ПРАВО

Законодательство Республики Беларусь

Информационно - Правовой Центр (ИПЦ) г.Гродно. Республика Беларусь.

Тел/Факс: (0152) 313062
Тел.: (0152) 72-11-73
Пейджер: (0152) 730000 аб. 95200

valery@levonevski.net 

TopList Белорусский рейтинг be number one Rambler's Top100

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА 
(С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)* 

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, принимаем настоящую Конституцию -- Основной Закон Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1. Республика Беларусь -- унитарное демократичес- 
кое социальное правовое государство. 
Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой 
власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внут- 
реннюю и внешнюю политику. 
Республика Беларусь защищает свою независимость и терри- 
ториальную целостность, конституционный строй, обеспечивает 
законность и правопорядок. 
Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реа- 
лизации являются высшей ценностью и целью общества и государс- 
тва. 
Государство ответственно перед гражданином за создание 
условий для свободного и достойного развития личности. Гражда- 
нин ответствен перед государством за неукоснительное исполне- 
ние обязанностей, возложенных на него Конституцией. 
Статья 3. Единственным источником государственной власти 
и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. 
Народ осуществляет свою власть непосредственно, через предста- 
вительные и иные органы в формах и пределах, определенных 
Конституцией. 
Любые действия по изменению конституционного строя и дос- 
тижению государственной власти насильственными методами, а 
также путем иного нарушения законов Республики Беларусь нака- 
зываются согласно закону. 
Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется 
на основе многообразия политических институтов, идеологий и 
мнений. 
Идеология политических партий, религиозных или иных об- 
щественных объединений, социальных групп не может устанавли- 
ваться в качестве обязательной для граждан. 
Статья 5. Политические партии, другие общественные объ- 
единения, действуя в рамках Конституции и законов Республики 
Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли 
граждан, участвуют в выборах. 
Политические партии и другие общественные объединения 
имеют право пользоваться государственными средствами массовой 
информации в порядке, определенном законодательством. 
Запрещается создание и деятельность политических партий, 
а равно других общественных объединений, имеющих целью насиль- 
ственное изменение конституционного строя либо ведущих пропа- 
ганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой 
вражды. 
Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь 
осуществляется на основе разделения ее на законодательную, ис- 
полнительную и судебную. Государственные органы в пределах 
своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между со- 
бой, сдерживают и уравновешивают друг друга. 
Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип 
верховенства права. 
Государство, все его органы и должностные лица действуют 
в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов 
законодательства. 
Правовые акты или их отдельные положения, признанные в 
установленном законом порядке противоречащими положениям Конс- 
титуции, не имеют юридической силы. 
Нормативные акты государственных органов публикуются или 
доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом 
способом. 
Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общеп- 
ризнанных принципов международного права и обеспечивает соот- 
ветствие им законодательства. 
Республика Беларусь в соответствии с нормами международ- 
ного право может на добровольной основе входить в межгосударс- 
твенные образования и выходить из них. 
Не допускается заключение международных договоров, кото- 
рые противоречат Конституции. 
Статья 9. Территория Республики Беларусь является естест- 
венным условием существования и пространственным пределом са- 
моопределения народа, основой его благосостояния и суверените- 
та Республики Беларусь. 
Территория Беларуси едина и неотчуждаема. 
Территория делится на области, районы, города и иные ад- 
министративно-территориальные единицы. Административно-терри- 
ториальное деление государства определяется законодательством. 
Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется 
защита и покровительство государства как на территории Белару- 
си, так и за ее пределами. 
Оскорбление национального достоинства преследуется сог- 
ласно закону. 
Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иност- 
ранному государству, если иное не предусмотрено международны- 
ми договорами Республики Беларусь. 
Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соот- 
ветствии с законом. 
Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на 
территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют 
обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если 
иное не определено Конституцией, законами и международными до- 
говорами. 
Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право 
убежища лицам, преследуемым в других государствах за полити- 
ческие, религиозные убеждения или национальную принадлежность. 
Статья 13. Собственность может быть государственной и 
частной. 
Государство предоставляет всем равные права для осущест- 
вления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной 
законом, и гарантирует,равную защиту и равные условия для раз- 
вития всех форм собственности. 
Государство способствует развитию кооперации. 
Государство гарантирует всем равные возможности свободно- 
го использования способностей и имущества для предприниматель- 
ской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 
Государство осуществляет регулирование экономической дея- 
тельности в интересах человека и общества; обеспечивает нап- 
равление и координацию государственной и частной экономической 
деятельности в социальных целях. 
Недра, воды, леса составляют исключительную собственность 
государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся 
в собственности государства. 
Законом могут быть определены и другие объекты, которые 
находятся только в собственности государства, либо установлен 
особый порядок перехода их в частную собственность, а также 
закреплено исключительное право государства на осуществление 
отдельных видов деятельности. 
Государство гарантирует трудящимся право принимать учас- 
тие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с 
целью повышения эффективности их работы и улучшения социально- 
экономического уровня жизни. 
Статья 14. Государство регулирует отношения между соци- 
альными, национальными и другими общностями на основе принци- 
пов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. 
Отношения в социально-трудовой сфере между органами госу- 
дарственного управления, объединениями нанимателей и професси- 
ональными союзами осуществляются на принципах социального 
партнерства и взаимодействия сторон. 
Статья 15. Государство ответственно за сохранение истори- 
ко-культурного и духовного наследия, свободное развитие куль- 
тур всех национальных общностей, проживающих в Республике Бе- 
ларусь. 
Статья 16. Религии и вероисповедания равны перед законом. 
Взаимоотношения государства и религиозных организаций ре- 
гулируются законом с учетом их влияния на формирование духов- 
ных, культурных и государственных традиций белорусского наро- 
да. 
Запрещается деятельность религиозных организаций, их ор- 
ганов и представителей, которая направлена против суверенитета 
Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского 
согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а 
также препятствует исполнению гражданами их государственных, 
общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здо- 
ровью и нравственности. 
Статья 17. Государственными языками в Республике Беларусь 
являются белорусский и русский языки. 
Статья 18. Республика Беларусь в своей внешней политике 
исходит из принципов равенства государств, неприменения силы 
или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования 
споров, невмешательства во внутренние дела и других общеприз- 
нанных принципов и норм международного права. 
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию 
безъядерной зоной, а государство -- нейтральным. 
Статья 19. Символами Республики Беларусь как суверенного 
государства являются ее Государственный флаг, Государственный 
герб и Государственный гимн. 
Статья 20. Столица Республики Беларусь -- город Минск. 
Статус города Минска определяется законом.

