№ 22 август 1999г. |
|
ОТ
РЕДАКЦИИ
Предприниматели г. Гродно совместно с Объединенной Гражданской Партией продолжают серию благотворительных акций. Уже есть первые результаты. Более трехсот семей получили
адресную помощь. Сообщайте адреса малоимущих и многодетных в профсоюз.
Активней участвуйте в сборе средств и вещей. Кто сам желает оказать помощь
конкретной семье или человеку обращайтесь к помощникам казначея или в
профсоюз за адресом. Граждане, руководители предприятий и
организаций, желающие принять участие в благотворительных акциях могут
обращаться тел/факс (8-0152)
72-00-72, Гродно, Ст.Батория 8-201, (для писем 230005, Гродно-5 а/я 63) Е-mail: levonevski2000@mail.ru, пейджер (0152)
73-00-00 абонент № 95200 Почему председатель профсоюза
сложил с себя полномочия? Такой вопрос задают мне по телефону и при встречах очень многие.
Причин много. Основные из них –большая личная загруженность и необходимость создания мощной
республиканской предпринимательской структуры. Нельзя останавливаться на
достигнутом. Тяжело сидеть на двух (в моем случае на пяти) стульях. Мы
создали самый мощный и организованный профсоюз предпринимателей в Республике
Беларусь. Теперь нужно объединить разрозненные предпринимательские структуры
по всей республике, в этом мы сейчас видим свою основную цель в этом
направлении. На Александра Васильева можно оставить профсоюз, он не подведет.
Свою задачу мы видим не в том, чтобы возглавить как можно больше организаций,
а в том, чтобы создать реальные, работающие структуры и воспитать лидеров,
которые будут руководить ими. Оставляя пост председателя профсоюза, я остаюсь
членом Совета профсоюза (очень активным) и редактором данного бюллетеня. В
наших планах охватить профсоюзными и общественными структурами рабочих,
молодежь и женщин Гродненщины, всей Республики Беларусь. С этой целью нами
начаты выпуски Бюллетеней «Избиратель», «Гродненский рабочий», «Наш Город»,
оказано содействие в создании профсоюзных, правозащитных, женских и
молодежных организаций, начато обучение (семинары) широких масс населения, в том числе и предпринимателей
(В.Левоневский- руководитель проекта). А.Васильев вместе с нашими юристами и
мною будет заниматься защитой Ваших экономических прав. Никто уже не упрекнет
наш профсоюз в излишней политизи-рованности. Я же считаю, что без решения
политических проблем ничего предприниматели не добьются и буду
отстаивать Ваши права на
республиканском уровне. Нужен ли предпринимателям профсоюз?
Нужен ли предпринимателям профсоюз? 27 июля во дворце химиков состоялось профсоюзное собрание
предпринимателей рынка «Южный». К сожалению, на собрание прибыло очень мало
членов профсоюза, гораздо меньше необходимого кворума, что и не позволило
собранию принимать какие-либо решения. Тем не менее, в связи с тем, что
председатель профсоюза Валерий Левоневский сложил с себя полномочия,
исполнять обязанности председателя было возложено на его заместителя
Александра Васильева. В связи с тем, что
активность членов профсоюза оказалась очень низкой, у части предпринимателей
возникло сомнение, а нужен ли нам профсоюз предпринимателей? Нужно
заметить, что руководство рынка и города давно добивается ликвидации
профсоюза. ПРОФСОЮЗ ДЛЯ
НИХ КАК КОСТЬ
В ГОРЛЕ ! Была попытка руководства рынка, как
альтернативу, создать «Совет рынка», что-то вроде Совета Республики, «карманный
парламент», «карманный совет рынка», дабы там можно было бы принимать любые
решения, но пока из «совета рынка» ничего не получилось.За годы советской
власти у многих из вас сложилось устойчивое представление о профсоюзах, как о
какой-то директорской организации,
занимающейся распределением путевок или еще каких либо благ Такие проф-союзы
находились под полным контролем властей, руководителей профсоюзов фактически
назначала и снимала власть. ПРОФСОЮЗ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ – это неправительственная независимая организация,
цель которой - защита жизненно важных интересов предпринимателей. Если
подконтрольные правительству профсоюзы получают от власти всяческую
поддержку, то профсоюз предпринимателей подвергается всяческому
преследованию, власти называют нашу организацию оппозиционной,
политизированной и проводят в отношении руководства профсоюза откровенно враждебную политику, руководители
профсоюза подвергаются аресту по сфабрикованным делам. Подвергаются преследованию
не только руководители профсоюза, но и члены их семей. Чинят всякие
препятствия, затрудняющие работу профсоюза - это отказ в регистрации, отказ в
предоставлении помещения и другие меры. Все это расписано в «известной»
инструкции по борьбе с «политическим экстремизмом».Отношение власти к предпринимателям
наиболее ярко выражено в одном
высказывании президента о том,
что предприниматели это «вшивые блохи». В том государстве, которое ныне
функционирует, предприниматели как бы чужеродный элемент. их просто не должно
быть. Следовательно, те предприниматели, которые думают, что сегодняшнее
государство будет заботиться о развитии предпринимательства и о их благе.
