№ 57 октябрь 2000г. |
|
Предложение
Витебских предпринимателей
«О
взимании таможенной пошлины и налога на добавленную
стоимость с индивидуальных пред- принимателей
при ввозе товаров на таможенную территорию
Республики Беларусь» Указом Президента Республики
Беларусь №-480 от 31.08.2000г., и Постановлением ГТК Республики Беларусь №-55
от 20.09.2000г. введен порядок оформления товаров, ввозимых на территорию РБ,
происходящих из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в РФ. Требования данных нормативных
актов создают, условия, при которых деятельность индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной
торговлей с доходом до 3.000 МЗП и
уплачивающих твердые суммы подоходного налога, становится невозможной. Специфика деятельности этой группы
предпринимателей имеет следующие особенности: -Товар
приобретается в основном на территории РФ на оптовых рынках мелкими партиями,
вплоть до штучных единиц. Приобретение товара производится у 10 и более
продавцов за одну поездку. В объеме приобретаемого товара, товары,
происходящие из третьих стран, составляют в среднем 90-95% объема. Продавцы
рынков РФ не представляют предпринимателям РБ накладных расходов на приобретение товаров и сертификатов. На
все обращения и просьбы, ответ один (исходя из правил обычной конкуренции и
принципов договорных отношений): «Не нравиться – не покупайте». Об этих
обстоятельствах приобретения товара
неоднократно предприниматели информировали местные и государственные
органы управления РБ. -
объем закупок по фактурной стоимости составляет в эквиваленте до 1.000
долларов США; признание этой группы предпринимателей, как особой категории, подтверждается на
государственном уровне Положением «О взимании фиксированных сумм налога на
прибыль и твердых сумм подоходного налога», утв. постановлением Совета
Министров РБ от 31 января 1997 г. №-46. Государство зафиксировало специальное
положение этой группы предпринимателей, в вопросах налогообложения,
периодичности представления отчетов, а в недавнем времени (февраль- апрель
2000г.) - в вопросах применения санкций за административные правонарушения.
Однако, при введении обязательного таможенного оформления товаров,
происходящих из третьих стран и ввезенных из РФ , особенности деятельности
этой группы предпринимателей не были учтены. Понимая
функции и интересы государства в пополнении бюджета, считаем, что введенные
правила в сфере таможенного оформления в результате приведут к уничтожению
указанной прослойки предпринимателей.
По РБ число предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по выше
указанным признакам, составляет около 120.000 человек. Они обеспечивают своей
деятельностью собственный доход, а зачастую, и доход всей своей семьи. Каждый
второй предприниматель использует наемный труд в среднем 2-3 человека, то
есть еще не менее 120.000 населения РБ обеспечены рабочим местом и заработной
платой. Эти предприниматели, в соответствии с разработанной методикой,
уплачивают твердые ставки подоходного налога перед началом своей
деятельности, еще не зная своего дохода, предприниматель отдает государству
налоги. По г. Витебску в местный бюджет поступления по налогам от
индивидуальных предпринимателей составляют около 1.8%.Кроме того, в одном г.
Витебске 6 рынков, на которых работают предприниматели. Введение такого порядка таможенного оформления
может свети работу рынков к нулю (3 рынка в г. Витебске являются
собственностью государства). На сегодняшний день экономическая ситуация в РБ
не готова к уничтожению такой формы торговли, как рынок. Платежеспособность
населения низкая, около 57,7% доходов
, по официальной статистике,
населения используется на
продукты питания. Рыночная торговля
дает возможность потребителям приобретать товары (продукцию) в соответствии с
их спросом, а также, что еще более важно, по удовлетворяющим их ценам, так
как рынок предусматривает отсутствие четко фиксированных цен. Что касается экономической
целесообразности введения нового порядка таможенного оформления товаров: -
на рынках преимущественно осуществляется торговля одеждой. Ставка таможенной
пошлины на эту группу товаров составляет 30% от стоимости, НДС на эту группу
товаров составляет 20% от стоимости товаров с учетом ставки таможенной
пошлины (детский ассортимент и продукты питания – 10%,). Подтвердить