РАЗДЕЛ II. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО

Статья 21. Обеспечение прав и свобод граждан Республики 
Беларусь является высшей целью государства. 
Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая 
достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение не- 
обходимых для этого условий. 
Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, 
закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные междуна- 
родными обязательствами государства. 
Статья 22. Все равны перед законом и имеют право без вся- 
кой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. 
Статья 23. Ограничение прав и свобод личности допускается 
только в случаях, предусмотренных законом, в интересах нацио- 
нальной безопасности, общественного порядка, защиты нравствен- 
ности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. 
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегия- 
ми, противоречащими закону. 
Статья 24. Каждый имеет право на жизнь. 
Государство защищает жизнь человека от любых противоправ- 
ных посягательств. 
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответс- 
твии с законом как исключительная мера наказания за особо тяж- 
кие преступления и только согласно приговору суда. 
Статья 25. Государство обеспечивает свободу, неприкосно- 
венность и достоинство личности. Ограничение или лишение лич- 
ной свободы возможно в случаях и порядке, установленных зако- 
ном. 
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную 
проверку законности его задержания или ареста. 
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчело- 
вечному либо унижающему его достоинство обращению или наказа- 
нию, а также без его согласия подвергаться медицинским или 
иным опытам. 
Статья 26. Никто не может быть признан виновным в прес- 
туплении, если его вина не будет в предусмотренном законом по- 
рядке доказана и установлена вступившим в законную силу приго- 
вором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 
Статья 27. Никто не должен принуждаться к даче показаний 
и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких 
родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, 
не имеют юридической силы. 
Статья 28. Каждый имеет право на защиту от незаконного 
вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательст- 
ва на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, 
на его честь и достоинство. 
Статья 29. Неприкосновенность жилища и иных законных вла- 
дений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законно- 
го основания войти в жилище и иное законное владение граждани- 
на против его воли. 
Статья 30. Граждане Республики Беларусь имеют право сво- 
бодно передвигаться и выбирать место жительства в пределах 
Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвра- 
щаться обратно. 
Статья 31. Каждый имеет право самостоятельно определять 
свое отношение к религии, единолично или совместно с другими 
исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выра- 
жать и распространять убеждения, связанные с отношением к ре- 
лигии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуа- 
лов, обрядов, не запрещенных законом. 
Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство 
находятся под защитой государства. 
Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют 
право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. 
Супруги равноправны в семейных отношениях. 
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны 
воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обу- 
чении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или 
унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред 
его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети 
обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяю- 
щих, и оказывать им помощь. 
Дети могут быть отделены от своей семьи против воли роди- 
телей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения 
суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выпол- 
няют своих обязанностей. 
Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами 
возможностей в получении образования и профессиональной подго- 
товке, в труде и продвижении по службе (работе), в обществен- 
но-политической, культурной и других сферах деятельности, а 
также создание условий для охраны их труда и здоровья. 
Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное 
и физическое развитие. 
Государство создает необходимые условия для свободного и 
эффективного участия молодежи в политическом, социальном, эко- 
номическом и культурном развитии. 
Статья 33. Каждому гарантируется свобода мнений, убежде- 
ний и их свободное выражение. 
Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений 
или отказу от них. 
Монополизация средств массовой информации государством, 
общественными объединениями или отдельными гражданами, а также 
цензура не допускаются. 
Статья 34. Гражданам Республики Беларусь гарантируется 
право на получение, хранение и распространение полной, досто- 
верной и своевременной информации о деятельности государствен- 
ных органов, общественных объединений, о политической, эконо- 
мической, культурной и международной жизни, состоянии окружаю- 
щей среды. 
Государственные органы, общественные объединения, долж- 
ностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Бела- 
русь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими 
его права и законные интересы. 
Пользование информацией может быть ограничено законода- 
тельством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной 
жизни граждан и полного осуществления ими своих прав. 
Статья 35. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, 
демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и 
права других граждан Республики Беларусь, гарантируется госу- 
дарством. Порядок проведения указанных мероприятий определяет- 
ся законом. 
Статья 36. Каждый имеет право на свободу объединений. 
Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внут- 
ренних дел, Комитета государственного контроля, органов безо- 
пасности, военнослужащие не могут быть членами политических 
партий и других общественных объединений, преследующих полити- 
ческие цели. 
Статья 37. Граждане Республики Беларусь имеют право 
участвовать в решении государственных дел как непосредственно, 
так и через свободно избранных представителей. 
Непосредственное участие граждан в управлении делами об- 
щества и государства обеспечивается проведением референдумов, 
обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и 
местного значения, другими определенными законом способами. 
В порядке, установленном законодательством, граждане Рес- 
публики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов госу- 
дарственной и общественной жизни на республиканских и местных 
собраниях. 
Статья 38. Граждане Республики Беларусь имеют право сво- 
бодно избирать и быть избранными в государственные органы на 
основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избиратель- 
ного права при тайном голосовании. 
Статья 39. Граждане Республики Беларусь в соответствии со 
своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право 
равного доступа к любым должностям в государственных органах. 
Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или кол- 
лективные обращения в государственные органы. 
Государственные органы, а также должностные лица обязаны 
рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный 
законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен 
быть письменно мотивированным. 
Статья 41. Гражданам Республики Беларусь гарантируется 
право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения 
человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и ра- 
боты в соответствии с призванием, способностями, образованием, 
профессиональной подготовкой и с учетом общественных потреб- 
ностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. 
Государство создает условия для полной занятости населе- 
ния. В случае незанятости лица по не зависящим от него причи- 
нам ему гарантируется обучение новым специальностям и повыше- 
ние квалификации с учетом общественных потребностей, а также 
пособие по безработице в соответствии с законом. 
Граждане имеют право на защиту своих экономических и со- 
циальных интересов, включая право на объединение в профессио- 
нальные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) 
и право на забастовку. 
Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, 
определяемой приговором суда или в соответствии с законом о 
чрезвычайном и военном положении. 
Статья 42. Лицам, работающим по найму, гарантируется 
справедливая доля вознаграждения в экономических результатах 
труда в соответствии с его количеством, качеством и обществен- 
ным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их 
семьям свободное и достойное существование. 
Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют 
право на равное вознаграждение за труд равной ценности. 
Статья 43. Трудящиеся имеют право на отдых. Для работаю- 
щих по найму это право обеспечивается установлением рабочей 
недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжитель- 
ностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных опла- 
чиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. 
Статья 44. Государство гарантирует каждому право собс- 
твенности и содействует ее приобретению. 
Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоря- 
жаться имуществом как единолично, так и совместно с другими 
лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследова- 
ния охраняются законом. 
Собственность, приобретенная законным способом, защищает- 
ся государством. 
Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, соз- 
дает гарантии возврата вкладов. 
Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по 
мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и 
порядка, определенных законом, со своевременным и полным ком- 
пенсированием стоимости отчужденного имущества, а также сог- 
ласно постановлению суда. 
Осуществление права собственности не должно противоречить 
общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей 
среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защища- 
емые законом интересы других лиц. 
Статья 45. Гражданам Республики Беларусь гарантируется 
право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в госу- 
дарственных учреждениях здравоохранения. 
Государство создает условия доступного для всех граждан 
медицинского обслуживания. 
Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья 
обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, 
мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользо- 
вания оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны 
труда. 
Статья 46. Каждый имеет право на благоприятную окружающую 
среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого 
права. 
Государство осуществляет контроль за рациональным исполь- 
зованием природных ресурсов в целях зашиты и улучшения условий 
жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. 
Статья 47. Гражданам Республики Беларусь гарантируется 
право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, 
инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в 
других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет 
особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, ут- 
ративших здоровье при защите государственных и общественных 
интересов. 
Статья 48. Граждане Республики Беларусь имеют право на 
жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и 
частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении 
жилья. 
Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище пре- 
доставляется государством и местным самоуправлением бесплатно 
или по доступной для них плате в соответствии с законодатель- 
ством. 
Никто не может быть произвольно лишен жилья. 
Статья 49. Каждый имеет право на образование. 
Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего 
и профессионально-технического образования. 
Среднее специальное и высшее образование доступно для 
всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на 
конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образова- 
ние в государственных учебных заведениях. 
Статья 50. Каждый имеет право сохранять свою национальную 
принадлежность, равно как никто не может быть принужден к оп- 
ределению и указанию национальной принадлежности. 
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать 
язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом 
свободу выбора языка воспитания и обучения. 
Статья 51. Каждый имеет право на участие в культурной 
жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей 
отечественной и мировой культуры, находящихся в государствен- 
ных и общественных фондах, развитием сети культурно-просвети- 
тельных учреждений. 
Свобода художественного, научного, технического творчест- 
ва и преподавания гарантируется. 
Интеллектуальная собственность охраняется законом. 
Государство содействует развитию культуры, научных и тех- 
нических исследований на благо общих интересов. 
Статья 52. Каждый, кто находится на территории Республики 
Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать 
национальные традиции. 
Статья 53. Каждый обязан уважать достоинство, права, сво- 
боды, законные интересы других лиц. 
Статья 54. Каждый обязан беречь историко-культурное, ду- 
ховное наследие и другие национальные ценности. 
Статья 55. Охрана природной среды -- долг каждого. 
Статья 56. Граждане Республики Беларусь обязаны принимать 
участие в финансировании государственных расходов путем уплаты 
государственных налогов, пошлин и иных платежей. 
Статья 57. Защита Республики Беларусь -- обязанность и 
священный долг гражданина Республики Беларусь. 
Порядок прохождения воинской службы, основания и условия 
освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной 
определяются законом. 
Статья 58. Никто не может быть понужден к исполнению обя- 
занностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь 
и ее законами, либо к отказу от своих прав. 
Статья 59. Государство обязано принимать все доступные 
ему меры для создания внутреннего и международного порядка, 
необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан 
Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. 
Государственные органы, должностные и иные лица, которым 
доверено исполнение государственных функций, обязаны в преде- 
лах своей компетенции принимать необходимые меры для осущест- 
вления и защиты прав и свобод личности. 
Эти органы и лица несут ответственность за действия, на- 
рушающие права и свободы личности. 
Статья 60. Каждому гарантируется защита его прав и свобод 
компетентным, независимым и беспристрастным судом в определен- 
ные законом сроки. 
С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане 
в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке 
как имущественный вред, так и материальное возмещение мораль- 
ного вреда. 
Статья 61. Каждый вправе в соответствии с международ- 
но-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, 
обращаться в международные организации с целью защиты своих 
прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударс- 
твенные средства правовой защиты. 
Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для 
осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право поль- 
зоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих 
представителей в суде, иных государственных органах, органах 
местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организа- 
циях, общественных объединениях и в отношениях с должностными 
лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юри- 
дическая помощь оказывается за счет государственных средств. 
Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Бе- 
ларусь запрещается. 
Статья 63. Осуществление предусмотренных настоящей Конс- 
титуцией прав и свобод личности может быть приостановлено 
только в условиях чрезвычайного или военного положения в по- 
рядке и пределах, определенных Конституцией и законом. 
При осуществлении особых мер в период чрезвычайного поло- 
жения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 
24, части третьей статьи 25, статьях 26, 31 Конституции. 

