Информационный бюллетень профсоюзов предпринимателей Республики Беларусь

№16 (82)
июнь

2001г.

Информационные сообщения

Что бы это значило? 
Рядовому в запасе Валерию Левоневскому 30.06.2001 пришло приглашение от имени Президента Республики Беларусь (фамилия президента не указана) следующего содержания:

Уважаемый Валерий Станиславович!

Президент Республики Беларусь приглашает Вас присутствовать на параде войск Минского гарнизона, посвященном Дню Независимости Республики Беларусь (Дню Республики), который состоится 3 июля 2001 года с 09.50 до 11.20 на пл. Независимости.
Ваше место на трибуне «Б».
Оргкомитет по подготовке и проведению 
Дня Независимости Республики Беларусь 
(Дня Республики).
По состоянию на 1.07.2001 за Валерия Левоневского подписалось 31.000 человек. Учитывая, что инициативная группа Валерия Левоневского всего 354 человека, результат очень даже неплохой. 
Сбор подписей не прекращается даже на экзотических пляжах гродненщины.
На снимках: инициативная группа в поддержку Валерия Левоневского сочетает приятный отдых с полезным делом – http://www.levonevski.net/novosti/20010701f.html 


Постановление Совета Министров Республики Беларусь

О минимальной заработной плате и тарифной ставке первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями

В целях дальнейшего повышения заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить с 1 июля 2001 г.:
минимальную заработную плату в размере 7500 рублей;
тарифную ставку первого разряда в размере 14500 рублей для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями;
ежемесячные доплаты к тарифным ставкам (окладам) работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, тарифицируемых 1—11 разрядами, в размерах 12000—1000 рублей.
2. Министерству труда с 1 июля 2001 г. в установленном порядке ввести ежемесячные дифференцированные доплаты работникам, указанным в пункте 1 настоящего постановления.
3. Министерствам, другим республиканским органам распорядительным органам, руководителям организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственного управления, местным исполнительным и государственными дотациями, обеспечить перерасчет заработной платы

работников в соответствии с установленной настоящим постановлением тарифной ставкой первого разряда и коэффициентами Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
4. Увеличить с 1 июля 2001 г.:
в 1,32 раза назначенные до указанной даты в соответствии с законодательством пособия по безработице и стипендии гражданам, проходящим профессиональное обучение по направлению органов государственной службы занятости;
до 2133 рублей размер ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 6 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 января 1995 г. № 7 "О повышении размера минимальной заработной платы и материальной поддержке отдельных категорий граждан" (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 1, ст. 13), гражданам, получающим пособия по безработице и стипендии при прохождении профессионального обучения по направлению государственной службы занятости.
5. Признать утратившими силу пункты 1 и 4 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2001 г. № 277 "О совершенствовании оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 23, 5/5351).

 

Консультация (права потребителя)

Уважаемые предприниматели!

Мы продолжаем обзор действующего законодательства Республики Беларусь, с которым Вы сталкиваетесь каждый день. В этом и следующем номерах бюллетеня «Предприниматель» мы остановимся на нескольких вопросах, связанных с защитой прав потребителя и спорах с Госавтоинспекцией. Если будут возникать вопросы: задавайте их нашему активу в письменном виде. Наши юристы постараются на них ответить. Ниже мы публикуем весь текст закона «О защите прав потребителя». Прав у потребителя больше, чем у милиционера. Наши советы Вам пригодятся: как предпринимателю и как потребителю.
Что касается защиты прав потребителя, то мы советуем всем предпринимателям возвращать деньги за товар или обменивать некачественный товар по первому требованию покупателя. Все судебные тяжбы по данным вопросам решаются в пользу потребителя. Суды с удовольствием решают такие споры не в пользу продавца. Более того, в пользу потребителя взыскивается еще и моральный вред (2.000-50.000 рублей). 
Потребители освобождены от государственной пошлины в суды, по своим искам.
Некоторые предприниматели считают, что если у потребителя нет документа о покупке товара (талона, чека и т.п.), то дело потребитель не выиграет. Это заблуждение. 
Достаточно одного свидетельского показания, что товар покупался
у Вас и факт покупки подтвержден, если только Вы не представите доказательства обратного (например, свидетелей со своей стороны, документального подтверждения, что такого товара у Вас вообще не было в продаже и т.д.)
Часто попадаются и непорядочные потребители. С ними можно и нужно бороться. Несколько советов от недобропорядочных потребителей. 
1. Требуйте, чтобы потребитель написал письменное заявление на Ваше имя, с указанием причин, по которым он требует возвратить товар. В заявлении должны быть указаны, Фамилия, Имя, Отчество потребителя, адрес место жительства и паспортные данные. Данное требование основано на законе РБ «Об обращении граждан» и требований ГНИ, и отсеивает 70% заявителей.
2. Потребитель может Вам вернуть доброкачественный товар в течение 14 дней со дня покупки (не подошел по цвету, габаритам), если только сохранены все характеристики товара (не поврежден, пломбы, упаковка и т.п.)
3. Есть перечень товаров, который не подлежит возврату не при каких обстоятельствах: нижнее белье….. (полный список будет опубликован в следующем выпуске «Предприниматель».
Продолжение консультаций в следующем номере.
ИПЦ при БПП