стоимость товара возможно при предъявлении товарно-транспортной накладной
отправителя (продавца), как выше
указывалось, это в принципе невозможно. Отсутствие указанной документации
ведет к невозможности таможенного оформления. Такая ситуация вынуждает
предпринимателей идти на фальсификацию документов, что крайне не выгодно ни
государству, ни самим предпринимателям, так как это ведет к правонарушению и
применению финансовых санкций. -
для подтверждения происхождения товаров необходимо представление документов
по сертификации (СТ-1), как выше
указывалось, это также невозможно. Формулировка
принятых новых законодательных актов по таможенному оформлению не дает возможности
четко определить последствий отсутствия выше указанных документов (ТТН-1,
СТ-1 или других, установленных законодательством, документов) на товары,
происходящие из третьих стран. Отмечено лишь, что при отсутствии указанных
документов, оформление и уплата таможенных платежей осуществляется в
установленном порядке. Такая формулировка может привести (это мнение доведено
на семинаре, проводимом таможенными органами) к тому, что таможенные пошлины
будут уплачиваться в двойном размере – в соответствии с Постановлением СМ
Республики Беларусь «О таможенном тарифе Республики Беларусь» №-72 от
10.02.97г.«вещи, страна происхождения которых не установлена, облагаются
таможенными пошлинами по утвержденным настоящим постановлением ставкам
таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию РБ вещи, увеличенным
в два раза». Наряду с этим правилом, Положением «О порядке
определения страны происхождения и предоставления тарифных преференций в
отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РБ» (Утв. приказом ГТК
РБ от 5 октября 1998 года N 354-ОД) установлено, что «В удостоверение страны
происхождения партии товара фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5.000
долларов США, сертификат формы СТ-1 не требуется; страна происхождения товара
декларируется на основании сведений, указанных в товаросопроводительных
документах, предъявляемых для целей таможенного оформления. При этом,
маркировка, ярлыки, бирки, таблички, паспорта и тому подобные сведения на товаре должны позволить
идентифицировать его со сведениями, указанными в предъявляемых
товаросопроводительных документах.». Эта норма законодательства может быть
перекрыта п. 1.4.Постановления ГТК РБ от 20.09.2000г. №-55 «Товары подлежат
обложению таможенными пошлинами по ставкам, действующим на день принятия таможенной
декларации, в зависимости от страны происхождения товаров, заявленной в
таможенной декларации, без предоставления тарифных преференций». Исходя
их этого, возникает вопрос: требуется ли сертификат (СТ-1), если фактурная
стоимость товара в эквиваленте менее 5.000 долларов США? Возвращаясь к экономической целесообразности таможенного
оформления товаров, следует отметить, что таможенные пошлины и НДС неизбежно
скажутся на цене товаров, цены возрастут на 50% - 80%. Но покупательская
способность потребителей не возрастает в таких же пропорциях. Такая ситуация
приведет, либо к залеживанию товара, либо к реализации товаров без
экономической выгоды. В такой ситуации потребителям экономически выгодно
будет самостоятельно съездить на рынки России и произвести
необходимые покупки, и в этом случае денежные средства будут идти мимо
бюджета РБ. Загруженность
таможенных органов увеличится за счет объема указанной категории
предпринимателей, то есть возникнет необходимость значительного увеличения
численности работников таможенных органов, расходы, на содержание которых
несет бюджет республики. Как следствие: возникновение дефицита бюджета, поиск
источников его пополнения, увеличение налогового бремени, увеличение цен,
рост инфляции и т.д. В целях не допущения
социального конфликта, дестабилизации экономических отношений, которые в
такой ситуации являются неизбежными, считаем, что кроме указанных выше
обстоятельств, государственные органы должны учесть, что указанная
группа предпринимателей представляет собой: - лиц в
возрасте 40-50 лет, которые имеют специальность, квалификацию и опыт работы,
полученные во времена существования СССР, но уже в среднем 5-7 лет назад
прошли через сокращение численности или штата и были вынуждены для
минимального обеспечения своей жизни и жизни своей семьи стать
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю на рынках.
