное нарушение, которое допускает таможенный орган - это коллективный досмотр. Несколько человек берут и досматривают одновременно в одном помещении в присутствии друг друга, что запрещено. Об этом тоже необходимо указывать в протоколе. Дальнейшие объяснения, мы вам рекомендуем давать «таможне», только после консультации с нашим юристом. В протоколе сделайте запись: «С протоколом не согласен, объяснения будут даны после получения правовой помощи» (если не согласны с протоколом).Если есть возможность, то запишите свидетелей, которые подтвердят Вашу позицию, когда дело будет рассматриваться в суде. Фиксация Вами нарушений работников таможни при проведении личного досмотра может послужить основанием для возврата Вам изъятых ценностей и валюты.Что касается декларации, то если по каким-либо причинам там стоит не ваша подпись (сосед случайно подписал вашу, а вы соседа в спешке и т.п.), то такая декларация юридически ничтожна и вы не несете ответственности за нее.
Продолжение в следующем номере
|