РАЗДЕЛ III. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. РЕФЕРЕНДУМ

ГЛАВА 1. 
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 
Статья 64. Выборы депутатов и других лиц, избираемых на 
государственные должности народом, являются всеобщими: право 
избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. 
В выборах не участвуют граждане, признанные судом недеес- 
пособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лише- 
ния свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отно- 
шении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным 
законодательством, избрана мера пресечения -- содержание под 
стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных 
прав граждан в других случаях является недопустимым и наказы- 
вается согласно закону. 
Возрастной ценз депутатов и других лиц, избираемых на го- 
сударственные должности, определяется соответствующими закона- 
ми, если иное не предусмотрено Конституцией. 
Статья 65. Выборы являются свободными: избиратель лично 
решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. 
Подготовка и проведение выборов проводятся открыто и 
гласно. 
Статья 66. Выборы являются равными: избиратели имеют рав- 
ное количество голосов. 
Кандидаты, избираемые на государственные должности, 
участвуют в выборах на равных основаниях. 
Статья 67. Выборы депутатов являются прямыми: депутаты 
избираются гражданами непосредственно. 
Статья 68. Голосование на выборах является тайным: конт- 
роль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запре- 
щается. 
Статья 69. Право выдвижения кандидатов в депутаты принад- 
лежит общественным объединениям, трудовым коллективам и граж- 
данам в соответствии с законом. 
Статья 70. Расходы на подготовку и проведение выборов 
осуществляются за счет государства в пределах выделенных на 
эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы 
на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за 
счет средств общественных объединений, предприятий, учрежде- 
ний, организаций, граждан. 
Статья 71. Проведение выборов обеспечивают избирательные 
комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией. 
Порядок проведения выборов определяется законами Респуб- 
лики Беларусь. 
Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного 
положения. 
Статья 72. Отзыв депутатов осуществляется по основаниям, 
предусмотренным законом. 
Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, пре- 
дусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее 
двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и 
проживающих на соответствующей территории. 
Основания и порядок отзыва членов Совета Республики уста- 
навливаются законом. 
ГЛАВА 2. 
РЕФЕРЕНДУМ (НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ) 
Статья 73. Для решения важнейших вопросов государственной 
и общественной жизни могут проводиться республиканские и мест- 
ные референдумы. 
Статья 74. Республиканские референдумы назначаются Прези- 
дентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также 
по предложению Палаты представителей и Совета Республики, ко- 
торое принимается на их раздельных заседаниях большинством го- 
лосов от установленного Конституцией состава (полного состава) 
каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граж- 
дан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 
тысяч граждан от каждой из областей и города Минска. 
Президент после внесения на его рассмотрение в соответс- 
твии с законом предложений Палаты представителей и Совета Рес- 
публики либо граждан о проведении референдума назначает рес- 
публиканский референдум. 
Дата проведения референдума устанавливается не позднее 
трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении ре- 
ферендума. 
Решения, принятые республиканским референдумом, подписы- 
ваются Президентом Республики Беларусь. 
Статья 75. Местные референдумы назначаются соответствую- 
щими местными представительными органами по своей инициативе 
либо по предложению не менее десяти процентов граждан, облада- 
ющих избирательным правом и проживающих на соответствующей 
территории. 
Статья 76. Референдумы проводятся путем всеобщего, сво- 
бодного, равного и тайного голосования. 
В референдумах участвуют граждане Республики Беларусь, 
обладающие избирательным правом. 
Статья 77. Решения, принятые референдумом, могут быть от- 
менены или изменены только путем референдума, если иное не бу- 
дет определено референдумом. 
Статья 78. Порядок проведения республиканских и местных 
референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть 
вынесены на референдум, определяются законом Республики Бела- 
русь.