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Закон Республики Беларусь

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 
Закон Республики Беларусь 
от 19 ноября 1993 г. N 2572-XII 
Hастоящий закон определяет общие правовые, экономические 
и социальные основы защиты прав граждан -- потребителей това- 
ров и распространяется на отношения их с предприятиями, орга- 
низациями, учреждениями независимо от форм собственности, ус- 
ловий хозяйствования, а также гражданами-предпринимателями. 
В настоящем Законе используются следующие понятия: 
"товары" -- товары народного потребления, продукция, ра- 
боты и услуги; 
"потребитель" -- гражданин, приобретающий, заказывающий 
либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, исполь- 
зующий их для личных, бытовых или семейных нужд; 
"изготовитель" -- предприятие, организация, учреждение 
или гражданин-предприниматель, производящие товар для реализа- 
ции; 
"исполнитель" -- предприятие, организация, учреждение или 
гражданин-предприниматель, выполняющие работы для потребителя 
или оказывающие ему услуги; 
"продавец" -- предприятие, организация, учреждение или 
гражданин-предприниматель, реализующие товар потребителю по 
договору купли-продажи; 
"договор" -- соглашение между потребителем и продавцом 
(исполнителем, изготовителем) о качестве, сроке, цене и других 
условиях купли-продажи товара, выполнении работ, оказании ус- 
луг; 
"нормативно-техническая документация" -- стандарты, дру- 
гие приравненные к ним документы (строительные нормы и прави- 
ла, государственная фармакопея и временные фармакопейные 
статьи на лекарственные средства), технические условия, техни- 
ческие описания, рецептура и другая документация, закрепляющая 
требования к качеству товаров; 
"сертификат соответствия" -- документ, удостоверяющий со- 
ответствие свойств товаров установленным для них требованиям; 
"гарантийный срок" -- календарный срок (в месяцах) или 
наработка (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и 
т.д.), в течение которых изготовитель, исполнитель или прода- 
вец гарантируют и обеспечивают выполнение предусмотренных нор- 
мативно-технической документацией требований к качеству товара; 
"срок службы" -- продолжительность эксплуатации, при дос- 
тижении которой эксплуатация товара должна быть прекращена не- 
зависимо от его технического состояния; 
"срок годности (сохранности)" -- время, в течение которо- 
го сохраняются в пределах, установленных проектно-сметной до- 
кументацией, значения параметров, характеризующих способность 
товара обеспечивать заданные функции; 
"товарный чек" -- документ, удостоверяющий покупку товара 
при отсутствии кассовых аппаратов, в котором указываются стои- 
мость товара, дата его приобретения и информация о продавце; 
"кассовый чек" -- документ, удостоверяющий покупку товара 
с помощью кассового аппарата, в котором указана стоимость то- 
вара, дата его приобретения и номер кассового аппарата. 
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕHИЯ 
Статья 1. Законодательство Республики Беларусь 
о защите прав потребителей 
1. Законодательство Республики Беларусь о защите прав 
потребителей состоит из настоящего Закона и иных издаваемых в 
соответствии с ним актов законодательства Республики Беларусь. 
2. Акты законодательства Республики Беларусь о защите 
прав потребителей не могут ограничивать права потребителей и 
снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными нас- 
тоящим Законом. 
Статья 2. Международные договоры 
Если международным договором, в котором участвует Респуб- 
лика Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые со- 
держатся в законодательстве Республики Беларусь о защите прав 
потребителей, то применяются правила международного договора. 
Статья 3. Особенности применения настоящего Закона 
Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать 
особенности применения настоящего Закона (не противоречащие 
его основным положениям) по отдельным видам товаров, а также 
по отдельным видам договоров. 
РАЗДЕЛ II . ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА 
Статья 4. Права потребителей товаров 
Любой потребитель имеет право на: 
государственную защиту своих интересов; 
надлежащее качество товаров; 
безопасность товаров; 
полную и достоверную информацию о товарах; 
возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром 
ненадлежащего качества; 
обращение в суд и другие уполномоченные государственные 
органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом ин- 