Естественно, их навык по специальности утрачен, потребность в такой категории
работников на рынке труда очень низкая. - вторая
категория лиц – это молодежь, обучающаяся в учебных заведениях, либо
окончившая их, то есть от 18 до 25 лет. Эта группа не имеет опыта работы по
полученным специальностям, либо вынуждены подрабатывать по причине низкого
размера стипендий, либо необходимости внесения платы за обучение. В такой
ситуации продолжать работу в качестве индивидуального предпринимателя
экономически не целесообразно, следовательно, эти люди сами попадут в
категорию безработных, а за ними в категорию безработных попадут и лица,
которые работали по найму у этих предпринимателей, а это до 360.000 населения
РБ. Эти цифры говорят об объеме пособий по безработице со стороны
государства, поиску соответствующих рабочих мест, расходах по
переквалификации и переподготовке, увеличения числа малообеспеченных граждан,
утрате института рынков как такового. На основании вышеизложенного,
убедительно просим Вас рассмотреть сложившуюся ситуацию и принять единственно
разумное решение, способное устранить указанные конфликты и избежать
негативных последствий: 1. Приостановить
действие Указа Президента Республики Беларусь №-480 от 31.08.2000г., и
принятого в соответствии с ним Постановления ГТК Республики Беларусь №-55 от
20.09.2000г. в отношении предпринимателей, осуществляющих мелкорозничную
торговлю, объем доходов которых не превышает 3.000 минимальных заработных
плат, а также - приостановить взимание штрафных санкций до 1.01.2001 года, по
аналогии принципа внесения существенных изменений в налоговое
законодательство Республики Беларусь – по окончанию отчета года. 2. Одновременно
внести следующие изменения и дополнения в указанные нормативные акты: - отменить
применение таможенного оформления товаров и уплаты НДС для предпринимателей с
товарооборотом до 3.000 минимальных заработных плат; - либо ввести
фиксированную ставку единого таможенного сбора (таможенное оформление,
таможенная пошлина, НДС при ввозе) в размере 30% фиксированной ставки
подоходного налога; - либо
допускать к таможенному оформлению товары, на которые имеется накладная формы
ТН-2, выписанная самим индивидуальным предпринимателем. При этом, если у
таможенных органов возникнут сомнения по ценам на товары, сверять эти цены со
справочниками, по аналогии с автотранспортными средствами. При этом
таможенный сбор (с учетом НДС) устанавливается в размере 10% от стоимости
товаров и не может превышать в эквиваленте 250 долларов США Данное письмо
как обращение граждан просим рассмотреть и предоставить в надлежащей форме
ответ в течение срока, установленного законодательством. С уважением, Председатель
первичной организации Индивидуальных предпринимателей г.Витебска Фролова И.Л. Член Совета Москалькова
В.А. 210015, г.Витебск, ул. Ленина, д.3-Б. Витебский
центр поддержки предпринимательства тел/факс (0212) 25-13-76. Уважаемые
предприниматели г.Витебска и Витебской области. 23.10.2000 года (понедельник) в 17.00 в
кинотеатре «Мир» состоится собрание профсоюза предпринимателей. Приглашены
представители минских профсоюзов предпринимателей и Белорусского Профсоюза Предпринимателей
(Валерий Левоневский). Вы сможете задать вопросы лидерам предпринимательского
движения, вступить в Белорусский Профсоюз Предпринимателей. Просьба при себе
иметь данные паспорта и свидетельства предпринимателя. Обращение к Витебским предпринимателям
Уважаемые господа. Вся история предпринимательского движения в
Беларуси показывает, что государство считается только с хорошо организованной
силой. Витебские предприниматели одни из самых активных в Республике
Беларусь. Если не разрешиться «мирным» путем таможенная проблема, то мы будем
вынуждены начать массовые акции протеста. Мы считаем, что акции должны пройти
организовано и дружно. Как и в прошлом году, будут провокаторы. Их задача
организовать стихийные и разрозненные акции протеста и тогда с Вами властям
будет легче расправиться по одиночке. В качестве провокаторов, как и прошлый
раз, выступают государственные профсоюзы и отдельные проходимцы. Мы всегда
подписываем свои заявления. Если вы видите листовку с анонимной подписью как
например: Свободный профсоюз, актив, группа товарищей и .т.п.- значит к этой
листовке мы, Белорусский Профсоюз Предпринимателей, Стачком, не имеем ни
какого отношения. Наши письма и заявления всегда содержат фамилию
должностного лица, подписавшего документ. Единственным полномочным нашим
представителем по Витебскому региону является Фролова Инна. Только она вправе
делать заявления от нашего имени (тел. 36-67-56.) По Минску и Минской области Леонид Калитеня (260-97-75)- Председатель координационного
Совета предпринимателей Республики Беларусь. Пока идет подготовка к
акциям протеста, очень важно, что- бы они начались одновременно. Не забудьте
помочь своим профсоюзам средствами. Успех любой акции зависит от её
финансового обеспечения. Готовьте свои письменные предложения на собрание
23.10.2000 и передавайте И.Фроловой. Что делать, будем решать вместе. С уважением Валерий
Левоневский |