глубоко ошибаются. По существу, профсоюз предпринимателей борется за
существование предпринимателей как прослойки общества и те предприниматели,
которые стоят в стороне от этой борьбы, фактически способствуют собственной
ликвидации. Во время акций протеста около 1% предпринимателей пытались
торговать. Кто же они эти «штрейк-брехеры»? Некоторые откровенно алкоголики,
другие крайне ограниченные люди, никогда ничего не читающие, последняя из
прочитанных ими книг была «МУ - МУ», люди живущие одним днем, сегодня набил
свое брюхо, а завтра трава не расти. ПРОФСОЮЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
борется за то, чтобы предприниматели как прослойка общества были почетной
частью этого общества, чтобы государство создавало благоприятные условия для
развития предпринимательства, и в этом нет ничего нового, на «Западе» это уже
давно есть, благодаря этому там относительно высокий уровень жизни. Почему же власть так не любит предпринимателей и в
частности ведет борьбу с профсоюзом предпринимателей? Дело в том, что
сегодняшние «вертикальщики» - это сплошь и рядом бывшие партийные работники,
привыкшие командовать и ни за что не
отвечать. Для них легче командовать, когда 100% населения нищие, в любой
момент можно каждому, кто что - либо возражает, перекрыть «кислород» и не
дать «кость». И, вдруг, для них появляется помеха - это предприниматели, у
них есть хоть и небольшие но свои деньги. Они в какой-то степени экономически
независимые, ими так просто не покомандуешь, они уже начали сами себя уважать
- это и вызывает раздражение властьимущих. И что же предприниматели? Многие еще не
понимают своего исторического предназначения, не понимают, что в будущем,
именно они. хозяева страны. Еще люди не изжили из себя психологию суслика:
«вылез из норки, хвать кусочек и опять в норку». ПРОФСОЮЗ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ проводит работу,
чтобы предприниматели осознали себя, как наиболее значимую, активную часть
общества, как будущую основу процветающего государства. Руководство профсоюза считает, что подавляющая часть предпринимателей поддерживает своих лидеров, опыт прошедших акций протеста показал, что это именно так. И хотя собрание 26 июля показало низкую активность предпринимателей, руководство профсоюза относится к этому с пониманием, июль и август для предпринимателей - это основной период, когда еще можно что-то заработать. Однако, напоминаем всем предпринимателям, что период относительно спокойной жизни, полученный предпринимателями благодаря прошедшим акциям протеста, заканчивается 1 сентября. Следует ожидать новый «накат» власти на предпринимателей - это «конфискация» под предлогом «сертификации».Вот и решайте: «Нужен ли предпринимателям профсоюз?». «Гродненская инициатива» – мифы и реальности.