РАЗДЕЛ IV. ПРЕЗИДЕНТ, ПАРЛАМЕНТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, СУД

ГЛАВА 3. 
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
Статья 79. Президент Республики Беларусь является главой 
государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и 
свобод человека и гражданина. 
Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реа- 
лизацию основных направлений внутренней и внешней политики, 
представляет Республику Беларусь в отношениях с другими госу- 
дарствами и международными организациями. Президент принимает 
меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее националь- 
ной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает 
политическую и экономическую стабильность, преемственность и 
взаимодействие органов государственной власти, осуществляет 
посредничество между органами государственной власти. 
Президент обладает неприкосновенностью, его честь и дос- 
тоинство охраняются законом. 
Статья 80. Президентом может быть избран гражданин Рес- 
публики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий из- 
бирательным правом и постоянно проживающий в Республике Бела- 
русь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. 
Статья 81. Президент избирается на пять лет непосредс- 
твенно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, сво- 
бодного, равного и прямого избирательного права при тайном го- 
лосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более 
двух сроков. 
Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами 
Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей 
избирателей. 
Выборы Президента назначаются Палатой представителей не 
позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два 
месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. 
Если должность Президента оказалась вакантной, выборы 
проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 
70 дней со дня открытия вакансии. 
Статья 82. Считается, что выборы состоялись, если в голо- 
совании приняли участие более половины граждан Республики Бе- 
ларусь, включенных в список избирателей. Президент считается 
избранным, если за него проголосовало более половины граждан 
Республики Беларусь, принявших участие в голосовании. 
Если ни один из кандидатов не набрал необходимого коли- 
чества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур 
голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее коли- 
чество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в 
Президенты, получивший при повторном голосовании больше поло- 
вины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 
Порядок проведения выборов Президента определяется зако- 
ном Республики Беларусь. 
Статья 83. Президент вступает в должность после принесе- 
ния Присяги следующего содержания: 
"Вступая в должность Президента Республики Беларусь, тор- 
жественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, 
уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соб- 
людать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и 
добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязаннос- 
ти". 
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутс- 
твии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республи- 
ки, судей Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственно- 
го судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента. С 
момента принесения Присяги вновь избранным Президентом полно- 
мочия предыдущего Президента прекращаются. 
Статья 84. Президент Республики Беларусь: 
1) назначает республиканские референдумы; 
2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату 
представителей, Совет Республики и местные представительные 
органы; 
3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотрен- 
ных Конституцией; 
4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики 
Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; 
5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Пре- 
зидента Республики Беларусь, другие органы государственного 
управления, а также консультативно-совещательные и иные органы 
при Президенте; 
6) с согласия Палаты представителей назначает на долж- 
ность Премьер-министра; 
7) определяет структуру Правительства Республики Бела- 
русь, назначает на должность и освобождает от должности замес- 
тителей Премьер-министра, министров и других членов Правитель- 
ства, принимает решение об отставке Правительства или его чле- 
нов; 
8) с согласия Совета Республики назначает на должность 
Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного 
Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей 
этих судов; 
9) с согласия Совета Республики назначает на должность 
судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, 
Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению рес- 
публиканских референдумов, Генерального прокурора, Председате- 
ля и членов Правления Национального банка; 
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных су- 
дей Республики Беларусь; 
11) освобождает от должности Председателя и судей Консти- 
туционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Предсе- 
дателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и 
членов Центральной комиссии по выборам и проведению республи- 
канских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и 
членов Правления Национального банка по основаниям, предусмот- 
ренным законом, с уведомлением Совета Республики; 
12) назначает на должность и освобождает от должности 
Председателя Комитета государственного контроля; 
13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь 
о положении в государстве и об основных направлениях внутрен- 
ней и внешней политики; 
14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, ко- 
торые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты предс- 
тавителей и Совета Республики; имеет право участвовать в рабо- 
те Парламента и его органов, выступать перед ними в любое вре- 
мя с речью или сообщением; 
15) имеет право председательствовать на заседаниях Прави- 
тельства Республики Беларусь; 
16) назначает руководителей республиканских органов госу- 
дарственного управления и определяет их статус; назначает 
представителей Президента в Парламенте и других должностных 
лиц, должности которых определены в соответствии с законода- 
тельством, если иное не предусмотрено Конституцией; 
17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Бе- 
ларусь, его прекращении и предоставлении убежища; 
18) устанавливает государственные праздники и праздничные 
дни, награждает государственными наградами, присваивает класс- 
ные чины и звания; 
19) осуществляет помилование осужденных; 
20) ведет переговоры и подписывает международные догово- 
ры, назначает и отзывает дипломатических представителей Рес- 
публики Беларусь в иностранных государствах и при международ- 
ных организациях; 
21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредито- 
ванных при нем дипломатических представителей иностранных го- 
сударств; 
22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также 
беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со 
стороны группы лиц и организаций, в результате которых возни- 
кает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целост- 
ности и существованию государства, вводит на территории Рес- 
публики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное 
положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на 
утверждение Совета Республики; 
23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе 
отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не 
более чем на трехмесячный срок; 
24) подписывает законы; имеет право в порядке, установ- 
ленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его поло- 
жения со своими возражениями в Палату представителей; 
25) имеет право отменять акты Правительства; 
26) непосредственно или через создаваемые им органы осу- 
ществляет контроль за соблюдением законодательства местными 
органами управления и самоуправления; имеет право приостанав- 
ливать решения местных Советов депутатов и отменять решения 
местных исполнительных и распорядительных органов в случае 
несоответствия их законодательству; 
27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики 
Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности 
Государственного секретаря Совета Безопасности; 
28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Рес- 
публики Беларусь; назначает на должности и освобождает от 
должностей высшее командование Вооруженных Сил; 
29) вводит на территории Республики Беларусь в случае во- 
енной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную 
или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок при- 
нятого решения на утверждение Совета Республики; 
30) осуществляет иные полномочия, возложенные на него 
Конституцией и законами. 
Статья 85. Президент на основе и в соответствии с Консти- 
туцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу 
на всей территории Республики Беларусь. 
В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает 
декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или 
через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, 
указов и распоряжений. 
Статья 86. Президент не может занимать другие должности, 
получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за 
исключением гонораров за произведения науки, литературы и ис- 
кусства. 
Президент приостанавливает членство в политических парти- 
ях и других общественных объединениях, преследующих политичес- 
кие цели, на весь срок полномочий. 
Статья 87. Президент может в любое время подать в отстав- 
ку. Отставка Президента принимается Палатой представителей. 
Статья 88. Президент Республики Беларусь может быть дос- 
рочно освобожден от должности при стойкой неспособности по 
состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Реше- 
ние о досрочном освобождении Президента принимается большинс- 
твом не менее двух третей голосов от полного состава Палаты 
представителей и большинством не менее двух третей голосов от 
полного состава Совета Республики на основании заключения спе- 
циально создаваемой палатами комиссии. 
Президент может быть смещен с должности в связи с совер- 
шением государственной измены или иного тяжкого преступления. 
Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом слу- 
чае считается принятым, если за него проголосовало большинство 
от полного состава Палаты представителей по предложению не ме- 
нее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения органи- 
зуется Советом Республики. Президент считается смещенным с 
должности, если за это решение проголосовало не менее двух 
третей от полного состава Совета Республики, а также не менее 
двух третей от полного состава Палаты представителей. 
Непринятие Советом Республики и Палатой представителей 
решения о смещении Президента с должности в течение месяца со 
дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Пред- 
ложение о смещении Президента с должности не может иницииро- 
ваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией 
вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента. 
В случае смещения Президента в связи с совершением прес- 
тупления дело по существу обвинения рассматривается Верховным 
Судом. 
Статья 89. В случае вакансии должности Президента или не- 
возможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, 
предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения 
Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-ми- 
нистру. 
ГЛАВА 4. 
ПАРЛАМЕНТ -- 
НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ 
Статья 90. Парламент -- Национальное собрание Республики 
Беларусь является представительным и законодательным органом 
Республики Беларусь. 
Парламент состоит из двух палат -- Палаты представителей 
и Совета Республики. 
Статья 91. Состав Палаты представителей -- 110 депутатов. 
Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в со- 
ответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, 
прямого избирательного права при тайном голосовании. 
Совет Республики является палатой территориального предс- 
тавительства. От каждой области и города Минска тайным голосо- 
ванием избираются на заседаниях депутатов местных Советов де- 
путатов базового уровня каждой области и города Минска по во- 
семь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики 
назначаются Президентом Республики Беларусь. 
Выборы нового состава палат Парламента назначаются не 
позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до 
окончания полномочий палат действующего созыва. 
Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение 
трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат 
Парламента. 
Статья 92. Депутатом Палаты представителей может быть 
гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. 
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики 
Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответс- 
твующей области, города Минска не менее пяти лет. 
Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномо- 
чия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не пре- 
дусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может 
быть одновременно членом Правительства. 
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом 
двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может 
быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Респуб- 
лики не может быть одновременно членом Правительства. Не до- 
пускается совмещение обязанностей депутата Палаты представите- 
лей, члена Совета Республики с одновременным занятием должнос- 
ти Президента либо судьи. 
Статья 93. Срок полномочий Парламента -- четыре года. 
Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона 
только в случае войны. 
Первая после выборов сессия палат Парламента созывается 
Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских 
референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 
дней после выборов. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и 
начала работы первой сессии Палаты представителей осуществля- 
ется со дня второго тура голосования по выборам ее нового сос- 
тава. Если второй тур голосования по выборам в Палату предста- 
вителей не проводится, отсчет тридцатидневного срока осущест- 
вляется со дня проведения первого тура общих выборов в Респуб- 
лике Беларусь. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и на- 
чала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со 
дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов ба- 
зового уровня по выборам членов Совета Республики от области 
или города Минска. 
В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, пол- 
номочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть 
прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты предста- 
вителей или Совета Республики по решению Президента могут быть 
также прекращены полномочия соответственно Совета Республики 
или Палаты представителей. 
Статья 94. Полномочия Палаты представителей могут быть 
досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выра- 
жении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в 
даче согласия на назначение Премьер-министра. 
Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики 
могут быть также досрочно прекращены на основании заключения 
Конституционного Суда в случае систематического или грубого 
нарушения палатами Парламента Конституции. 
Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее 
чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с пред- 
седателями палат. 
Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или 
военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Пре- 
зидента, в период решения палатами вопроса о досрочном осво- 
бождении или смещении Президента с должности. 
Не допускается роспуск палат в течение года со дня их 
первых заседаний. 
Статья 95. Палаты собираются на две очередные сессии в 
год. 
Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность 
не может быть более восьмидесяти дней. 
Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность 
не может быть более девяноста дней. 
Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, 
то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. 
Палата представителей, Совет Республики в случае особой 
необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе 
Президента, а также по требованию большинства не менее двух 
третей голосов от полного состава каждой из палат по опреде- 
ленной повестке дня. 
Внеочередные сессии созываются указами Президента. 
Статья 96. Палата представителей избирает из своего сос- 
тава Председателя Палаты представителей и его заместителя. 
Совет Республики избирает из своего состава Председателя 
Совета Республики и его заместителя. 
Председатели Палаты представителей и Совета Республики, 
их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком 
палат. 
Палата представителей и Совет Республики из своего соста- 
ва избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения за- 
конопроектной работы, предварительного рассмотрения и подго- 
товки вопросов, относящихся к ведению палат. 
Статья 97. Палата представителей: 
1) рассматривает по предложению Президента либо по иници- 
ативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладаю- 
щих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений 
и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; 
2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверж- 
дении основных направлений внутренней и внешней политики Рес- 
публики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации 
международных договоров; об основном содержании и принципах 
осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданс- 
тве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах наци- 
ональных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и 
отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов 
и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; 
об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда 
и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, 
воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране 
окружающей среды и рациональном использовании природных ре- 
сурсов; об определении порядка решения вопросов административ- 
но-территориального устройства государства; о местном самоуп- 
равлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; 
об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны 
и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайно- 
го положения; об установлении государственных наград; о толко- 
вании законов; 
3) назначает выборы Президента; 
4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-минист- 
ра; 
5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе дея- 
тельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; 
повторное отклонение палатой программы означает выражение во- 
тума недоверия Правительству; 
6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о 
доверии Правительству; 
7) по инициативе не менее одной трети от полного состава 
Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; 
вопрос об ответственности Правительства не может быть постав- 
лен в течение года после одобрения программы его деятельности; 
8) принимает отставку Президента; 
9) выдвигает большинством голосов от полного состава Па- 
латы представителей обвинение против Президента в совершении 
государственной измены или иного тяжкого преступления; на ос- 
новании соответствующего решения Совета Республики принимает 
большинством не менее двух третей голосов от полного состава 
решение о смещении Президента с должности; 