тересов; 
создание общественных объединений потребителей. 
Актами законодательства могут быть предусмотрены и гаран- 
тированы и другие права потребителей товаров, кроме определен- 
ных этой статьей. 
Статья 5. Государственная защита прав потребителей 
1. Государство обеспечивает потребителям защиту их закон- 
ных интересов, получение необходимых сведений для принятия ре- 
шений при приобретении и использовании товара. 
2. Государственную защиту прав потребителей обеспечивают 
органы государственной власти и управления, специально уполно- 
моченные на то органы, а также суд. 
Статья 6. Судебная защита прав потребителей 
Защита прав потребителей, предусмотренных настоящим Зако- 
ном и другим законодательством Республики Беларусь о защите 
прав потребителей, осуществляется судом. 
Иски предъявляются в суд в порядке, предусмотренном граж- 
данским процессуальным законодательством. 
Потребители освобождаются от уплаты государственной пош- 
лины по искам о нарушении их прав, предусмотренных законода- 
тельными актами о защите прав потребителей. 
Статья 7. Информация о товарах 
1. Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоста- 
вить потребителю необходимую и достоверную информацию о наиме- 
новании и принадлежности своего предприятия, цене, потреби- 
тельских свойствах интересующих его товаров (а в отношении 
продуктов питания также -- о составе, энергетической ценности, 
наличии вредных для здоровья веществ), условиях их приобрете- 
ния, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претен- 
зий, способах и правилах использования товаров, их хранения и 
безопасной утилизации, а также другую информацию, обеспечиваю- 
щую возможность компетентного выбора товара, его хранения и 
использования. 
Продавец (исполнитель) обязан также предоставить потреби- 
телю достаточно полную. достоверную и наглядную информацию о 
правилах торговли товарами, реализуемыми предприятием, и дру- 
гих видах обслуживания. 
2. Информация, предусмотренная в пункте 1 настоящей 
статьи, доводится до сведения потребителя технической докумен- 
тацией, прилагаемой к товарам, а также маркировкой, указанием 
даты изготовления и реализации или иным способом, принятым в 
некоторых сферах обслуживания. 
Hа продовольственных товарах, лекарствах, средствах кос- 
метики и другой продукции (их упаковке), потребительские 
свойства которых могут ухудшаться с течением времени, должны 
также указываться дата изготовления, срок годности или реали- 
зации. 
3. Выпускаемые предприятием товары должны иметь произ- 
водственную марку и зарегистрированный в установленном порядке 
товарный знак, кроме случаев, предусмотренных законодательст- 
вом Республики Беларусь. Производственная марка включает в се- 
бя наименование изготовителя, его местонахождение, обозначение 
нормативно-технической документации, которой должны соответс- 
твовать изготовленные товары. 
Товары, изготовленные гражданином, осуществляющим предп- 
ринимательскую деятельность без образования юридического лица, 
должны иметь этикетку с указанием сведений о государственной 
регистрации, проведенной в соответствии с законодательством 
Республики Беларусь, а также нормативно-техническую документа- 
цию, обязательные требования которой распространяются на дан- 
ные товары. 
4. Если предоставление недостоверной или недостаточно 
полной информации о реализуемых товарах повлекло: 
приобретение товаров, не обладающих необходимыми для пот- 
ребителя свойствами, -- потребитель вправе расторгнуть договор 
и потребовать возмещения причиненных ему убытков; 
невозможность использования приобретенных товаров по 
назначению, -- потребитель вправе потребовать предоставления в 
14-дневный срок указанной информации. Если информация в огово- 
ренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе рас- 
торгнуть договор и потребовать возмещения убытков; 
причинение вреда здоровью, жизни либо имуществу потреби- 
теля, -- он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполни- 
телю) требования, предусмотренные статьей 14 настоящего Зако- 
на. 
5. Убытки, причиненные потребителю товарами, приобретен- 
ными в результате недобросовестной рекламы, подлежат возмеще- 
нию рекламодателем в полном объеме. 
6. Требования потребителя о возмещении убытков, причинен- 
ных недостоверной или недостаточно полной информацией о това- 
рах либо недобросовестной рекламой, рассматриваются исходя из 
предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о 