Все,
наверное, помнят с какой «помпой» писалось в прессе (демократической) о
создании «Гродненской инициативы» (ГИ), которая объединила большинство
прогрессивно настроенных общественных организаций. Гродненские предприниматели
всегда являлись сторонниками таких мероприятий (по объединению), поэтому не
только вошли в данную структуру, но и проводили активную политику по агитации
этой идеи. В результате такой работы «Гродненскую инициативу» поддержали
предприниматели г.Гродно и Гродненской области, Объединенная Гражданская
Партия, Свободные профсоюзы, Гродненские налогоплательщики, автолюбители,
молодежные и другие организации. Но, как выяснилось «Гродненская инициатива»
-это большая игра, затеянная отдельными бывшими партийными и государственными
функционерами, с только им понятными целями и задачами. Вместо координации действий между участниками
ГИ, получился жесткий диктат двух лиц, под которых и была создана данная
организация. Всякое инакомыслие, личная инициатива жестко пресекалось данными
лицами. Свою весьма сомнительную идеологию и методы работы пытались навязать
всем общественным, в том числе, и партийным организациям. Прикрывалось все
это безобразие решением коллегиального органа. Неоднократные наши попытки
объяснить руководству ГИ неправомерность их действий, натыкались либо на
непонимание, либо на прямое оскорбление. Оказывается, Гродненские предприниматели и
Объединенная Гражданская Партия должны была спрашивать разрешения у ГИ (читай
у Семена Домаша и А. Островского) на
отправку телеграммы Президенту (уже бывшему), организацию массовых
мероприятий , распространения своих
листовок, благотворительную деятельность, статьи в газетах. Мы уважаем
личное мнение каждого человека, в том числе Семена Домаша и А.Островского, но
знаем одно, если мы пойдем с ними, мы придем снова к поражению. Они уже
показали на что они способны. Их полезный опыт можно и даже нужно
использовать, они могут быть членами команды, у них большой бюрократический
опыт. Но ставить их во главе движения нельзя. Последний
пример послужил той каплей, которая переполнила чашу терпения - это праздники
21.07.99 в г.Гродно «Дембель 99», организованные Объединенной Гражданской
Партией и предпринимателями г.Гродно. В связи с тем, что Семен Домаш и
А.Островский скрывали (!!!) от ОГП время и место проведения своих
мероприятий, посвященных этому дню, мы организовали собственный праздник с
раздачей шаров и конфет в Гродненском парке у Кукольного театра в 16.00.
Праздник удался, участие в празднике приняло более 5.000 человек. Часть людей
(небольшая, которая не успела разойтись) после 17.00 приняла участие в «хождениях» по памятным местам,
организованных А.Островским. Вроде, радоваться должны организаторы
«хождений», т.к. благодаря ОГП собрались люди для хождения, но нет, 23.07.99
руководитель ОГП по Гродненской области подвергся резкой критике со стороны
руководителей ГИ и БНФ. К нашему большому сожалению, Гродненский ресурсный
центр «Ратуша», так же заявил о том, что если ОГП и Гродненские
предприниматели будут себя «неправильно» вести им будет отказано в
технической и другой поддержке.
Конечно, все это прикрывалось красивыми словами о единении, заботой о
Беларуси и т.д.. За словами прячется следующее- амбиции и попытки «реванша»
отдельных несостоявшихся бывших «лидеров», попытка пустить пыль в глаза
Беларуской и международной общественности, концентрация ресурсов,
предназначенных для развития общественного движения в Гродненской области,
в одних руках для дальнейшего диктата
над общественным движением в Гродненском регионе. Да, сегодня у бывших партаппаратчиков
есть связи, деньги, сооружения, но у них нет главного-политического будущего. Объединенная
Гражданская Партия является самостоятельной политической силой, способной
организовывать любые массовые мероприятия за счет собственных сил и средств.
Мы приветствуем любые виды сотрудничества с гражданами и организациями, но мы
не потерпим никакого диктата со стороны граждан, общественных либо
государственных организаций. В связи с
вышеизложенным, Объединенная Гражданская Партия по Гродненской области
заявляет о своем выходе из «Гродненской инициативы». Мы готовы сотрудничать на
равноправной основе с остатками «Гродненской инициативы», партиями,
общественными организациями, профсоюзами, рядовыми членами всех партий и
организаций, вне зависимости от отношений, складывающихся с руководством этих
организаций. Это тяжелый,
но вынужденный шаг. Решение принято после того, как мы наткнулись на глухую
стену непонимания руководства ГИ. Мы считаем, что каждая организация, каждый
гражданин вправе принимать самостоятельные решения за своей подписью. Мы
выступаем против анонимок, распространяемых под непонятными подписями. У
каждого произведения должен быть свой автор, каждый должен отвечать за свои
поступки, а не трусливо прятаться за спинами других людей и организаций. Успешные попытки объединить и возглавить
оппозицию, с целью «завалить» все дело, предпринимались и ранее. Мы надеемся, что лидеры «Гродненской инициативы» и руководство
Гродненского БНФ правильно оценят ситуацию и прекратят мешать работать тем
людям, которые не хотят их диктата. Сегодня же «Гродненская инициатива»
напоминает полукриминальную структуру, со своими «паханами» и жесткими
правилами. В этом лишний
раз убеждаешься, когда видишь, как «соратники» начинают мешать работать,
радоваться нашим трудностям, шантажировать и «поливать грязью» людей,
заявивших о выходе с ГИ. Многие общественные организации попали в
материальную и другую зависимость от «Ратуши» и ГИ. Некоторым, возможно, симпатичны
идеи и подходы Домаша-Островского.