10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представи- 
телей. 
Палата представителей может принимать решения по другим 
вопросам, если это предусмотрено Конституцией. 
Статья 98. Совет Республики: 
1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей 
проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конститу- 
цию; о толковании Конституции; проекты иных законов; 
2) дает согласие на назначение Президентом Председателя 
Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, 
Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя 
Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских 
референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов 
Правления Национального банка; 
4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики 
Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; 
5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соот- 
ветствующие законодательству; 
6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов 
в случае систематического или грубого нарушения им требований 
законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом; 
7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обви- 
нение против Президента в совершении государственной измены 
или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расс- 
ледовании. При наличии оснований большинством не менее двух 
третей голосов от полного состава принимает решение о смещении 
Президента с должности; 
8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайно- 
го положения, военного положения, полной или частичной мобили- 
зации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения 
принимает соответствующее решение. 
Совет Республики может принимать решения по другим вопро- 
сам, если это предусмотрено Конституцией. 
Статья 99. Право законодательной инициативы принадлежит 
Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республи- 
ки, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным 
правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в 
Палате представителей. 
Законопроекты, следствием принятия которых может быть 
сокращение государственных средств, создание или увеличение 
расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с сог- 
ласия Президента либо по его поручению -- Правительства. 
Президент либо по его поручению Правительство имеют право 
вносить предложения в Палату представителей и Совет Республи- 
ки об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата 
представителей и Совет Республики в этом случае должны расс- 
мотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на 
их рассмотрение. 
По требованию Президента либо, с его согласия, Правитель- 
ства Палата представителей, Совет Республики на своих заседа- 
ниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Пре- 
зидентом или Правительством проект или его часть, сохранив 
лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом 
либо Правительством. 
Статья 100. Любой законопроект, если иное не предусмотре- 
но Конституцией, вначале рассматривается в Палате представите- 
лей, а затем в Совете Республики. 
Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных 
Конституцией, становится законом после принятия Палатой 
представителей и одобрения Советом Республики большинством го- 
лосов от полного состава каждой палаты. 
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 
пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где 
могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не 
предусмотрено Конституцией. 
Закон считается одобренным Советом Республики, если за 
него проголосовало большинство от полного состава Совета Рес- 
публики либо если в течение двадцати дней, а при объявлении 
законопроекта срочным -- десяти дней со дня внесения он не был 
рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопро- 
екта Советом Республики палаты могут создать согласительную 
комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления 
возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный сог- 
ласительной комиссией, представляется на одобрение обеих па- 
лат. 
Если согласительной комиссией не принят согласованный 
текст законопроекта, Президент либо по его поручению Прави- 
тельство могут потребовать, чтобы Палата представителей приня- 
ла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой 
представителей при условии, что за него проголосовало не менее 
двух третей от полного состава Палаты представителей. 
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Сове- 
том Республики либо принятый Палатой представителей в поряд- 
ке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в деся- 
тидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен 
с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возв- 
ращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, 
как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон 
не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог 
быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. 
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его 
со своими возражениями в Палату представителей, которая должна 
рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридца- 
ти дней. Если закон будет принят Палатой представителей боль- 
шинством не менее двух третей голосов от полного состава, он 
вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направля- 
ется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его 
повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, 
если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от 
полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Па- 
латой представителей и Советом Республики возражений Президен- 
та подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступа- 
ет в силу и в том случае, если он не будет подписан Президен- 
том в этот срок. 
В таком же порядке палатами рассматриваются возражения 
Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются 
для повторного голосования. В этом случае до вынесения соот- 
ветствующего решения Палатой представителей и Советом Респуб- 
лики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за 
исключением тех положений, относительно которых имеются возра- 
жения Президента. 
Статья 101. Палата представителей и Совет Республики за- 
коном, принятым большинством голосов от полного состава палат, 
по предложению Президента могут делегировать ему законодатель- 
ные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот 
закон должен определять предмет регулирования и срок полномо- 
чий Президента на издание декретов. 
Не допускается делегирование полномочий Президенту на из- 
дание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конс- 
титуции, ее толкование; изменение и дополнение программных за- 
конов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его ис- 
полнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; 
ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о де- 
легировании законодательных полномочий Президенту не может 
разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять 
право принимать нормы, имеющие обратную силу. 
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе 
либо по предложению Правительства может издавать временные 
декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по 
предложению Правительства, они скрепляются подписью Премь- 
ер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок 
представлены для последующего рассмотрения Палатой представи- 
телей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, 
если они не отменены большинством не менее двух третей голосов 
от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать 
законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отме- 
нены. 
Статья 102. Депутаты Палаты представителей и члены Совета 
Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих 
мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к 
обвинению их в клевете и оскорблении. 
В течение срока своих полномочий депутаты Палаты предста- 
вителей и члены Совета Республики могут быть арестованы, иным 
образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия 
соответствующей палаты, за исключением совершения государс- 
твенной измены или иного тяжкого преступления, а также задер- 
жания на месте совершения преступления. 
Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей 
или члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом. 
Статья 103. Заседания палат являются открытыми. Палаты, 
если этого требуют интересы государства, могут принять решение 
о проведении закрытого заседания большинством голосов от их 
полного состава. Во время заседаний, в том числе и закрытых, 
Президент, его представители, Премьер-министр и члены Прави- 
тельства могут выступать вне очереди записавшихся для выступ- 
ления столько раз, сколько они этого потребуют. 
Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депута- 
тов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов 
Правительства. 
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики 
вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Прави- 
тельства, руководителям государственных органов, образуемых 
или избираемых Парламентом. Запрос должен быть включен в по- 
вестку дня палаты. Ответ на запрос надлежит дать в течение 
двадцати сессионных дней в порядке, установленном палатой Пар- 
ламента. 
Заседание палаты считается правомочным при условии, что 
на нем присутствует не менее двух третей депутатов Палаты 
представителей или членов Совета Республики от полного состава 
палаты. 
Голосование в Палате представителей и Совете Республики 
открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Рес- 
публики путем подачи голоса "за" или "против". Тайное голосо- 
вание проводится только при решении кадровых вопросов. 
Статья 104. Решения Палаты представителей принимаются в 
форме законов и постановлений. Постановления Палаты представи- 
телей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного 
характера. 
Решения Совета Республики принимаются в форме постановле- 
ний. 
Решения палат считаются принятыми при условии, что за них 
проголосовало большинство от полного состава палат, если иное 
не предусмотрено Конституцией. 
Законы об основных направлениях внутренней и внешней по- 
литики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Бе- 
ларусь являются программными и считаются принятыми при усло- 
вии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного 
состава палат. 
Законы подлежат немедленному опубликованию после их под- 
писания и вступают в силу через десять дней после опубликова- 
ния, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же 
порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента. 
Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, 
когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. 
Статья 105. Порядок деятельности Палаты представителей, 
Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей 
и членов Совета Республики определяется регламентами палат, 
которые подписываются председателями палат. 
ГЛАВА 5. 
ПРАВИТЕЛЬСТВО -- СОВЕТ 
МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ 
Статья 106. Исполнительную власть в Республике Беларусь 
осуществляет Правительство -- Совет Министров Республики Бела- 
русь -- центральный орган государственного управления. 
Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту 
Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республи- 
ки Беларусь. 
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избран- 
ным Президентом Республики Беларусь. 
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-ми- 
нистра, его заместителей и министров. В состав Правительства 
могут входить и руководители иных республиканских органов го- 
сударственного управления. 
Премьер-министр назначается Президентом Республики Бела- 
русь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопро- 
су принимается Палатой представителей не позднее чем в двухне- 
дельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премь- 
ер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на 
назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент 
Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности 
Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить 
новые выборы. 
Работой Правительства руководит Премьер-министр. 
Премьер-министр: 
1) осуществляет непосредственное руководство деятель- 
ностью Правительства и несет персональную ответственность за 
его работу; 
2) подписывает постановления Правительства; 
3) в двухмесячный срок после своего назначения представ- 
ляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в слу- 
чае ее отклонения представляет повторную программу деятельнос- 
ти Правительства в течение двух месяцев; 
4) информирует Президента об основных направлениях дея- 
тельности Правительства и о всех его важнейших решениях; 
5) выполняет другие функции, связанные с организацией и 
деятельностью Правительства. 
Правительство или любой член Правительства вправе заявить 
Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальней- 
шее осуществление возложенных на них обязанностей. Правитель- 
ство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Пала- 
той представителей вотума недоверия Правительству. 
Премьер-министр может поставить перед Палатой представи- 
телей вопрос о доверии Правительству по представленной прог- 
рамме или по конкретному поводу. Если Палата представителей в 
доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок при- 
нять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты 
представителей и назначении новых выборов. При отклонении отс- 
тавки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия. 
Президент вправе по собственной инициативе принять реше- 
ние об отставке Правительства и освободить от должности любого 
члена Правительства. 
В случае отставки или сложения полномочий Правительство 
Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осу- 
ществлять свои полномочия до сформирования нового Правительст- 
ва. 
Статья 107. Правительство Республики Беларусь: 
руководит системой подчиненных ему органов государствен- 
ного управления и других органов исполнительной власти; 
разрабатывает основные направления внутренней и внешней 
политики и принимает меры по их реализации; 
разрабатывает и представляет Президенту для внесения в 
Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его испол- 
нении; 
обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, 
кредитной и денежной политики, государственной политики в об- 
ласти науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, 
социального обеспечения и оплаты труда; 
принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, за- 
щите интересов государства, национальной безопасности и оборо- 
носпособности, охране собственности и общественного порядка, 
борьбе с преступностью; 
выступает от имени собственника в отношении имущества, 
являющегося собственностью Республики Беларусь, организует уп- 
равление государственной собственностью; 
обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, 
указов и распоряжений Президента; 
Президент Республики Беларусь А. ЛУКАШЕНКО. 
осуществляет иные полномочия, возложенные на него Консти- 
туцией, законами и актами Президента. 
Статья 108. Правительство Республики Беларусь издает пос- 
тановления, имеющие обязательную силу на всей территории Рес- 
публики Беларусь. 
Премьер-министр издает в пределах своей компетенции рас- 
поряжения. 
Компетенция, порядок организации и деятельности Прави- 
тельства определяются на основе Конституции законом о Совете 
Министров Республики Беларусь. 
ГЛАВА 6. 
СУД 
Статья 109. Судебная власть в Республике Беларусь принад- 
лежит судам. 
Система судов строится на принципах территориальности и 
специализации. 
Судоустройство в Республике Беларусь определяется зако- 
ном. 
Образование чрезвычайных судов запрещается. 
Статья 110. Судьи при осуществлении правосудия независимы 
и подчиняются только закону. 
Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправ- 
лению правосудия недопустимо и влечет ответственность по зако- 
ну. 
Статья 111. Судьи не могут осуществлять предприниматель- 
скую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме 
преподавательской и научно-исследовательской. 
Основания для избрания (назначения) судей на должности и 
их освобождения предусматриваются законом. 
Статья 112. Суды осуществляют правосудие на основе Конс- 
титуции и принятых в соответствии с ней иных нормативных ак- 
тов. 
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выво- 
ду о несоответствии нормативного акта Конституции, он принима- 
ет решение в соответствии с Конституцией и ставит в установ- 
ленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта 
неконституционным. 
Статья 113. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а 
в предусмотренных законом случаях -- единолично судьями. 
Статья 114. Разбирательство дел во всех судах открытое. 
Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается 
лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех пра- 
вил судопроизводства. 
Статья 115. Правосудие осуществляется на основе состяза- 
тельности и равенства сторон в процессе. 
Судебные постановления являются обязательными для всех 
граждан и должностных лиц. 
Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на 
обжалование решений, приговоров и других судебных постановле- 
ний. 
Статья 116. Контроль за конституционностью нормативных 
актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Рес- 
публики Беларусь. 
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в ко- 
личестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в 
области права, имеющих, как правило, ученую степень. 
Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом 
Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республи- 
ки. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом 
с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конститу- 
ционного Суда -- 11 лет. Предельный возраст членов Конституци- 
онного Суда -- 70 лет. 
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики 
Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного 
Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Респуб- 
лики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь дает зак- 
лючения: 
о соответствии законов, декретов, указов Президента, меж- 
дународных договорных и иных обязательств Республики Беларусь 
Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным 
Республикой Беларусь; 
о соответствии актов межгосударственных образований, в 
которые входит Республика Беларусь, указов Президента, издан- 
ных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым 
актам,ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декре- 
там; 
о соответствии постановлений Совета Министров, актов Вер- 
ховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального проку- 
рора Конституции, международно-правовым актам, ратифицирован- 
ным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам; 
о соответствии актов любого другого государственного ор- 
гана Конституции, международно-правовым актам, ратифицирован- 
ным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам. 
Нормативные акты или их отдельные положения, признанные 
неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом 
законом. 
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный 
Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов 
систематического или грубого нарушения палатами Парламента 
Конституции Республики Беларусь. 
Компетенция, организация и порядок деятельности Конститу- 
ционного Суда определяются законом. 