свойствах и характеристиках приобретаемых товаров. 
Статья 8. Hадлежащее качество товаров 
1. Продавец, исполнитель обязаны передать потребителю то- 
вары, соответствующие по качеству обязательным требованиям 
нормативно-технической документации, условиям договоров,, а 
также предоставленной информации о потребительских свойствах 
указанных товаров. Вместе с проданным товаром потребителю вы- 
дается товарный или кассовый чек либо другой документ, подт- 
верждающий покупку. 
Перечень и условия выдачи документов, подтверждающих по- 
купку товаров в предприятиях розничной торговли, расположенных 
в сельской местности, предприятиях общественного питания, в 
развозной, разносной и лоточной торговле, устанавливаются в 
порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. 
2. Изготовитель, исполнитель, продавец обязаны обеспечить 
возможность использования товаров в течение срока их службы. 
В этих целях изготовитель, исполнитель, продавец обеспе- 
чивают техническое обслуживание и ремонт товаров, а также вы- 
пуск, поставку и продажу в торговой и ремонтной сети в необ- 
ходимых для ремонта и технического обслуживания объемах и ас- 
сортименте запасных частей в течение срока производства това- 
ров, а после снятия их с производства -- в течение срока служ- 
бы, при отсутствии такового -- в течение 10 лет. 
В течение указанных сроков изготовитель, исполнитель, 
продавец должны обеспечить наличие необходимых запасных частей. 
3. Убытки, причиненные потребителю в результате неиспол- 
нения или ненадлежащего исполнения изготовителем, исполнителем 
либо продавцом своих обязанностей, которые определены пунктом 
2 настоящей статьи, подлежат возмещению в полном объеме. 
4. Порядок возмещения убытков продавцом, изготовителем, 
исполнителем потребителю, а также вреда жизни потребителя, его 
здоровью и имуществу, причиненных в течение сроков, установ- 
ленных настоящим Законом, товарами ненадлежащего качества пос- 
ле объявления неплатежеспособности, банкротства, ликвидации 
продавца, изготовителя, исполнителя и в других случаях прекра- 
щения их деятельности, определяется законодательством Респуб- 
лики Беларусь. 
Статья 9. Гарантийные обязательства 
1. Гарантийные сроки устанавливаются нормативно-техни- 
ческой документацией или определяются договором, заключенным в 
письменной форме, а также могут устанавливаться законодатель- 
ством. 
Гарантийный срок исчисляется со дня продажи товара или 
со дня его выпуска, если дата продажи неизвестна. 
Сроки годности устанавливаются нормативно-технической до- 
кументацией или договором, а на продовольственные товары -- 
только нормативно-технической документацией изготовителя и ис- 
числяются со дня изготовления. 
2. Для отдельных видов технически сложных товаров (авто- 
машин, мотоциклов, телевизоров и т.д.), комплектуемых различ- 
ными самостоятельными изделиями и устройствами, могут устанав- 
ливаться гарантийные сроки на отдельные их части (аккумулято- 
ры, шины, кинескопы и т.д.). 
Гарантийные сроки на комплектующие изделия должны быть не 
меньше гарантийного срока на основное изделие. 
3. Запрещается реализация продовольственных товаров, срок 
годности которых истек. Реализация отдельных непродовольствен- 
ных товаров, срок годности которых истек, может быть разрешена 
специально уполномоченными государственными органами по защите 
прав потребителей по результатам проведения соответствующей 
экспертизы этих товаров. 
Статья 10. Права потребителя при продаже ему товара 
ненадлежащего качества 
1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего ка- 
чества, если недостатки товара не были оговорены продавцом, 
вправе по своему выбору потребовать или безвозмездного устра- 
нения недостатков товара, или возмещения своих расходов по 
устранению недостатков, или соразмерного уменьшения покупной 
цены, или замены такого товара товаром надлежащего качества, 
или расторжения договора и возмещения понесенных убытков. 
Потребитель может осуществить указанные права в течение 
12 месяцев с момента перехода к нему права собственности на 
товар, если более длительные сроки не установлены законода- 
тельными актами Республики Беларусь или договором, а в случа- 
ях, когда на товар установлены гарантийные сроки либо сроки 
годности, -- в течение этих сроков. 
Для сезонных товаров (одежды, обуви, меховых изделий и 
других) сроки предъявления претензий исчисляются с момента 
наступления соответствующего сезона: с 1 апреля -- товаров 
летнего ассортимента и с 1 октября -- товаров осенне-зимнего 