Это их право (состоять в ГИ), и мы обязаны его уважать. И мы не призываем
данные организации выходить из ГИ, тем более мы готовы сотрудничать с ними и
их членами на любом этапе. Мы уверены- в Гродно должно быть несколько самостоятельных, сильных
общественных структур. Уход в сторону, на определенном этапе, «бывших» -
явление весьма распространенное. Дай бог, Гродненщину это беда обойдет
стороной, но мы должны быть готовы к
очередному обману с их стороны. Данное
заявление не ставит задачу расколоть общественное движение Гродненщины. Заявление
ставит своей целью следующие задачи: -
освободить
Объединенную Гражданскую Партию от
диктата граждан не являющихся даже членами данной партии -
освободиться от
старых, изживших догм, идеологий и подходов к решению основных политических
задач, навязываемых «идеологом» ГИ -
консолидация прогрессивных общественных организаций на
новой демократической основе, для достижения общих целей (более 10
общественных организаций и профсоюзов, их отделений, Гродненские
предприниматели по состоянию на 28.07.99 г.
заявили о своей поддержке
действий ОГП по Гродненской области в части выхода из «Гродненской инициативы»
и создании собственной общественной структуры). -
построить новую систему
взаимоотношений между общественными организациями, государством, людьми,
основанную на принципах взаимоуважения и конструктивного диалога. Мы считаем, что идти к победе будет легче, если сбросить
с плеч старый, ненужный хлам. Делать это надо сегодня. Завтра этот хлам
прирастет к коже и «отодрать» его будет очень болезненно. Цель у нас одна-
построение демократического общества, основанного на приоритете прав
человека. Методы достижения цели и подходы к решению данной задачи у нас
(зарождающейся молодой оппозиции) и ими (вечными, профессиональными
оппозиционерами) разные. Какой путь лучше - покажет время. ЮМОР
17-й год. Maтpoc
нaзвaнивaeт в Cмoльный, pacкpyчи-вaя pyчкy тeлeфoннoгo aппapaтa кaк кpивoй
cтapтep: В реанимацию поступила бабка с диагнозом "Ушиб всей бабки". Объявление
в газете: В публичном доме:
Вовочка приходит в школу. Учительница с трагическим видом:
Через
несколько месяцев после знакомства: Правовая
страничка
Какие документы представляют родители детей-студентов для
получения льготы по подоходному налогу? Согласно п.3.2 ст.3 Методических указаний N 62 от
6.04.99г. по исчислению и уплате подоходного налога с физических лиц для
получения названной льготы необходим документ учебного заведения,
подтверждающий, что физическое лицо является студентом, учащимся или
слушателем подготовительного отделения дневной формы обучения. В нем
указывается форма оплаты (наличная или безналичная), кем и когда она
произведена. Также следует представить справку налогового органа по месту
регистрации студентов, учащихся и слушателей в качестве налогоплательщика (по
месту жительства) о том, что у налогового органа на день ее выдачи нет
сведений о полученных ими доходах, облагаемых налогом. Если доход за месяц меньше суммы льгот, вычитаются ли в
дальнейшем льготы за этот месяц? (Например, доход за январь составил 900,0
тыс.руб., льгота-- 1500,0 тыс.руб.). На
основании п.3.3 ст.3 Методических указаний ГНК N 62 от 6.04.99г. по
исчислению и уплате подоходного налога с физических лиц вычет доходов,
указанных в подпункте 3.2 указанного пункта, производится в течение года
источником выплаты дохода по месту основной работы (службы, учебы)
физического лица. Если полученный доход меньше предусмотренного размера
льгот, то оставшаяся сумма переносится на следующие периоды этого года. Положение о
государственной регистрации и ликвидации
(прекращении деятельности) субъектов хозяйствования
Общие
положения 1. Настоящее Положение устанавливает порядок
государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов
хозяйствования, а также права,
обязанности и ответственность регистрирующих органов. Нормы настоящего Положения не применяются при регистрации
и ликвидации государственных органов, религиозных организаций, а также
политических партий и других общественных объединений, регистрация и
ликвидация которых регулируется иными актами законодательства. Государственная регистрация и ликвидация предприятий с
иностранными инвестициями, банков, небанковских финансовых организаций,
страховых, перестраховочных организаций, субъектов хозяйствования в свободных