РАЗДЕЛ V. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 117. Местное управление и самоуправление осущест- 
вляется гражданами через местные Советы депутатов, исполни- 
тельные и распорядительные органы, органы территориального об- 
щественного самоуправления, местные референдумы, собрания и 
другие формы прямого участия в государственных и общественных 
делах. 
Статья 118. Местные Советы депутатов избираются граждана- 
ми соответствующих административно-территориальных единиц сро- 
ком на четыре года. 
Статья 119. Руководители местных исполнительных и распо- 
рядительных органов назначаются на должность и освобождаются 
от должности Президентом Республики Беларусь или в установлен- 
ном им порядке и утверждаются в должности соответствующими 
местными Советами депутатов. 
Статья 120. Местные Советы депутатов, исполнительные и 
распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы 
местного значения исходя из общегосударственных интересов и 
интересов населения, проживающего на соответствующей террито- 
рии, исполняют решения вышестоящих государственных органов. 
Статья 121. К исключительной компетенции местных Советов 
депутатов относятся: 
утверждение программ экономического и социального разви- 
тия, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; 
установление в соответствии с законом местных налогов и 
сборов; 
определение в пределах, установленных законом, порядка 
управления и распоряжения коммунальной собственностью; 
назначение местных референдумов. 
Статья 122. Местные Советы депутатов, исполнительные и 
распорядительные органы на основании действующего законода- 
тельства принимают решения,имеющие обязательную силу на соот- 
ветствующей территории. 
Решения местных Советов депутатов, не соответствующие за- 
конодательству, отменяются вышестоящими представительными ор- 
ганами. 
Решения местных исполнительных и распорядительных орга- 
нов, не соответствующие законодательству, отменяются соответс- 
твующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и 
распорядительными органами, а также Президентом Республики Бе- 
ларусь. 
Решения местных Советов депутатов, исполнительных и рас- 
порядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, 
свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмот- 
ренных законодательством случаях могут быть обжалованы в су- 
дебном порядке. 
Статья 123. В случае систематического или грубого наруше- 
ния местным Советом депутатов требований законодательства он 
может быть распущен Советом Республики. Иные основания досроч- 
ного прекращения полномочий местных Советов депутатов опреде- 
ляются законом. 
Статья 124. Компетенция, порядок создания и деятельности 
органов местного управления и самоуправления определяются за- 
конодательством.