ассортимента. Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки 
носки исчисляются: зимней -- с 15 ноября, весенней и осенней 
-- соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней -- с 1 мая. 
При обнаружении в изделиях из натурального меха скрытых недос- 
татков потребитель имеет право на их обмен в течение 12 меся- 
цев со дня покупки. В этот срок не включается время перерыва 
пользования изделием, связанное с наступлением другого сезона. 
2. При возникновении недостатков в изделиях, входящих са- 
мостоятельными элементами в наборы, гарнитуры, комплекты, 
комплексы и имеющих собственные гарантийные сроки, покупатель 
справе предъявить одно из требований, предусмотренных пунктом 
1 настоящей статьи, как в отношении всего набора, гарнитура, 
комплекта, комплекса, так и отдельных, входящих в них дефект- 
ных изделий. Ответственность перед потребителем за качество 
комплектующих изделий несет изготовитель конечной продукции. 
3. Требования, вытекающие из пункта 1 настоящей статьи, 
предъявляются потребителем по своему выбору продавцу товара 
или торговому предприятию, осуществляющему функции продавца, 
по месту жительства потребителя. 
В соответствии с профилем реализуемых товаров государс- 
твенные торговые предприятия и торговые предприятия потреби- 
тельской кооперации, не являющиеся продавцом товара, выполняют 
функции, связанные с исполнением перед потребителем вытекающих 
из настоящей статьи обязательств предприятий-продавцов соот- 
ветствующих систем торговли. 
Функции, связанные с исполнением таких обязательств про- 
давцов, основанных на иных формах собственности, выполняют 
созданные ими торговые предприятия, осуществляющие реализацию 
товаров соответствующего профиля, или предприятия, с которыми 
продавцы заключили соответствующий договор. 
В случаях, предусмотренных договором купли-продажи, пот- 
ребитель также вправе предъявить требования о безвозмездном 
устранении недостатков либо возмещении расходов по их устране- 
нию изготовителю или предприятиям, создаваемым для этих целей 
изготовителем, или предприятиям, на которые возложены соот- 
ветствующие функции договором, заключенным с ними изготовите- 
лем. 
4. Требования потребителя рассматриваются при предъявле- 
нии потребителем товарного (кассового) чека, а по товарам, 
на которые установлены гарантийные сроки, -- надлежаще оформ- 
ленного технического паспорта или иного заменяющего его доку- 
мента. 
В случае утраты потребителем технического паспорта или 
иного заменяющего его документа их восстановление осуществля- 
ется в порядке, установленном гражданским процессуальным зако- 
нодательством. 
5. Требования потребителя, вытекающие из пункта 1 настоя- 
щей статьи, не подлежат удовлетворению, если продавец, изгото- 
витель (предприятия, осуществляющие их функции) докажут, что 
недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем 
правил пользования или хранения, действий третьих лиц или 
непреодолимой силы. В случае обнаружения потребителем в преде- 
лах сроков службы, но по истечении сроков, указанных в пункте 
1 настоящей статьи, производственных, конструкционных, рецеп- 
турных или иных недостатков товаров, не связанных с износом, 
старением и другими физическими процессами в товаре, требова- 
ния потребителя, предусмотренные настоящей статьей, подлежат 
удовлетворению, если продавец (изготовитель) не докажет, что 
эти недостатки в товаре возникли после его продажи. 
Потребитель вправе участвовать в проверке качества (про- 
ведении экспертизы) товара лично или через своего представите- 
ля. 
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом, изготовите- 
лем. В случае установления, что дефект произошел по вине пот- 
ребителя в результате нарушения им правил пользования или хра- 
нения, потребитель возмещает продавцу, изготовителю стоимость 
экспертизы. 
6. Доставка крупногабаритных товаров весом более 10 ки- 
лограммов продавцу, изготовителю (предприятиям, осуществляющим 
их функции) для ремонта, уценки, замены и возврат таких това- 
ров потребителю осуществляются силами и средствами предприятия 
(продавца, изготовителя), к которому обратился потребитель. 
В случае неисполнения предприятием (продавцом, изготови- 
телем) данной обязанности, а также при отсутствии продавца, 
изготовителя (предприятий, осуществляющих их функции) в месте 
нахождения потребителя доставка и возврат товаров могут быть 
осуществлены потребителем за счет продавца, изготовителя 