экономических зонах, открытых акционерных обществ, созданных в процессе
разгосударствления и приватизации государственной собственности, объединений
коммерческих организаций (в том числе концернов), объединений коммерческих и
некоммерческих организаций регулируются настоящим Положением с учетом
особенностей, установленных законодательством для государственной регистрации
этих юридических лиц. 2. Государственной регистрации в соответствии с настоящим
Положением подлежат: 2.1. вновь созданные (реорганизованные) юридические лица: - хозяйственные товарищества и общества, производственные
кооперативы, унитарные предприятия (далее -- коммерческие организации); - потребительские кооперативы, учреждения, финансируемые
собственником (далее -- некоммерческие организации); - объединения коммерческих организаций; - объединения коммерческих и некоммерческих организаций; 2.2. граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица (далее -- индивидуальные
предприниматели); 2.3. изменения и дополнения, вносимые в учредительные
документы коммерческих и некоммерческих организаций, а также в свидетельства
о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. 3. Перерегистрация субъектов хозяйствования производится в
случаях, предусмотренных законодательными актами, в порядке, установленном
для государственной регистрации. 4. Государственная регистрация субъектов хозяйствования
производится по месту их нахождения. 5. Деятельность субъектов хозяйствования без
государственной регистрации либо на основании недостоверных данных,
представленных для государственной регистрации, а равно осуществление ими
деятельности, не указанной в учредительных документах (свидетельстве о
государственной регистрации индивидуального предпринимателя), является
незаконной и запрещается. Доходы, полученные от этой деятельности,
взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке. 6. Устанавливается минимальный размер уставного фонда: - открытых акционерных обществ -- 10000 минимальных
заработных плат; -
закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью -- 3000
минимальных заработных плат; - унитарных предприятий, основанных на праве
хозяйственного ведения, -- 750 минимальных заработных плат; - обществ с
дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных
кооперативов, казенных предприятий -- 150 минимальных заработных плат; - крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в форме
коммерческих организаций, -- 50 минимальных заработных плат; - коммерческих организаций, создаваемых для осуществления
преимущественно производственной деятельности в одной из указанных в
настоящем пункте организационно-правовых форм, -- в размере 50 процентов от
минимального размера уставного фонда, установленного для коммерческой
организации соответствующей организационно-правовой формы. Минимальные
размеры уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями, банков,
небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых и перестраховочных
организаций, а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе
разгосударствления и приватизации государственной собственности,
устанавливаются соответствующим законодательством. 7. Если по окончании второго и каждого последующего
финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется
менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать
в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость
указанных активов менее установленного настоящим Декретом минимального
размера уставного фонда, эта коммерческая организация подлежит ликвидации в
установленном порядке. 8. Учредители (участники) коммерческой организации или
собственники ее имущества не отвечают по обязательствам коммерческой
организации, а коммерческая организация не отвечает по обязательствам
учредителей (участников) или собственников ее имущества, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством либо учредительными документами
коммерческой организации. Если
экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана
учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или
другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого
юридического лица указания либо иным образом определять его действия, на
таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица по решению
хозяйственного суда может возлагаться субсидиарная ответственность по его
обязательствам. 9.