РАЗДЕЛ VI. ПРОКУРАТУРА. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ГЛАВА 7. 
ПРОКУРАТУРА 
Статья 125. Надзор за точным и единообразным исполнением 
законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерс- 
твами и другими подведомственными Совету Министров органами, 
местными представительными и исполнительными органами, предп- 
риятиями, организациями и учреждениями, общественными объеди- 
нениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Гене- 
рального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему про- 
куроров. 
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов 
при расследовании преступлений, соответствием закону судебных 
решений по гражданским, уголовным делам и делам об администра- 
тивных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, 
проводит предварительное следствие, поддерживает государствен- 
ное обвинение в судах. 
Статья 126. Единую и централизованную систему органов 
прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Пре- 
зидентом с согласия Совета Республики. 
Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором. 
Статья 127. Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры 
независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются 
законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор 
подотчетен Президенту. 
Статья 128. Компетенция, организация и порядок деятель- 
ности органов прокуратуры определяются законодательством. 
ГЛАВА 8. 
КОМИТЕТ 
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ 
Статья 129. Государственный контроль за исполнением рес- 
публиканского бюджета, использованием государственной собс- 
твенности, исполнением актов Президента, Парламента, Прави- 
тельства и других государственных органов, регулирующих отно- 
шения государственной собственности, хозяйственные, финансовые 
и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного 
контроля. 
Статья 130. Комитет государственного контроля образуется 
Президентом. 
Председатель Комитета государственного контроля назнача- 
ется Президентом. 
Статья 131. Компетенция, организация и порядок деятель- 
ности Комитета государственного контроля определяются законо- 
дательством.