(предприятий, осуществляющих их функции). 
7. Требование потребителя о замене товара ненадлежащего 
качества подлежит удовлетворению немедленно, а в случае необ- 
ходимости проверки его качества -- в течение 14 дней со дня 
предъявления соответствующего требования, если иные сроки не 
установлены соглашением сторон. При этом технически сложные 
товары, в процессе эксплуатации которых выявлены скрытые мел- 
кие недостатки, подлежат обмену, если продавец, изготовитель 
(предприятия, осуществляющие их функции) в течение 14-дневного 
срока не произведут соответствующий ремонт за счет собственных 
сил и средств. Перечень недостатков, которые могут быть устра- 
нены посредством мелкого ремонта, определяется нормативно-тех- 
нической документацией. 
При предъявлении потребителем требования о замене недоб- 
рокачественного товара в случае, если товары данной модели 
(марки, типа, артикула и т.п.) отсутствуют у продавца (предп- 
риятия, осуществляющего его функции) по независящим от него 
причинам в течение двухмесячного срока с момента письменного 
заявления потребителя, продавец (предприятие, осуществляющее 
его функции) обязан предоставить ему аналогичный товар другой 
модели (марки, типа, артикула и т.п.) с соответствующим пере- 
расчетом. 
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со 
дня замены. 
В случае невозможности замены товара аналогичным из-за 
его отсутствия по истечении указанного срока продавец (предп- 
риятие, осуществляющее его функции) вправе требовать расторже- 
ния договора. При возражении потребителя вопрос разрешается в 
судебном порядке. 
8. В случае, если потребитель потребовал безвозмездного 
устранения недостатков в товаре, они должны быть устранены в 
течение 14 дней со дня предъявления соответствующего требова- 
ния. 
В случае предъявления требования об устранении недостат- 
ков в товаре гарантийные сроки его эксплуатации продлеваются 
на время, в течение которого товар не мог быть использован 
потребителем. Указанное время исчисляется со дня обращения 
потребителя с требованием об устранении недостатков. При этом 
в техническом паспорте или ином заменяющем его документе 
продавцом, исполнителем делается соответствующая запись. 
9. При предъявлении потребителем требования об уменьшении 
покупной цены товара ее размер определяется соглашением сто- 
рон. При этом новая цена может определяться за вычетом из 
прежней цены стоимости возможного восстановительного ремонта 
или суммы уценки, предусмотренной актом соответствующей экс- 
пертизы. 
10. По требованию потребителя продавец, изготовитель 
(предприятия, осуществляющие их функции) обязаны безвозмездно 
на время ремонта или замены бытовой техники и транспортных 
средств предоставить ему (с доставкой) аналогичный товар в 
порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. 
11. В случае задержки выполнения требования о предостав- 
лении на время ремонта (замены) аналогичного товара, а также 
устранения недостатков в товаре или его замены продавец, изго- 
товитель (предприятия, осуществляющие их функции) уплачивает 
потребителю одновременно с выдачей товара неустойку в размере 
одного процента его розничной цены на момент уплаты неустойки 
за каждый день просрочки сверх установленных сроков. 
12. В случае невыполнения требований потребителя в сроки, 
предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящей статьи, потребитель 
вправе по своему выбору предъявить иные требования, вытекающие 
из пункта 1 настоящей статьи. Эти требования должны быть заяв- 
лены в течение 14 дней после получения уведомления продавца 
(предприятия, осуществляющего его функции) о невозможности 
удовлетворения ранее заявленных требований потребителя. 
При заявлении требования о расторжении договора о возме- 
щении понесенных убытков неустойка, выплаченная в соответствии 
с пунктом 11 настоящей статьи, в счет подлежащих возмещению 
потребителю убытков не засчитывается. 
13. При обмене недоброкачественного товара на товар той 
же модели (марки, типа, артикула и т.п.) в случае изменения 
цены перерасчет стоимости не производится. 
При обмене недоброкачественного товара на товар, опреде- 
ленный теми же родовыми признаками, но другой модели (марки, 
типа, артикула и т.п.), в случае изменения цены перерасчет 
стоимости производится исходя из действующих на момент обмена 
цен на указанные товары. 
При расторжении договора расчеты с потребителем произво- 
дятся в случае повышения цены на товар исходя из его стоимости 