Коммерческие и некоммерческие организации обязаны в месячный срок внести в
учредительные документы соответствующие изменения и дополнения и представить
их в установленном порядке для государственной регистрации в случае: - создания
(ликвидации) обособленных структурных подразделений; - смены собственника
имущества или изменения состава учредителей (участников) организации (за
исключением открытых акционерных обществ, потребительских кооперативов); - изменения
целей и видов деятельности, наименования (фирменного наименования),
местонахождения организации, размера уставного фонда, порядка образования
имущества и распределения прибыли, порядка солидарной или субсидиарной
ответственности собственников имущества (учредителей, участников)
организации, а также других фактических обстоятельств, сведения о которых в
соответствии с законодательством должны содержаться в учредительных
документах. продолжение в следующем номере Автомобильные
страсти (продолжение, начало в №19, 20)
Продолжаем
тему начатую в предыдущих номерах (Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельцев транспортных средств) Комментарий к Положению о порядке и условиях проведения
обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных
средств Михаил ПИЛИПЕЙКО, заместитель председателя Комстрахнадзора Страховка водителя не разорит. Наоборот -- от разорения
избавит Массовая автомобилизация всей страны, безусловно, во
многих отношениях -- благо. Но, оно, увы, сопровождается постоянным ростом интенсивности
движения и, как следствие, -- количества дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и пострадавших в них. Сегодня на дорогах Беларуси эксплуатируется более
4 млн. автомобилей и других самоходных транспортных средств (половина из них
-- иностранные) и регистрируется до 14 тыс. ДТП в год, в каждом третьем из
которых страдают люди. Мировое сообщество выработало универсальное средство
возмещения личностного и имущественного вреда потерпевшим в ДТП. Это --
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств,
которое позволяет защитить интересы не только застрахованных участников
аварии, но и вовлеченных в нее волей слепого случая третьих лиц, не связанных
со страховщиком договором страхования. В добровольной форме этот вид страхования вот уже 6 лет
существует ив нашей республике, лицензии на него имеют около 60% страховых
компаний. Однако в силу очень многих объективных и субъективных причин --
экономических, социальных, психологических и других -- он не развит в должной
мере и не в состоянии обеспечить возмещение ущерба всем пострадавшим в ДТП. В
большинстве случаев невозможно добиться этого и через суд, хотя согласно
Гражданскому кодексу РБ юридические и физические лица -- хозяева транспорта
обязаны возмещать причиненный с их "помощью" ущерб потерпевшим. (В
лучшем случае потому, что их материальное положение оставляет желать лучшего
и владельцы авто не застрахованы, в худшем -- потому, что после ДТП
взыскивать ущерб оказалось не с кого). Поэтому с 1 июля с.г. согласно Декрету
Президента (N 8 от 19.02.99г.) и Указу N 100 от того же числа (см.
"НЭГ" N 9, Информбанк, с.2) в республике вводится и обязательное
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Сейчас трудно во всех подробностях предугадать, как и что
будет с началом его "реализации". Ведь кроме названных документов
практику должны предварить еще несколько подзаконных актов (в т.ч. на уровне
Комстрахнадзора), определяющих "технологию" этого вида страхования
и обеспечивающих его жизнестойкость. Однако и сейчас ясно, что его введение
позволит решить не только вышеназванную общую проблему, но и многие частные,
не менее актуальные. Например, такую: поскольку Беларусь "не вхожа"
в систему защиты жертв международного автомобильного движения "Зеленая
карта", многим нашим соотечественникам -- юридическим и физическим
лицам, выезжающим за рубеж на своем автотранспорте, приходится через
посредников -- белорусских страховщиков -- покупать за валюту сертификаты
этих карт в каждой стране посещения. Специалисты прогнозируют, что уже в 2001
году (примерный расчетный срок вступления РБ в международную систему
"Зеленая карта") это можно будет сделать проще, быстрее, и,
очевидно, дешевле непосредственно в республике. Тогда наши полисы тоже будут
признаваться за рубежом. Еще один важный аспект. Говоря о
потерпевших в ДТП, мы часто как-то забываем о том, что виновник происшествия
на дороге в определенном смысле -- тоже жертва и, не исключено, тоже имеет
право на возмещение ущерба. Здесь, очевидно, в основу "технологии"
рассматриваемого вида страхования лягут классические традиции. Виновным в ДТП
водителям, например в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а