РАЗДЕЛ VII. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 132. Финансово-кредитная система Республики Бела- 
русь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также 
финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учрежде- 
ний,организаций и граждан. 
На территории Республики Беларусь проводится единая бюд- 
жетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная поли- 
тика. 
Статья 133. Бюджетная система Республики Беларусь включа- 
ет республиканский и местные бюджеты. 
Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых 
законом, других обязательных платежей, а также иных поступле- 
ний. 
Общегосударственные расходы осуществляются за счет рес- 
публиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. 
В соответствии с законом в Республике Беларусь могут соз- 
даваться внебюджетные фонды. 
Статья 134. Порядок составления, утверждения и исполнения 
бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется 
законом. 
Статья 135. Отчет об исполнении республиканского бюджета 
представляется на рассмотрение Парламента не позднее пяти ме- 
сяцев со дня окончания отчетного финансового года. 
Отчеты об исполнении местных бюджетов подаются на расс- 
мотрение соответствующих Советов депутатов в определенный за- 
конодательством срок. 
Отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов 
публикуются. 
Статья 136. Банковская система Республики Беларусь состо- 
ит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. 
Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное об- 
ращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным 
правом эмиссии денег.

РАЗДЕЛ VIII. ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Статья 137. Конституция обладает высшей юридической си- 
лой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных орга- 
нов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Респуб- 
лики Беларусь. 
В случае расхождения закона, декрета или указа с Консти- 
туцией действует Конституция. 
В случае расхождения декрета или указа с законом закон 
имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание 
декрета или указа были предоставлены законом. 
Статья 138. Вопрос об изменении и дополнении Конституции 
рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента 
или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих 
избирательным правом. 
Статья 139. Закон об изменении и дополнении Конституции 
может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламен- 
том с промежутком не менее трех месяцев. 
Изменения и дополнения Конституции Парламентом не произ- 
водятся в период чрезвычайного положения, а также в последние 
шесть месяцев полномочий Палаты представителей. 
Статья 140. Конституция, законы о внесении в нее измене- 
ний и дополнений, о введении в действие указанных законов, ак- 
ты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них 
проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой 
из палат Парламента. 
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены 
через референдум. Решение об изменении и дополнении Конститу- 
ции путем референдума считается принятым, если за него прого- 
лосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосо- 
вания. 
Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены 
только путем референдума.

РАЗДЕЛ IХ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 141. Конституция Республики Беларусь 1994 года с 
изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском рефе- 
рендуме (настоящая Конституция), вступает в силу со дня ее 
опубликования, за исключением ее отдельных положений, вступаю- 
щих в силу в сроки, установленные настоящей Конституцией. Од- 
новременно прекращается действие Закона Республики Беларусь "О 
порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь". 
Статья 142. Законы, указы и другие акты, действовавшие на 
территории Республики Беларусь до введения в действие настоя- 
щей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конс- 
титуции Республики Беларусь. 
Статья 143. В месячный срок со дня вступления в силу нас- 
тоящей Конституции Верховный Совет Республики Беларусь и Пре- 
зидент Республики Беларусь формируют Палату представителей из 
числа депутатов Верховного Совета, избранных ко дню назначения 
даты проведения республиканского референдума 1996 года. При 
этом депутаты Верховного Совета Республики Беларусь сохраняют 
свои полномочия в течение срока, предусмотренного настоящей 
Конституцией. Срок их полномочий исчисляется со дня вступления 
в силу настоящей Конституции. 
Совет Республики формируется в порядке, предусмотренном 
статьей 91 настоящей Конституции. 
Если в указанный срок состав Палаты представителей не бу- 
дет сформирован вследствие разногласий между Президентом и 
Верховным Советом, Президент в соответствии с пунктами 2 и 3 
статьи 84 настоящей Конституции распускает Верховный Совет и 
назначает выборы в Парламент. 
Статья 144. Президент Республики Беларусь сохраняет свои 
полномочия. Срок его полномочий исчисляется со дня вступления 
в силу настоящей Конституции. 
Статья 145. Правительство Республики Беларусь приобретает 
со дня вступления в силу настоящей Конституции установленные 
ею права и обязанности. 
Статья 146. Президент, Парламент, Правительство в течение 
двух месяцев со дня вступления в силу настоящей Конституции 
образуют и формируют указанные в ней органы в порядке, уста- 
новленном настоящей Конституцией, если иное не предусмотрено 
частью третьей статьи 143 Конституции. 
*) Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 
г. и в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь "О 
порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь" 
вступила в силу со дня ее опубликования.

<<< На главную

Hosted by uCoz