на момент расторжения договора, а в случае снижения цены -- из 
стоимости товара на момент покупки. 
В случае невозможности установления цены недоброкачест- 
венного товара при его обмене или расторжении договора она оп- 
ределяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения 
-- в судебном порядке. 
Потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае 
расторжения договора купли-продажи денежная сумма возвращается 
в размере погашенного кредита к моменту возврата товара с уче- 
том изменения цен по удельному весу выплаченной суммы в общей 
стоимости товара, а также возмещаются расходы за предоставле- 
ние кредита. 
14. Изготовитель, продавец товара обязаны возместить тор- 
говому предприятию, не являющемуся продавцом товара, в полном 
объеме расходы, понесенные в связи с удовлетворением требова- 
ний потребителя, предусмотренных настоящей статьей, а также 
дополнительно уплатить торговому предприятию сумму в размере 
10 процентов от произведенных им расходов. 
Вытекающие из настоящей статьи взаимоотношения изготови- 
теля с продавцом товара, а также продавца с предприятием, осу- 
ществляющим его функции в соответствии с настоящей статьей, 
регулируются законодательством Республики Беларусь и договором. 
Статья 11. Право потребителя на обмен товаров надлежащего 
качества 
1. Потребитель вправе в течение 14 дней, не считая дня 
продажи, обменять доброкачественный непродовольственный товар 
на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен, 
если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, 
размеру или по иным причинам не может быть использован потре- 
бителем. 
Обмен доброкачественного товара производится, если он не 
был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребитель- 
ские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный или 
кассовый чек, выданный потребителю продавцом вместе с продан- 
ным товаром. 
Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, 
указанным в настоящей статье, утверждается Советом Министров 
Республики Беларусь. 
2. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже 
в момент обращения потребителя в торговое предприятие, потре- 
битель вправе расторгнуть договор и потребовать возврата упла- 
ченной за товар суммы, а продавец обязан принять товар и возв- 
ратить уплаченную сумму. 
Статья 12. Права потребителя при нарушении условий дого- 
вора о выполнении работы и оказании услуги 
1. Потребитель вправе отказаться от договора о выполнении 
работы и оказании услуги и потребовать возмещения убытков, ес- 
ли исполнитель не приступает своевременно к исполнению догово- 
ра или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее в 
срок становится явно невозможным. 
2. Если исполнитель допустил отступления от условий дого- 
вора, ухудшившие работу (услугу), либо допустил иные недостат- 
ки в работе (услуге), потребитель вправе по своему выбору тре- 
бовать безвозмездного исправления указанных недостатков в со- 
размерный срок, или возмещения понесенных им необходимых рас- 
ходов по исправлению недостатков работы (услуги), или соот- 
ветственного уменьшения оплаты за работу (услугу). 
3. Сроки устранения недостатков, предусмотренных в пункте 
2 настоящей статьи, могут устанавливаться в договоре при его 
заключении, а также дополнительно при выявлении недостатков. 
4. В случае неустранения в установленный срок недостат- 
ков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также просрочки 
начала и окончания выполнения работы (услуги) исполнитель уп- 
лачивает потребителю неустойку в размере одного процента стои- 
мости работы или услуги (стоимости заказа, если его стоимость 
отдельно не определена) за каждый день просрочки, если законо- 
дательством Республики Беларусь или договором не предусмотрен 
более высокий размер неустойки. 
Hеустойка, установленная на случай просрочки устранения 
недостатков в выполненной работе, не засчитывается в счет под- 
лежащих возмещению убытков. 
5. При наличии в работах (услугах) существенных отступле- 
ний от условий договора или иных существенных недостатков пот- 
ребитель вправе требовать расторжения договора и возмещения 
убытков. 
Если существенные отступления от договора либо другие су- 
щественные недостатки были обнаружены в товаре, изготовленном 
из материала потребителя, он вправе по своему выбору требовать 
или изготовления другого аналогичного товара из однородного 
материала такого же качества, или расторжения договора и воз- 
мещения убытков.

SUPERTOPTopListbe number one

Hosted by uCoz