также грубо нарушившим правила дорожного движения, конечно же, не стоит
рассчитывать ни на какое возмещение собственного ущерба. В остальных случаях
аварийные комиссары страховщиков с помощью экспертов, оценщиков, работников
ГАИ, а если надо -- и медиков, точно установят и степень вины участников ДТП,
и право каждого на взгляд, только оздоровит социально-психологическую
ситуацию на дорогах и улицах. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня очень
многие участники дорожного движения, побывавшие в "переделке",
предпочитают второпях напрямую расплатиться друг с другом, не дожидаясь
милиции. По данным нашего комитета, на
сегодняшний день в республике имеется 18 потенциальных претендентов на
получение лицензии Комстрахнадзора на право осуществлять обязательное
страхование гражданской ответственности автовладельцев. И соответственно --
кандидатов в члены Белорусского бюро по транспортному страхованию, созданному
в соответствии с указом N100, -- республиканской ассоциации страховщиков,
которая будет заниматься организацией данного вида страхования. Это --
страховые организации, имеющие опыт добровольного страхования от 2 до 5 лет,
и активы, достаточные для взноса при вступлении в бюро по транспортному
страхованию, однако способные сохранить при этом свою финансовую устойчивость
и платежеспособность для занятий другими видами страхования. Кроме названной задачи в функции бюро
входит формирование двух гарантийных фондов за счет средств страхового
резерва по имущественному страхованию и страхованию от несчастных случаев. Фонд защиты потерпевших в результате
ДТП формируется за счет взносов страховщиков в размере, эквивалентном 60 тыс.
евро (на сегодняшний день примерно 15 млрд.руб.). Страховщик, перечисливший
этот взнос и получивший лицензию Комстрахнадзора, приобретает право проводить
обязательное страхование гражданской ответственности только на территории
Беларуси. При этом следует иметь в виду, что именно он будет осуществлять
расчеты с потерпевшими в ДТП. А бюро по транспортному страхованию будет
делать это лишь в исключительных случаях. В частности, если вред причинен
транспортным средством, владелец которого на момент ДТП не заключил договор
страхования транспортом, вышедшим из обладания владельца без его вины в
результате противоправных действий других лиц и не установленным транспортным
средством, а также по договорам страхования неплатежеспособных страховщиков. Фонд страховых гарантий также
формируется за счет взносов страховщиков в размере, эквивалентном 100 тыс.
евро (примерно 25 млрд.руб.), и предназначен для обеспечения
платежеспособности национального бюро по транспортному страхованию при
взаиморасчетах с аналогичными бюро других государств, с которыми оно заключит
соглашения о взаимном признании договоров такого страхования и урегулировании
убытков. Страховщик, перечисливший этот взнос, получает право работать со
страхователями, как постоянно проживающими и работающими в Беларуси, так и с
выезжающими за ее пределы. К сказанному следует добавить, что
лимит ответственности за вред, причиненный в результате ДТП, Указом N 100
Президента определен в размере 6 тыс. евро (3 тыс. евро -- за вред,
причиненный жизни и здоровью потерпевшего и 3 тыс. евро -- за вред,
причиненный его имуществу). Указом утверждены также размеры взносов, которые
обязаны уплатить страхователи -- физические и юридические лица -- резиденты и
нерезиденты Республики Беларусь. Они невысокие и напрямую связаны с небольшим
лимитом ответственности страховщика. Для легковых автомобилей, например, в
долларовом эквиваленте -- это от 10 до 15 USD в год -- в зависимости от
рабочего объема двигателя автомобиля. Напоминаю, что граждане нашей
республики -- владельцы транспортных средств до 1 июля с.г. обязаны в
установленном порядке заключить договоры страхования гражданской
ответственности со страховщиками, имеющими лицензии на этот вид страхования и
являющимися членами Белорусского бюро по транспортному страхованию. (На
сегодняшний день оно размещается в здании Белгосстраха по адресу: Минск,
ул.К.Либкнехта, 70). А иностранцы, въезжающие на
территорию республики на своем автотранспорте, должны будут начиная с этой
даты заключать договоры страхования на весь период пребывания транспортного
средства в Беларуси, но не менее чем на 15 суток. Размер страховых взносов
для них установлен другой -- из расчета 50 USD в год. Использование в дорожном движении
транспорта без договора обязательного страхования наказуемо штрафами,
значительно возрастающими в случае ДТП. К 28.08.99
предприниматели из 26 городов Республики Беларусь заявили о
присоединении к акциям протеста с
1.09.99.
|